Переход власти
«Реформа местного самоуправления может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность Ленинградской области», —- заявил в беседе с корреспондентом «Строительного Еженедельника» вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. Он считает, что, приняв соответствующий закон, депутаты Госдумы в очередной раз продемонстрировали свой непрофессионализм и незнание конкретной ситуации.
«В законе о местном самоуправлении отвратительно прописаны процесс перехода власти к МО и контроль за этим переходом со стороны федеральных властей», – считает вице-губернатор. Двас считает, что муниципальная реформа «должна оформляться другими законами, которые охватывают все аспекты». В то же время он не верит, что за остающееся до старта реформы время что-то удастся изменить в плане законодательного обеспечения реформы. «Слишком много других законов и поправок, в том числе в Налоговый кодекс, тогда придется отменять», – говорит он.
Самым критическим Двас считает период перехода власти к муниципальным образованиям. При этом он отмечает, что Ленобласть в этом отношении находится в более выигрышной позиции, чем другие регионы России, так как областное правительство раньше всех начало подготовку к реформе. Но проблем все равно будет не избежать. Григория Дваса особенно беспокоят в этой связи перспективы инвестиционной привлекательности нашего региона. «У нас и так львиная доля инвестиций приходится всего на 15 из существующих 204 МО», – говорит он. Вице-губернатор считает, что «неразбериха» переходного периода может нанести удар и по «образцовым» в инвестиционно-экономическом отношении территориям. Его крайне волнует тот факт, что к руководству во многих МО могут прийти люди «неспособные работать с инвесторами». А это может привести к «катастрофическим последствиям».
Характерно, что объем инвестиций в Ленинградскую область в этом году и без всяких реформ снизится более, чем на 10 процентов по сравнению с 2004 годом (58–60 млрд рублей против прошлогодних 67 млрд). Впрочем, г-н Двас не делает из этого трагедии, утверждая, что основная причина такой статистики в том, что большинство строящихся сейчас объектов будут введены в строй только в следующем году (а подсчет объемов инвестиций делается после ввода объекта в эксплуатацию).
ОбойдемсЯ и без зоны
В качестве наиболее интересных и перспективных проектов Григорий Двас назвал строительство торговых мегакомплексов «ИКЕА» и продолжение строительства инфраструктуры в рамках проекта БТС, а также в Усть-Луге.
Именно Усть-Лугу он считает наиболее «многообещающей» в инвестиционном отношении территорией. Как известно, областные власти уже давно вели борьбу за создание здесь свободной экономической зоны. Теперь, после того, как Совет Федерации одобрил закон, санкционирующий создание таких зон, все препятствия на пути реализации этого проекта сняты.
Вместе с тем, Григорий Двас весьма критично оценивает закон о свободных экономических зонах и считает его явно недоработанным. «Он больше подходит для формирования научно-внедренческих зон, так называемых технопарков. Что же касается промышленно-производственных зон, то закон оказался довольно пустым, и ничего принципиально нового в нем нет. А ведь мы в Ленобласти намерены развивать именно это направление СЭЗ», – говорит г-н Двас.
В качестве примера он приводит положения закона о льготах по региональным и местным налогам и упрощенном таможенном режиме для предприятий, размещенных в промышленно-производственных зонах. «Но мы и без этого закона могли выходить с инициативой по налоговым льготам. А предлагаемый таможенный режим полностью дублирует действующий режим т.н. свободного таможенного склада», – говорит Григорий Двас.
В этой связи он вообще сомневается, стоит ли областным властям затевать борьбу за предоставление соответствующих квот на формирование СЭЗ. «Мы будем участвовать в этом конкурсе только при условии, что выделяемые той же Усть-Луге федеральные средства будут достаточны для создания всей необходимой инфраструктуры в течение полутора-двух лет. В противном случае это не будет иметь никакого смысла. У нас сегодня достаточно заявок от частных инвесторов, которые решат эту проблему в кратчайшие сроки», – уверен г-н Двас.
Таким образом, власти Ленобласти намерены развивать территорию Усть-Луги независимо от того, будет ли она иметь статус свободной экономической зоны или нет. Что касается других территорий, которые могут претендовать на статус СЭЗ, то Григорий Двас пока считает этот вопрос преждевременным. И хотя определенным потенциалом здесь обладает Светогорск, всерьез говорить об этом варианте сегодня Двас считает преждевременным. Тем более, что Выборгский район и так держит «пальму первенства» по объемам инвестиций среди других районов Ленобласти. Это, прежде всего, связано с реализацией проекта БТС и строительством портов в Высоцке и Приморске. Также здесь имеется мощная сырьевая база для добычи и производства стройматериалов.
Ситуацию в сфере областного строительства г-н Двас оценивает положительно. Он уверен, что по итогам года темпы роста количества сданного жилья и других объектов превзойдут показатели 2004 года. Ну а в производстве стройматериалов (кирпич, железобетонные изделия, цемент) прирост носит постоянный характер.
Григорий Двас считает, что Градостроительный кодекс, вступающий в силу с 1 октября, не окажет сколько-нибудь серьезного влияния на процедуру продажи земельных участков под застройку. Как известно, в соответствии с новым ГК она теперь должна вестись исключительно через аукционы. «Но у нас более 80 процентов земель под жилую застройку находится в частной собственности. И застройщик покупает их у собственника. Так что здесь никакие аукционы невозможны», – говорит г-н Двас.
А в остальном...
В целом же вице-губернатор оценивает сегодняшние показатели социально-экономического развития Ленобласти как весьма положительные. «У нас идет рост во всех сферах», – говорит г-н Двас. Прежде всего это касается обрабатывающего производства, транспорта, а также производства и распределения энергоресурсов. За первое полугодие этого года индекс промышленного производства составил почти 110 процентов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Близки к прошлогоднему уровню и объемы сельскохозяйственного производства (98,8 процента).
Так что, несмотря на ожидаемые проблемы при реформе местного самоуправления, а также невнятность закона о свободных экономических зонах, «экономический» руководитель Ленобласти уверен в неизменной перспективности своего региона. Впрочем, насколько успешно областным властям удастся справиться с новыми «вызовами времени» в виде гротескных законотворческих итогов некомпетентности депутатов Госдумы и полного безразличия правительственных чиновников – покажет только время.
Автор: Игорь Черевко
«В законе о местном самоуправлении отвратительно прописаны процесс перехода власти к МО и контроль за этим переходом со стороны федеральных властей», – считает вице-губернатор. Двас считает, что муниципальная реформа «должна оформляться другими законами, которые охватывают все аспекты». В то же время он не верит, что за остающееся до старта реформы время что-то удастся изменить в плане законодательного обеспечения реформы. «Слишком много других законов и поправок, в том числе в Налоговый кодекс, тогда придется отменять», – говорит он.
Самым критическим Двас считает период перехода власти к муниципальным образованиям. При этом он отмечает, что Ленобласть в этом отношении находится в более выигрышной позиции, чем другие регионы России, так как областное правительство раньше всех начало подготовку к реформе. Но проблем все равно будет не избежать. Григория Дваса особенно беспокоят в этой связи перспективы инвестиционной привлекательности нашего региона. «У нас и так львиная доля инвестиций приходится всего на 15 из существующих 204 МО», – говорит он. Вице-губернатор считает, что «неразбериха» переходного периода может нанести удар и по «образцовым» в инвестиционно-экономическом отношении территориям. Его крайне волнует тот факт, что к руководству во многих МО могут прийти люди «неспособные работать с инвесторами». А это может привести к «катастрофическим последствиям».
Характерно, что объем инвестиций в Ленинградскую область в этом году и без всяких реформ снизится более, чем на 10 процентов по сравнению с 2004 годом (58–60 млрд рублей против прошлогодних 67 млрд). Впрочем, г-н Двас не делает из этого трагедии, утверждая, что основная причина такой статистики в том, что большинство строящихся сейчас объектов будут введены в строй только в следующем году (а подсчет объемов инвестиций делается после ввода объекта в эксплуатацию).
ОбойдемсЯ и без зоны
В качестве наиболее интересных и перспективных проектов Григорий Двас назвал строительство торговых мегакомплексов «ИКЕА» и продолжение строительства инфраструктуры в рамках проекта БТС, а также в Усть-Луге.
Именно Усть-Лугу он считает наиболее «многообещающей» в инвестиционном отношении территорией. Как известно, областные власти уже давно вели борьбу за создание здесь свободной экономической зоны. Теперь, после того, как Совет Федерации одобрил закон, санкционирующий создание таких зон, все препятствия на пути реализации этого проекта сняты.
Вместе с тем, Григорий Двас весьма критично оценивает закон о свободных экономических зонах и считает его явно недоработанным. «Он больше подходит для формирования научно-внедренческих зон, так называемых технопарков. Что же касается промышленно-производственных зон, то закон оказался довольно пустым, и ничего принципиально нового в нем нет. А ведь мы в Ленобласти намерены развивать именно это направление СЭЗ», – говорит г-н Двас.
В качестве примера он приводит положения закона о льготах по региональным и местным налогам и упрощенном таможенном режиме для предприятий, размещенных в промышленно-производственных зонах. «Но мы и без этого закона могли выходить с инициативой по налоговым льготам. А предлагаемый таможенный режим полностью дублирует действующий режим т.н. свободного таможенного склада», – говорит Григорий Двас.
В этой связи он вообще сомневается, стоит ли областным властям затевать борьбу за предоставление соответствующих квот на формирование СЭЗ. «Мы будем участвовать в этом конкурсе только при условии, что выделяемые той же Усть-Луге федеральные средства будут достаточны для создания всей необходимой инфраструктуры в течение полутора-двух лет. В противном случае это не будет иметь никакого смысла. У нас сегодня достаточно заявок от частных инвесторов, которые решат эту проблему в кратчайшие сроки», – уверен г-н Двас.
Таким образом, власти Ленобласти намерены развивать территорию Усть-Луги независимо от того, будет ли она иметь статус свободной экономической зоны или нет. Что касается других территорий, которые могут претендовать на статус СЭЗ, то Григорий Двас пока считает этот вопрос преждевременным. И хотя определенным потенциалом здесь обладает Светогорск, всерьез говорить об этом варианте сегодня Двас считает преждевременным. Тем более, что Выборгский район и так держит «пальму первенства» по объемам инвестиций среди других районов Ленобласти. Это, прежде всего, связано с реализацией проекта БТС и строительством портов в Высоцке и Приморске. Также здесь имеется мощная сырьевая база для добычи и производства стройматериалов.
Ситуацию в сфере областного строительства г-н Двас оценивает положительно. Он уверен, что по итогам года темпы роста количества сданного жилья и других объектов превзойдут показатели 2004 года. Ну а в производстве стройматериалов (кирпич, железобетонные изделия, цемент) прирост носит постоянный характер.
Григорий Двас считает, что Градостроительный кодекс, вступающий в силу с 1 октября, не окажет сколько-нибудь серьезного влияния на процедуру продажи земельных участков под застройку. Как известно, в соответствии с новым ГК она теперь должна вестись исключительно через аукционы. «Но у нас более 80 процентов земель под жилую застройку находится в частной собственности. И застройщик покупает их у собственника. Так что здесь никакие аукционы невозможны», – говорит г-н Двас.
А в остальном...
В целом же вице-губернатор оценивает сегодняшние показатели социально-экономического развития Ленобласти как весьма положительные. «У нас идет рост во всех сферах», – говорит г-н Двас. Прежде всего это касается обрабатывающего производства, транспорта, а также производства и распределения энергоресурсов. За первое полугодие этого года индекс промышленного производства составил почти 110 процентов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Близки к прошлогоднему уровню и объемы сельскохозяйственного производства (98,8 процента).
Так что, несмотря на ожидаемые проблемы при реформе местного самоуправления, а также невнятность закона о свободных экономических зонах, «экономический» руководитель Ленобласти уверен в неизменной перспективности своего региона. Впрочем, насколько успешно областным властям удастся справиться с новыми «вызовами времени» в виде гротескных законотворческих итогов некомпетентности депутатов Госдумы и полного безразличия правительственных чиновников – покажет только время.
Автор: Игорь Черевко
рубрика:
День строителя
