Зимняя «спячка» – повод для торга
По мнению экспертов рынка, весна 2012 года не принесет существенных потрясений и серьезных ценовых скачков на рынок, в то же время тянуть с покупкой загородного дома не стоит. Зима – прекрасное время для того, чтобы определиться с выбором объекта – лично убедиться в том, что все системы жизнеобеспечения дома работают исправно в холодное время года, а дороги в поселке добросовестно чистят от снега.
Кроме того, под предлогом того, что зимой рынок загородной недвижимости впадает в «спячку», у покупателей есть шанс успешно поторговаться с продавцом.
В рамках деловой программы выставки «Жилищный проект», проходившей 18-19 февраля в Ледовом дворце, состоялся круглый стол «Сезонные изменения цен на рынке загородной недвижимости», организованный газетой «Строительный Еженедельник. Ленинградская область». В заседании круглого стола приняли участие крупнейшие застройщики и риэлторы, работающие на загородном рынке Петербурга и Ленинградской области.
Два «жарких» дня в феврале
Первая в этом году выставка-семинар «Жилищный проект» прошла с аншлагом. Мероприятие за два дня посетило более 30 тыс. человек. Это абсолютный рекорд посещаемости мероприятия за всю историю проведения выставки-семинара.
На официальном открытии вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев отметил, что за 6 лет работы выставки ее посетило более 350 тыс. человек. «Жилищный проект» – действенный инструмент решения жилищного вопроса. Каждый из посетителей выставки что-то для себя приобрел, многие смогли улучшить жилищные условия», – сказал вице-губернатор.
Традиционно на выставке-семинаре работают представители Жилищного комитета, Санкт-Петербургского центра доступного жилья и Горжилобмена. Они консультируют горожан по вопросам участия в государственных жилищных программах. «За годы работы «Жилищного проекта» и с помощью реализуемых в городе 5 жилищных программ более 45 тыс. петербуржцев смогли улучшить свои жилищные условия», – заявил председатель Жилищного комитета Валерий Шиян.
Мероприятие также посетил председатель наблюдательного совета выставки-семинара «Жилищный проект» и первый вице-президент Национального объединения строителей Александр Вахмистров. Именно он 6 лет назад, находясь на посту вице-губернатора Санкт-Петербурга, поддержал идею создания выставки-семинара.
«Очень важно, что это мероприятие проходит при участии Администрации Санкт-Петербурга. Это дает возможность развивать и рассказывать петербуржцам о таких программах господдержки, как помощь молодым семьям и бюджетникам, предоставление субсидий при оформлении ипотечного кредита, жилищных сертификатах», – пояснил Александр Вахмистров.
В общей сложности в февральской выставке приняли участие более 200 российских и зарубежных строительных, банковских, юридических, риэлторских и брокерских организаций. Уже на самом мероприятии было заключено несколько десятков сделок по покупке городской и загородной недвижимости.
Деловая программа мероприятия включала в себя порядка 30 семинаров и более 20 презентаций, посвященных способам улучшения жилищных условий, рискам покупки жилья в новостройках, ипотеке, рынку недвижимости городских районов, загородной недвижимости.
Еще одним нововведением стал цикл семинаров по загородной недвижимости. Впервые семинары по загородной тематике проходили в течение 2 дней. Посетители выставки проявили интерес как к традиционным темам по ценам и рискам при покупке загородной недвижимости, так и к впервые проводимым на «Жилпроекте» семинарам по финансовым рискам, эксплуатации и охране загородного дома.
Зима – время выбора
Приступать к выбору объекта (особенно дома для постоянного проживания) лучше всего зимой, уверены специалисты рынка. По словам Людмилы Юшиной, руководителя направления загородной недвижимости АН «Прогаль», если говорить о вторичном рынке и о покупке зимнего дома, то в холодное время года более выпукло будут видны возможные недостатки объекта: «Зимой проще определить теплый дом или холодный, как работают системы отопления, не замерзает ли водоснабжение и т. д., – отметила Людмила Юшина. – Я бы советовала с осторожностью зимой выбирать земельные участки, поскольку при невнимательном осмотре можно «пропустить» низкий сырой участок. Летом в этом отношении проще – для тех, кто разбирается в ботанике, легко определить, какие растения любят сырость, а какие – сухую почву».
По мнению Людмилы Юшиной, холодное время года не является серьезным поводом для снижения цены. «Бытует мнение, что в сильный мороз продавец готов скинуть цену, чтобы не ездить лишний раз на показ или протапливать дом, – говорит Людмила Юшина. – В действительности это не так. Продавцы предпочитают подождать до весны, надеясь на увеличение покупательского спроса. Отчасти эти надежды оправданы, отчасти нет. В конце февраля – начале марта на рынке появляется определенный поток покупателей, присматривающих себе дачу, чтобы провести в «дачном» режиме уже лето текущего года. Что касается покупателей объектов для постоянного проживания, здесь ярких сезонных скачков нет, граждане присматриваются к объектам круглый год».
«Зима действительно помогает выявить многие недостатки объекта. Кроме того, в зимние месяцы легче всего определить розу ветров – как заметает снегом дом, – рассказал Андрей Уманский, директор ООО «Центр недвижимости Санкт-Петербурга». – Но есть преимущества и у продавцов – под снегом не видно, застаивается ли вода на участке, ровный участок или нет. Что касается удачного или неудачного «зимнего» торга, здесь все зависит от того, насколько правильно ведутся переговоры. Всегда можно найти предмет торга. Например, если в садоводстве не чистят снег на дорогах, то покупатель вправе рассчитывать на небольшие уступки со стороны продавца».
По мнению Павла Сарайкова, руководителя отдела маркетинга ГК «Кивеннапа», сезонный фактор очень сильно сказывается на загородном рынке. «Надо учитывать, что успешные, крупные компании на рынке не привязаны к сезонности. Их ценовая политика по большей части зависит от стадии реализации проекта. Что касается менее крупных и удачливых игроков рынка, в «низкий» сезон они склонны идти на уступки покупателям, чтобы поддержать уровень продаж. И таких примеров немало. Другое дело, стоит ли покупателям ввязываться в проекты, срок реализации которых может сильно затянуться. В этом есть серьезный риск», – считает Павел Сарайков.
Застройщики: дешевле некуда
По мнению застройщиков, никаких «заморозков» на загородном рынке этой зимой не происходит. «Проанализировав ситуацию на первичном рынке загородной недвижимости за последний квартал, никакого сезонного «замерзания» рынка мы не наблюдаем. Активно выходят на рынок новые проекты. Что касается цен, то и они достаточно стабильны – колебания в пределах 2-3%, – рассказала Елена Шишулина, начальник отдела маркетинга ООО «УК «СТАРТ Девелопмент». – Несмотря на очень сильные январские морозы, поток желающих посмотреть наши объекты не иссякал. Также мы не отмечаем снижения темпов продаж. Поэтому серьезных скидок для покупателей мы не предлагаем. Безусловно, у нас есть праздничные акции – новогодние подарки. Есть и сезонные бонусы, например сейчас в проекте «Золотые ключи» мы дарим каждому покупателю газовый котел. Но это укладывается в рамки стандартных рекламных акций».
В качестве стандартных рекламных акций застройщики также предлагают 3-5% скидки при единовременной оплате, чистовую отделку дома, различные бонусы при приобретении дополнительных опций (например, строительство бани).
«В проектах компании «Кивеннапа» мы не наблюдаем спада продаж, поэтому нет смысла создавать специальные акции для покупателей, – отметил Павел Сарайков. – Наоборот, в нашем проекте на севере – «Кивеннапа-Север» в Выборгском районе Ленинградской области – к моменту сдачи первой очереди мы планируем поднять цены. Что касается проекта «Кивеннапа-Юг» в Гатчинском районе, где мы только стартуем, то там уровень цен пока остается неизменным. Сейчас есть возможность приобрести в этом проекте объект по минимальным ценам».
Скидка по частям
Зимой у покупателя загородной недвижимости есть шанс получить скидку на строительство дома, считает Виталий Токарев, генеральный директор компании «Домостроев». «Наша компания предлагает комплексную услугу по возведению загородных домов и оснащению инженерными коммуникациями, – сказал Виталий Токарев. – Несмотря на то что зимой возведение домов из отдельных видов материалов может быть технически осложнено, современные технологии позволяют делать это и в холодное время года. Более того, именно в зимний период заказчик может получить определенные бонусы у подрядчика. Летом, когда все приступают к строительству или ремонту загородных домов, возникает ажиотаж, который обычно ведет к повышению цен на материалы и услуги. Более того, времени для принятия взвешенного решения при выборе того или иного материала или технологии гораздо меньше. Так, зимой традиционно стоимость материалов снижается на 5-10%, на строительные работы – 10-20%. Суммарные скидки могут быть весьма существенны».
Весна сюрпризов не принесет
В отношении прогнозов изменения ценовой ситуации на загородном рынке весной 2012 года эксперты рынка были единодушны: существенных ценовых скачков ждать не стоит. «На мой взгляд, цены на рынке не претерпят существенных изменений, – сказал Николай Ромашин, директор департамента загородной недвижимости NAI Becar. – Цена будет зависеть от того, насколько быстро планирует реализовать объект продавец. Часто бывает так, что продавец переоценивает свой объект, не учитывая послекризисные тенденции, поэтому покупательский интерес к нему снижен. На цену в значительной мере сегодня влияет спрос».
По словам Людмилы Юшиной, сейчас предложение на рынке по сравнению с предыдущими годами пополняется не очень активно. «Возможно, это связано с холодной зимой или другими причинами, но никаких предпосылок для того, чтобы прогнозировать существенное увеличение цен в ближайшем будущем, нет, – считает Людмила Юшина. – Сезонный весенний скачок будет минимальным и в основном коснется дешевых объектов – дач, которые зимой стоили, допустим, 250 тыс. рублей, весной поднимутся до 280 тыс. рублей».
«Не уверен, что на вторичном рынке будущая весна принесет существенные изменения, – считает Андрей Уманский. – Впрочем, стоит учитывать ситуацию в отдельных сегментах. Скорее всего, эконом-класс будет подвержен небольшим сезонным колебаниям цен, в то время как ситуация в премиум-классе будет зависеть от того, насколько быстро продавец хочет реализовать свой объект».
«Для глобального роста цен нет причин, – уверен Павел Сарайков. – На рынке цены и так высоки. Покупка загородной недвижимости доступна очень немногому количеству граждан. Девелоперы не готовы понижать цены. Но на рынке есть отдельные проекты, где соотношение качества и цены соответствует ожиданиям потребителя. И у этих проектов все в порядке с продажами, они развиваются».
рубрика:
Жилищный проект
автор:
Дарья Литвинова