Александр Калугин: «Гатчина по определению была столичным городом»

В последнее время все чаще говорят о том, что в Ленинградской области нужна региональная столица, которой может стать Гатчина. О перспективах развития этого города мы попросили рассказать главу администрации Гатчины Александра Калугина. 

Будущая столица?
 
– В чем особенность Гатчины как потенциальной столицы?
– Гатчина по определению была столичным городом, и сегодня мы позиционируем его как город имперский. Так уж повезло нам, что императоры сделали здесь свою загородную резиденцию и постоянно здесь находились. Александр III вообще 13 лет правил империей из Гатчины, практически отсюда не выезжал.
Но прошли времена, и многое изменилось. Гатчина незаслуженно не получала порой того, что должна была. И дворец начал реставрироваться позже всех других дворцов в пригородах Петербурга. Но, на мой взгляд, самый богатый из пригородных дворцов и лучший парк требует к себе большего внимания и финансовых вливаний. Гатчина имеет много объектов федерального значения, которые тоже ждут своей очереди. Если идея о создании областной столицы будет реализована, надеемся, что эти дворцы и памятники будут отреставрированы. Наш «меркантильный» интерес – отреставрировать дворцово-парковый ансамбль и все здания и сооружения, которые фактически являются дворцами, но сегодня не выполняют эту функцию.
Места для размещения правительства у нас очень много, и можно найти место, чтобы что-то построить. Среди достоинств Гатчины как возможного регионального центра – транспортная доступность города и наличие развитой инженерной инфраструктуры.
Сегодня Гатчина имеет статус городского поселения (во всей России только два города такого уровня имеют статус поселения, а не городского округа). Это сказывается и на бюджетной обеспеченности. Бюджет Гатчины в 2011 году был 635 млн, а налоговые поступления приближаются к 4 млрд рублей, но они в виде налогов уходят в другие бюджеты. Мы не просим средств – мы просим поменять межбюджетные отношения. Нам не нужно дотаций, но хотелось бы, чтобы наша бюджетная обеспеченность была хотя бы на уровне близких к нам по истории и статусу городов, таких как Пушкин, Павловск.
 
– Достаточно ли в Гатчине инфраструктурных и прочих объектов, в том числе залов заседаний, под столичные нужды?
– Сегодня в Смольном всего один зал заседаний, и проблем нет ни у депутатов, ни у областного правительства, когда оно устраивает крупные форумы. Такого уровня залы у нас, конечно, есть.
Что касается серьезного конференц-зала, то у нас есть проект, связанный с Институтом ядерной физики. Я уверен, этот проект будет реализован независимо от того, будет ли у нас столица.
 
– Вы уже в основном подвели итоги экономического развития города за 2011 год. Мы сейчас все сравниваем с периодом кризиса – Гатчина вышла из него окончательно?
– В экономике города положительная динамика. В 2011 году по сравнению c 2010-м рост 10%, безработица уменьшилась на 0,5%, а средняя зарплата поднялась до 25 тыс. 800 рублей. Розничный товарооборот превысил 18 млрд рублей. Это один из лучших показателей в Ленинградской области. Мы чувствуем положительную динамику и по доходной части бюджета.
Мы не почувствовали кризис сильно, за исключением строительной отрасли – Гатчинский ДСК является градообразующим предприятием. Известно, что в процессе реструктуризации компании ЛСР эта компания была ликвидирована, а ее строительные подразделения переведены в Санкт-Петербург на другие предприятия холдинга. Сейчас на промышленную площадку Гатчинского ДСК переводится 30-й завод ЖБИ (принадлежит ОАО «ПО «Баррикада»), который платит налоги в Петербурге. Получается, что наш город от этого проиграл, но влиять на этот процесс было трудно. 
Второе очень серьезное гатчинское предприятие – СУ-303, организация Спецстроя России, – также провела реорганизацию. Мы и здесь потеряли объемные показатели и налоговые отчисления от предприятия: все это перейдет в Петербург.
Администрация города находится в процессе постоянного диалога со строительным бизнесом и руководством других предприятий, работающих в Гатчине. Конечно, не обходится без столкновения интересов. Но в результате нам часто удается находить взаимоприемлемые решения. Основа диалога – взаимное уважение и понимание того, что город должен развиваться. 
 
– Удается ли вам привлекать в Гатчину инвесторов?
– Инвестиции идут как в частный сектор, так и в государственный. В строительство реактора «ПИК», которое происходит на базе Петербургского института ядерной физики, вкладывается более 6 млрд рублей. Инвестиции идут и в существующие предприятия – устойчиво работают завод «Буревестник», завод «КРИЗО», прекрасные показатели имеет 218-й авиаремонтный завод. Весомым проектом является строительство молочного завода «Галактика». Сегодня очень много средств мы вкладываем в коммунальную инфраструктуру. Методом микротоннелирования мы построили городской канализационный коллектор, который нам обошелся в сумму около 600 млн рублей. Реконструировали главную канализационную насосную станцию, которая стала лучшей на Северо-Западе. Сделали проект напорного коллектора стоимостью более 200 млн рублей. Очень серьезный проект, на который мы замахнулись, – паротурбогенератор на 11-й котельной. Хотелось бы, чтобы инвестиционный процесс был более интенсивным, но законодательство предоставило муниципалитетам мало инструментов для привлечения инвесторов.
 
– Принятие генерального плана Гатчины оказалось проблематичным. Как вы оцениваете этот документ?
– Мы спроектировали генеральный план с точки зрения максимальной пользы для горожан и максимального решения проблем «узких» мест и предполагали раздвинуть границу города. Но соседние муниципалитеты стали намертво: «ни пяди земли». Мы пошли на компромисс, остались в прежних границах, и реализовать наши идеи будет крайне трудно: новые дороги будут проходить по территории нескольких муниципальных образований. Мы много раз собирали население, на каждом этапе проводили слушания, обсуждали транспортную составляющую генерального плана. Это была настоящая война: собиралось по 300 человек, «сражались» за каждый дом. В результате мы пошли на многие компромиссы в генеральном плане, хотя прекрасно понимаем, что в результате его реализации все равно придется вернуться к тем идеям, которые мы в него заложили первоначально. Генплан утвержден. В апреле мы собираемся утвердить правила землепользования и застройки, при этом постараемся учесть все замечания населения.

«Мы проектируем микрорайоны»
 
– Вы сказали: «Мы проектируем микрорайоны». Так могут сказать не в каждом городе. А как идет строительство жилья и для кого оно строится?
– Мы действительно спроектировали два микрорайона: «Въезд» (так называемую северную въездную зону) и «Аэродром» (оставшуюся часть, незастроенную). У нас есть подробный проект планировки, теперь не надо искать пятно под школу, детский сад, бассейн и т. д. – все есть. Вот появляется инвестор, ему надо построить гостиницу. Мы даем согласие, так как уже просчитаны инженерные сети, дороги, но нет средств их построить. А инвесторы хотят, чтобы муниципалитет построил все сети, а они просто соорудили дом, положили деньги себе в карман и ушли. Мы спроектировали эти два микрорайона, и один из них уже выставляли на аукцион под комплексное освоение (северная въездная зона, 125 тыс. кв. м жилья, встроенные помещения социально-культурного назначения, школы и детские сады). Аукцион не состоялся: инвесторы не желают решать проблему комплексно, им нужна высокая рентабельность.
За прошлый год мы построили 39 тыс. кв. м жилья. Но не гнались за этими цифрами: у нас проблемы с инфраструктурой, главная из которых – электроснабжение. Здесь «делают погоду» две организации: Ленэнерго и ЛОЭСК. Решить вопрос с ними пока не удается. Мы уже несколько лет предлагаем им создать программу строительства опорных источников или распределительных подстанций в центрах нагрузок. Пока не удается: они тоже хотят, чтобы кто-то им заплатил, а они потом построят. И наверное, плата за подключение, которая предполагается для реализации этого проекта, инвесторов не устраивает.
Тем не менее в городе построено два дома для ветеранов Отечественной войны и фактически всех их обеспечили жильем. Сейчас реализуется проект по строительству домов для военнослужащих, уволенных в запас и стоящих на учете. Это более 190 семей. Возводим детский сад на 280 мест в микрорайоне «Аэродром». Несколько пятен под строительство детских садов мы уже предложили потенциальным инвесторам. Я надеюсь, что если бюджетные средства будут, то мы реализуем и эти проекты, так как у нас самая большая очередь в области в детские сады.
 
– Удается ли вам расселять ветхое и аварийное жилье?
– К сожалению, мы не получаем средства из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, потому что не выполняем условия 185-го Федерального закона. Он требует, чтобы в городе не было муниципальных управляющих организаций. Но у нас большинство домов обслуживаются муниципальной управляющей организацией, и нет нужного количества ТСЖ. И мы реализуем другой вариант расселения: если это полностью муниципальный дом, объявляем торги. Приходит инвестор, который строит на этом месте новый дом, а в обременение предоставляет квартиры тем людям, которые там жили. Если этот дом имеет собственников, проводим собрание, находим консенсус, заключаем инвестиционный договор с выбранным подрядчиком, строим дом и квартиры предоставляем жильцам. Часть жилых домов мы сами восстановили полностью, но пока их немного.
 
– Для кого строится жилье в Гатчине?
– 70-75% жилья покупают гатчинцы, а оставшиеся 25% – либо петербуржцы, либо северяне. Мы выделили участок воинской части, они построили и сдали в эксплуатацию перед Новым годом прекрасный дом на «Аэродроме». Тут есть нерешенный вопрос: как выделить целевым назначением земельный участок под строительство объекта конкретной структуре для реализации государственных программ. Думаю, должно быть отдельное постановление правительства, чтобы в этих случаях не проводить аукцион. Тогда мы сможем реализовать проект академгородка. Руководитель Курчатовского научного центра пообещал, что эта проблема будет решаться.
 
– Как вы собираетесь развивать город в ближайшие годы, что будете строить?
– Планов у нас громадье. Важно строить дороги, в том числе Орловский обход города, и развивать коммунальную инфраструктуру. Важно возведение двух путепроводов, проекты которых уже готовы. Мы планируем соорудить вторую ветку напорного коллектора от главной канализационной насосной станции, завершить реконструкцию очистных сооружений и установить новый паротурбогенератор на котельной № 11. В планах – строительство трех детских садов, плавательного бассейна с 50-метровыми дорожками, футбольного стадиона на 5,5 тыс. мест с тремя полями. Проект последнего прошел экспертизу. Надеемся, что на средства областного бюджета в Гатчине будет построен современный театр, проект которого также прошел экспертизу. Еще одна проблема – создание распределительных газопроводов в жилые дома. Реализация идет практически во всех микрорайонах частной застройки, где мы не имеем природного газа.
рубрика: Территория
автор: Василий Когаловский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.