Муниципалы и строители: трудное взаимодействие

Муниципалитеты первого уровня по-прежнему оказываются «слабым звеном» строительного процесса. Как правило, они не способны выстроить отношения с подрядчиками при сооружении социального жилья и иных объектов, которые возводятся в рамках госзаказа. Эта тема стала одной из основных на заседании постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленобласти.

В 2011 году в рамках областной адресной инвестиционной программы в регионе возводилось и проектировалось 79 объектов. Из 2,252 млрд рублей было освоено 2,029 млрд. Построены акушерские пункты в Старой Ладоге, Селезневе; детский сад и школа в Южном микрорайоне во Всеволожске, пристройка к одной из школ и спортзал в Выборге. Также введены в строй футбольное поле в поселке Романовке Всеволожского района и другие сооружения. 
 
Муниципальные препоны
 
Но запланированные показатели достигнуты не в полном объеме и со значительными трудностями, признают в областном Комитете по строительству. Среди причин – вынужденная корректировка проектно-сметной документации, из-за того что далеко не все проектные организации, победившие в ходе конкурсов, способны качественно выполнить работы. Существенно влияет на дело и демпинг в ходе торгов. Так, на аукционе по строительству детского сада в Тосно сумма, предложенная победителем, оказалась на 74,8 млн рублей, или на 60% меньше первоначальной, расчетной стоимости, проверенной Федеральным центром ценообразования. В результате объект вовремя не введен.
В ряде случаев подрядные организации не выполняют свои обязательства. Это «Мостоотряд № 19» (культурно-досуговый центр в Тайцах), компания «Стоун» (детский сад в Сертолово), «Стройотделсервис» (поликлиника во Мге) и другие. Комитет по строительству как распорядитель государственных бюджетных средств требует от поселений и районов – заказчиков этих объектов – направлять иски в арбитражный суд. Но, как правило, муниципалы эту работу не ведут. Например, во Мге подрядчик победил в аукционе и приступил к строительству поликлиники, но муниципалитет, даже не уведомив областной Комитет по строительству, занялся корректировкой проекта. Пришлось приостановить стройку и не направлять средства.
По словам Ивана Григорьева, председателя постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству в Законодательном собрании Ленинградской области, муниципалы активно добиваются выделения средств, а потом не работают с ними и не контролируют начатые по своей инициативе стройки.
Анатолий Закин, депутат Законодательного собрания Ленобласти, предложил изменить существующий порядок: там, где местное самоуправление не имеет службы муниципального заказчика, курировать стройки на уровне Управления строительства Ленинградской области. «А может быть, передать полномочия в сфере строительства от муниципалов к области», – добавил он.
Однако председатель Комитета по строительству Анатолий Каталевич с таким подходом не согласен. По его мнению, эти полномочия должны взять на себя районы, а не область: нельзя многократно увеличить штат Управления строительства при бездействии местных органов власти. «Управление уже выступает заказчиком на объектах областной собственности, но его ресурсы не безграничны. Надо заставлять работать и исполнять полномочия муниципальные структуры районов, так как они имеют в своем штате специалистов», – отметил он. 
 
Будем принимать меры
 
Во II квартале комиссия по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленобласти проведет выездное заседание во Всеволожском районе и оценит, как выстроено взаимодействие Комитета по строительству с муниципалитетами первого и второго уровней.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ленобласти Алексей Ларькин напомнил, что ответственность всех участников строительного процесса заложена в договоре, и нарушитель должен быть наказан рублем.
Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Евгений Домрачев также рекомендует сельским поселениям передать часть полномочий на второй уровень, так как на местах в половине случаев должности занимают неквалифицированные сотрудники без специального образования.
По Градостроительному кодексу поселения до конца года должны составить и утвердить градостроительную документацию и Правила землепользования и застройки, но в большинстве из них эти документы не готовы. ПЗЗ утверждены только в 30 из 203 муниципалитетов. Даже в тех поселениях, где заключены контракты на разработку ПЗЗ, этот процесс еще не начат. Такое положение дел может привести к остановке инвестиционной деятельности в регионе, так как без ПЗЗ разрешения на строительство выдавать нельзя.
По словам Евгения Домрачева, специалистам муниципальных образований дано право принимать проекты планировки и отвечать за технические, пожарные и санитарные нормы. «Но кто из них способен это делать? С покупателей собирают деньги – а что дальше? Значит, на площадь выйдут очередные обманутые дольщики!», – отметил он.
Ситуация с генпланами также будет обсуждаться на отдельном заседании комиссии по строительству. Однако передача полномочий муниципалами базируется на добровольной основе.
рубрика: События
автор: Василий Когаловский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.