Пишите письма

По мнению депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игоря Михайлова, проблема почтовых шкафов является достаточно острой социальной проблемой. Почтовые шкафы из узкоспециализированного устройства по обеспечению почтовой услуги превратились в универсальную коммуникационную ячейку, не защищенную от посторонних, но доступную для приема любого вида информации. В почтовые ящики, как в «дупло Дубровского», беспрепятственно опускают рекламу, листовки, квитанции, документы, записки от соседей, ключи и т.д.

Федеральный закон «О почтовой связи» от 24 июня 1999 №176-ФЗ определяет, что «абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов. В районах малоэтажной застройки пользователи услуг почтовой связи для получения почтовых отправлений устанавливают почтовые абонентские ящики за счет собственных средств». Новый Жилищный кодекс РФ устанавливает (ст. 154), что «платежи за содержание, ремонт, замену абонентских почтовых шкафов должны учитываться в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги как часть средств, подлежащих уплате собственником либо нанимателем за содержание, обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
ФГУП «Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области» выступало с инициативой о том, чтобы почтовые шкафы были переданы ему в собственность, а в квитанции на квартплату была включена дополнительная строка — «плата за обслуживание абонентского шкафа». Однако услуга почтовой связи не направлена на обеспечение условий проживания, и, соответственно, передача ее в собственность одного из почтовых операторов требует серьезных изменений в законодательстве.
Г-н Михайлов напомнил, что до 1999 года поддержанием в технически исправном состоянии почтовых шкафов занимались предприятия почтовой связи. С 1999 года в соответствии с ФЗ-176 обслуживание, замена и ремонт абонентских шкафов были возложены на собственников жилых домов. Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 2000 года №312-30 «Об определении источника финансирования расходов, связанных с содержанием и обслуживанием абонентских почтовых шкафов» было установлено, что финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств городского бюджета, а порядок их финансирования определяется городской администрацией. До настоящего времени указанный порядок не установлен, а содержание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов осуществлялись в рамках государственного заказа за счет средств бюджета на соответствующий год.
Если из раздела «Функциональная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год» выделить строки, в которых упоминаются почтовые шкафы, выяснится, что поскольку почтовые шкафы по умолчанию включаются в состав общего имущества жилых домов, затраты на их содержание не всегда выделяются отдельной строкой. Например, целевая статья 3100937: «Расходы на ремонт и установку металлических дверей, ПЗУ, кодовых замков, почтовых ящиков, реконструкцию и ремонт парадных, электроосвещения в жилых домах, замену сантехнического оборудования, электрических плит для инвалидов и малообеспеченных граждан». Всего почтовые ящики упоминаются в 20 статьях по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» и в двух статьях по разделу «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы», где предусмотрены целевые субвенции бюджетам муниципальных образований. Из них «индивидуальных» статей — 14, «смешанных» — восемь. В результате становится невозможным ни определить, какая сумма была запланирована в бюджете на содержание почтовых шкафов, ни оценить объем исполнения работ.
В период так называемого второго поколения полносборного домостроения (серии 600-ЛГ и т.д.) абонентские почтовые шкафы не входили в смету строительства, и, соответственно, как составляющая стоимости здания, не отражались на балансе. Начиная с 1980 годов, при возведении домов новых серий установка абонентских почтовых шкафов включается в смету строительства, и, соответственно, как составная часть общей массы основных фондов передается на баланс жилищно-эксплуатационных организаций. В так называемом «старом фонде», где шкафы устанавливались силами почтового ведомства, их балансовая принадлежность с одной стороны не ясна, а с другой – зависела от стоимости самих шкафов и устанавливаемого на тот или иной период времени минимума стоимости по отнесению к основным фондам.
УФПС провело обследование состояния абонентских почтовых шкафов, расположенных в жилых домах Санкт-Петербурга. Общее количество ячеек абонентских почтовых шкафов составляет 1 625 880, из них количество неисправных ячеек – 341 010, отсутствующих ячеек – 165 921. Таким образом, общее количество ячеек, подлежащих замене, составляет 506 931, или 31,2 процента от общего количества ячеек установленных почтовых шкафов. В пересчете на шестисекционные шкафы необходимо заменить 84 488 шкафов. При ориентировочной цене одного шкафа 1732 рубля потребуется 156,4 млн рублей (в том числе 10,1 млн рублей – установка).
Перед уходом на летние каникулы депутат Михайлов внес в Законодательное собрание проект закона «О признании утратившим силу закона Санкт-Петербурга «Об определении источника финансирования расходов, связанных с содержанием и обслуживанием абонентских почтовых шкафов» от 28 июня 2000 года». Депутат считает, что одновременно с отменой этого нормативного акта должен быть принят план мероприятий по изменению действующей в Санкт-Петербурге системы содержания почтовых шкафов, конечная цель которых переход к финансированию содержания, ремонта и замены почтовых шкафов за счет граждан.
В перечень этих мер г-н Михайлов предлагает включить: проведение разъяснительной кампании в прессе с целью формирования общественного мнения; при наличии средств в городском бюджете заменить наиболее разрушенные шкафы (компенсация недоремонта); внести законодательную инициативу в Государственную думу для уточнения формулировок и приведения ФЗ-176 в соответствие с Жилищным кодексом; предложить Правительству РФ внести дополнения в «Правила оказания услуг почтовой связи», утвержденные 15 апреля 2005 №221, которые регламентируют действия почтового оператора в случае неисправности абонентского почтового ящика, либо принять такое положение на уровне Санкт-Петербурга, в рамках «Правил содержания, ремонта и замены абонентских почтовых шкафов в Санкт-Петербурге».
Г-н Михайлов особо отметил, что во избежание социальной напряженности следует предусмотреть меры социальной защиты для малоимущих граждан путем компенсации их расходов на приобретение, установку и содержание абонентских почтовых ящиков и шкафов.

Автор: Евгений Герасимов
рубрика: День строителя
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.