Собаки лают, а караван идет

Недавно стали известны учредители громкого проекта по намыву территории Васильевского острова и строительству морского вокзала, названы необходимые суммы и примерные сроки, получено одобрение правительства. В принципе, осуществлению масштабной стройки уже ничего не мешает. К мнению немногочисленных противников предпочитают не прислушиваться.

Проект осуществляет управляющая компания «Морской фасад», объединяющая ООО «Перспектива» и ООО «Морской фасад Санкт-Петербург». Долгое время ответа на вопрос о том, кто стоит за этими компаниями и откуда у них почти миллиард долларов только на первую очередь строительства не было. Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, в направленном на имя губернатора запросе интересовался, как ООО «Перспектива» смогло получить статус стратегического партнера, будучи зарегистрировано на Кипре и обладая уставным капиталом в 10 тыс. рублей. «Депутаты, преимущественно из фракций «Родина» и «Единая Россия», запрос не поддержали, – говорит парламентарий. – Странно, что губернатору уже все понятно. Проект готов слишком быстро, еще на предварительном обсуждении Генплана в декабре его не было».
Кстати, летом 2004 года во время визита в Санкт-Петербург министра экономического развития и торговли России Германа Грефа василеостровский проект представлял депутат Государственной думы от фракции «Родина» Виталий Южилин, один из бывших владельцев Морского порта. «Незавершенные стройки прошлого века до сих пор у всех перед глазами. Это и дамба, и нереализованный проект РАО «Высокоскоростные магистрали – «яма» у Московского вокзала. Не исключаю, что в ближайшем будущем инициаторы проекта, как в случае с «ямой», придут за городскими гарантиями», – считает Михаил Амосов.
Недавно выяснилось, что компании «Перспектива» и «Морской фасад Санкт-Петербург» входят в группу First quantum Ltd, занимающуюся контейнерными перевозками. Шавкат Кары-Ниязов, президент УК «Морской фасад», отмечает, что First quantum Ltd хорошо известна в портовом бизнесе: на ее счету строительство Балтийского балкерного терминала, проект Балтийского контейнерного терминала, который должен начать работу в 2007 году, и многие другие. Заместитель начальника управления инвестиционных проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации Алексей Кайдалов заявляет, что именно результаты анализа информации о материнской компании помогли ООО «Перспектива» получить статус стратегического партнера.
По предварительным оценкам стоимость всего проекта может составить около $3 млрд Пока необходимо изыскать $50 млн на проектно-изыскательские работы, $250 млн на инфраструктуру, $200 млн на гидротехнические сооружения и $430 млн на образование территории. Федеральный бюджет выделил 600 млн рублей на дноуглубительные работы, которые, кстати, ведутся с июня нынешнего года. Работы на земле Васильевского острова начнутся в IV квартале этого года. Об этом сообщил Юрий Суптеля, заместитель главы администрации Василеостровского района. По его словам, эксплуатация порта будет приносить ежегодно по $80 млн в городской и федеральный бюджеты. Намыть предполагается 450 га, при этом береговая линия будет отодвинута на запад местами почти на полтора километра. Треть территории займет Морской пассажирский терминал с семью причалами, рассчитанными на прием судов океанского класса длиной до 300 метров. Предполагается, что в день через него будут проходить 12 тыс. пассажиров. Специалисты рассчитывают, что такой поток туристов ежегодно станет приносить в бюджет города не менее $56 млн, в федеральный – около $69 млн. Первая очередь терминала должна быть сдана в 2008 году, а полностью стройка должна завершиться в 2012 году. На остальной территории будут построены дома для 30 тыс. новых жителей. Решить транспортную проблему предполагается за счет строительства Западного скоростного диаметра длиной почти 50 километров, который свяжет север и юг города. По словам Юрия Суптели, скорее всего будет утвержден вариант с прокладкой под Невой автомобильных тоннелей и организацией двух транспортных развязок. Центральный участок, проходящий вдоль западной части Васильевского острова, является наиболее проблемным. Предполагается, что к острову приведет разводной мост, затем трасса пройдет сквозь туннель и выйдет из него на северо-западной оконечности Васильевского острова. Затем машины через Приморский район смогут выехать к трассе «Скандинавия». Закончить строительство также планируется в 2012 году. Предварительная стоимость проекта – около $2 млрд.
Не все разделяют оптимизм чиновников и бизнесменов. Специалисты-строители, экологи, общественность продолжают задавать вопросы. Строителей смущает поспешность, с которой разрабатывается проект и нереальные сроки строительства. Инициаторы проекта заявляют, что, используя современные методы стабилизации грунта при образовании территорий, застройку на искусственном острове можно начинать уже через год, в 2007 году. Экологи стараются оценить ущерб, который будет нанесен акватории Финского залива при проведении дноуглубительных и намывных работ. Жители Васильевского острова собираются на митинги и обсуждают, не пора ли уже продавать квартиры, ведь жилье с видом на море явно потеряет в цене, если панораму перекроет очередная высотка.

Автор: Екатерина Меньшикова
рубрика: Среда обитания
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.