Петербург и дар Церетели

Всего два года назад столь же бурно обсуждался дар французских
архитекторов, «украсивших» наш город своей Башней мира. И вот снова ломаются копья, расходуются нервные клетки, появился повод для шумных дискуссий. Не зря говорится –
«бойся данайцев, дары приносящих».

В нашем случае роль данайца сыграл Зураб Церетели. Его памятник основателю города четвертый месяц стоит в центре Петербурга, резко диссонируя с окружающей обстановкой. Как художник, Зураб Церетели должен был бы это видеть. Однако амбиции сегодня важнее разума и вкуса. Главный художник страны почему-то решил, что место его творению только в исторической части города, рядом с всемирно известными творениями Фальконе и Клодта. Он желает установки шестиметрового гиганта либо в сквере на Троицкой площади, либо у Петропавловки на Заячьем острове, либо при съезде с Биржевого моста, либо на Петровской набережной перед Нахимовским училищем, о чем и сообщил в письме нашему губернатору.
Валентина Матвиенко приняла верное решение, поручив обсудить проблему Комиссии по обсуждению проектов памятников совместно с Общественным советом. В обсуждении приняли участие председатели КГИОП Вера Дементьева и Комитета культуры Николай Буров. Единогласно было принято решение направить мастеру письмо с обоснованным отказом в установке памятника в историческом центре. Дело в том, что согласно охранному законодательству новое строительство в историческом центре, охраняемом ЮНЕСКО, запрещено категорически. А установка памятника, по словам Веры Дементьевой, и есть новое строительство. В этом же письме решили повторно предложить место установки в крепости Орешек – решение, принятое на предыдущем заседании совета. Зураба Церетели Орешек не устроил по причине удаленности от центра Петербурга. Однако общественность в лице Совета посчитала возможным повторить свое приглашение президенту Академии художеств РФ посетить Орешек и лично убедиться в том, что памятнику там самое место.
Впрочем, предлагались и другие территории: пересечение улиц Гагарина и Типанова (глава Московского района Александр Полукеев посчитал, что памятник вполне подойдет этому пустынному месту), аэропорт Пулково, гостиница «Прибалтийская», дамба, въезд в город в районе Лахты, даже прямо в море перед Морским фасадом. Но самое разумное предложение прозвучало из уст тренера по фигурному катанию Тамары Москвиной. Она резонно заметила, что когда что-то дарит своим друзьям, то не требует установки подарка посреди квартиры и не обижается, если его просто уберут на антресоль до лучших времен. Может, стоит и дар Церетели временно передать на хранение. А с течением времени определится место и для этого дара. Кто-то из присутствующих подсказал: «в «Балтийской жемчужине» например». За предложение ухватились.
Было решено обратиться с письмом к директору предприятия «Монументскульптура» с просьбой принять памятник на хранение. Вполне соломоново решение: свалить ответственность за установку на следующие поколения (как говорил Ходжа Насреддин, за 20 лет кто-нибудь из нас троих умрет: либо хан, либо ишак, либо я). Впрочем, это лучшее, что в данном случае можно было придумать, так как только на изготовление постамента для памятника потребуется порядка 11 млн рублей бюджетных средств, которых у города нет. Правда, перевозка и хранение памятника тоже влетят в копеечку, но другой выход найти сложнее – не оставлять же его на ступенях Манежа, которые трещат под тяжестью дара.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Городская среда
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.