Металлострой просит самостоятельности
За последние семь лет бюджет Муниципального образования «Металлострой» вырос почти в 30 раз – с 700 тыс. рублей до 20 млн рублей. Основной источник доходов МО (90 процентов) – это аренда земли предприятиями, – об этом сообщил глава МО Владимир Павлюченков. Ставка налогов определяется КУГИ в зависимости от сферы деятельности предприятия.
Здесь надо отметить не только роль Комитета по земельным ресурсам, но и Муниципального совета и местной администрации в формировании доходной части бюджета – уточнение арендных площадей, работа с должниками и т.п. Эта работа позволяет сейчас найти и дополнительные средства – в 2005 году фактически бюджет МО составит 32 млн рублей.
Учитывая, что главными плательщиками земельного налога являются промышленные предприятия, Муниципальный совет наиболее заинтересован в развитии промышленной зоны, которая выбрана городским правительством в качестве одной из площадок для перевода предприятий из центра Санкт-Петербурга.
Общая площадь МО «Металлострой» составляет 789 га, из них 410 га – это жилая зона, 379 га – промышленная, из которой занято в настоящее время предприятиями около 200 га. Среди действующих предприятий наиболее крупные – это НИИ Электрофизической аппаратуры имени Ефремова, Ленинградский энергомашиностроительный завод, Завод железобетонных изделий, Электромеханический завод и другие предприятия, на которых в доперестроечные времена держалась практически вся социальная инфраструктура поселка, где проживает сейчас более 27 тыс. человек.
Перспективная зона
Промзона Металлострой – наиболее перспективная и подготовленная, – считает глава МО. Практически многие вопросы по инженерному обеспечению уже решены или легко решаемы. Рядом с промзоной находится станция метро «Рыбацкое», Южная ТЭЦ, есть запасы по водоснабжению и т.д. Транспортные проблемы, если отвлечься от автомобильной сферы, также интересны – две ветки железных дорог, две реки – Ижора и Славянка, впадающие в Неву. Крупный предприниматель легко просчитает все возможности.
«Если говорить о МСУ вообще, – рассказывает г-н Павлюченков, – то развитие МСУ на Западе шло через производственные интересы жителей – гильдии купцов, цеха суконщиков, обувщиков и других производителей, которые были заинтересованы в создании местной власти там, где проживают их работники и расположены их предприятия. У нас же все идет сверху, производственники отодвинуты от МСУ, а неорганизованному населению предлагают организоваться. Сейчас право стать кандидатом в депутаты муниципальных советов имеет любой житель города, хоть из Калининского, хоть из Курортного районов – собери подписи и иди, агитируй за себя, привлекая партийные ресурсы. Трудовые коллективы, чьи деньги формируют бюджет, никаких преимуществ в создании органов МСУ не имеют. А ведь муниципальные советы не только определяют приоритеты расходов бюджета, но и могут дать льготы по арендной плате предприятиям, вносящим определенную лепту в развитие МО».
Глава МО отметил, что основными статьями расходов местного бюджета сейчас являются: опека, благоустройство территорий и дорожное хозяйство. Норматив для органов МСУ на благоустройство в Санкт-Петербурге определяется по числу жителей (100 рублей на человека), и примерно такие средства Муниципальный совет на эти цели и выделяет. Столько же в соответствии с адресной программой реализует и район из городского бюджета. К сожалению, величина этих средств зависит подчас от воли главы территориального управления.
Дорожное строительство
То же относится и к дорожному хозяйству. Последние годы почти весь профицит бюджета Муниципальный совет выделял на дорожное строительство – в среднем это 3–10 млн рублей. На дороги также существует норматив, но без учета загрузки и их использования. В принципе, по дорогам также существуют адресные программы. Их исполнение – это уже другой вопрос. Четыре года назад был сделан капитальный ремонт дороги на Плановой улице – больше район на эти цели средств не выделял, основные деньги давал Муниципальный совет. И поэтому ГИБДД пишет предписания по состоянию дорожного покрытия в Муниципальный совет, в то время как этот вопрос не относится к органам МСУ Санкт-Петербурга, хотя старый местный закон об организации МСУ дороги относил его к предметам ведения поселков. В этом вопросе много несогласованности. Например, недавно прислали бумагу, чтобы Муниципальный совет включил в план дорогу в поселке Петрославянка, который имеет собственный статус МО.
Вообще с полномочиями возникает масса недоразумений. Во многих городских структурах власти даже не знают, что в Санкт-Петербурге действует свой закон по МСУ. «Недавно звонят из Управления ветеринарии, – рассказал глава поселка, – говорят: «Дайте данные по числу домашних животных». Но вопросы местного значения определяют, что МСУ только контролирует этот учет. Многие вопросы местного значения – это участие МСУ в какой-то сфере, а что такое «участие» – каждый понимает по-своему. В законе должны использоваться другие термины: согласование, утверждение, контроль и т. п. Вообще, использование термина «участие» практически сводится к информации по определенному вопросу – участие в работе коллегии ТУ, участие в работе административных комиссий и т. д.», – отметил г-н Павлюченков.
Обречен на самостоятельность
Металлострой обречен на определенную самостоятельность. Поселок территориально отделен от Колпинского и Невского районов промышленными зонами и, собственно, исключен из единого городского хозяйства. Может быть, школы и детские сады входят еще в городскую структуру. Денег у них мало, а Муниципальный совет не имеет права даже убрать дерево-угрозу с территории детского сада – это для прокуратуры уже нецелевое использование средств.
Вот в городе Ломоносове детские сады отдали муниципалам. Последняя ревизия состояния детских садов показала, что работа дошкольных учреждений там налажена хорошо. Казалось бы, положительный опыт, который надо распространять, но далее он так и не пошел. По мнению г-на Павлюченкова, МСУ в каждом МО индивидуально, и за 10 лет все муниципальные советы наработали какой-то опыт в определенной сфере деятельности. Конечно, не надо передавать государственные полномочия всем МО, но там, где Муниципальный совет готов взять на себя дополнительные функции, это надо приветствовать.
В Металлострое создано всего одно ТСЖ в новом доме. Для того чтобы Муниципальный совет мог заниматься организацией ТСЖ, нужны полномочия и средства на проведение капитального ремонта зданий. Если Муниципальный совет призывает к созданию ТСЖ, он должен иметь право и средства на осуществление деятельности в сфере ЖКХ, на ремонт крыш, осушку подвалов и т.д. Нельзя призывать людей объединяться, не имея возможности помочь им в решении каких-либо вопросов. С ЖКХ возникла совсем парадоксальная ситуация. Народ в первую очередь с жалобами идет в Муниципальный совет, который в решении этого вопроса не имеет никакой власти. «Раньше у нас была договоренность, что все обращения Совета жилищное агентство исполняет в первую очередь. Теперь уже такой возможности нет», – отметил глава.
Хотя может быть в отдельных МО можно пойти и дальше. В Металлострое вполне можно передать в введение Совета весь жилой фонд поселка. Надо работать с каждым Муниципальным образованием в отдельности. Причем передать отдельные объекты, особенно социальные, можно на время. «Мы просили передать в собственность Муниципального совета баню – не дали. Сейчас баня превратилась в коммерческую структуру, и есть опасения, что как социальный объект будет загублена окончательно. Там сейчас сплошное казино», – заявил г-н Павлюченков.
Тем более, что опыт управления собственностью у Муниципального совета есть. Как положительный пример – муниципальное учреждение Дом культуры имени Маяковского с залом на 900 мест и стадион «Искра», которые достались Совету волей случая по щедрости Ленэнерго после банкротства ЛЭЗа. Сейчас половина бюджета МО идет на эти два объекта. Хотя было множество предложений по аренде помещений ДК, ни одно из них не было принято. ДК стал центром организации культурной жизни поселка: проводятся День поселка, День маленькой страны, День знаний, общероссийские праздники.
Решение задач
Для перевода предприятий в промзону «Металлострой» должен быть решен ряд комплексных задач. Прежде всего, это касается транспортного обеспечения. Сейчас зона связана с Петрозаводским шоссе одним въездом грузовых машин через железнодорожный переезд, причем основной поток автомашин идет через поселок, что, естественно, увеличивает нагрузку на дороги. Восстанавливаются предприятия, и этот поток в последние годы вырос в несколько раз. Проезжая часть Полевой улицы уже превратилась в транспортную магистраль. Это надо учитывать в адресных программах, так как на это дорожное покрытие рассчитано не было. Дороге уже сейчас нужен основательный капремонт.
Согласно Генеральному плану, должен строиться виадук со стороны трассы Петербург – Москва, хотя есть и другие предложения по въезду в промзону, а что будет реализовано – пока неизвестно. «Нам как «участникам» разработки Генплана в Муниципальный совет прислали картографические материалы. В них указано, что на промзону будут переведены очистные сооружения в поселке Понтонный, но руководство Водоканала недавно заявило, что будет заканчивать замороженное строительство очистных сооружений в Металлострое. Практически плана мероприятий подготовки к расширению промзоны нет. Нет единого координирующего центра – этими вопросами занимаются и в Комитете экономразвития, и в Комитете по инвестициям, и в Комитете по строительству, и в Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству, и в Комитете по энергетике, и в Территориальном управлении. На данные работы выделено 100 млн рублей. Много это или мало, пока неизвестно, так как на подготовку промзоны «Шушары», которая расположена рядом с Металлостроем, предполагается выделить 100 млн $», – отметил глава МО.
Такие автономные муниципальные образования Санкт-Петербурга как Металлострой, доказавшие способность к самоорганизации, должны получить больше полномочий. Возможно, надо рассмотреть создание более крупного образования, включив в состав МО «Металлострой» соседние дотационные МО – Усть-Ижора, Петрославянка. «Такими крупными территориальными образованиями, которым была бы дана определенная самостоятельность, можно решить много социально-экономических проблем», – считает г-н Павлюченков. Нарезка территорий МСУ в Санкт-Петербурге была сделана Дмитрием Козаком 10 лет назад, и, по-видимому, теперь навечно, несмотря на очевидную необходимость укрупнения многих территорий, особенно в пригородах.
Автор: Евгений Герасимов
Здесь надо отметить не только роль Комитета по земельным ресурсам, но и Муниципального совета и местной администрации в формировании доходной части бюджета – уточнение арендных площадей, работа с должниками и т.п. Эта работа позволяет сейчас найти и дополнительные средства – в 2005 году фактически бюджет МО составит 32 млн рублей.
Учитывая, что главными плательщиками земельного налога являются промышленные предприятия, Муниципальный совет наиболее заинтересован в развитии промышленной зоны, которая выбрана городским правительством в качестве одной из площадок для перевода предприятий из центра Санкт-Петербурга.
Общая площадь МО «Металлострой» составляет 789 га, из них 410 га – это жилая зона, 379 га – промышленная, из которой занято в настоящее время предприятиями около 200 га. Среди действующих предприятий наиболее крупные – это НИИ Электрофизической аппаратуры имени Ефремова, Ленинградский энергомашиностроительный завод, Завод железобетонных изделий, Электромеханический завод и другие предприятия, на которых в доперестроечные времена держалась практически вся социальная инфраструктура поселка, где проживает сейчас более 27 тыс. человек.
Перспективная зона
Промзона Металлострой – наиболее перспективная и подготовленная, – считает глава МО. Практически многие вопросы по инженерному обеспечению уже решены или легко решаемы. Рядом с промзоной находится станция метро «Рыбацкое», Южная ТЭЦ, есть запасы по водоснабжению и т.д. Транспортные проблемы, если отвлечься от автомобильной сферы, также интересны – две ветки железных дорог, две реки – Ижора и Славянка, впадающие в Неву. Крупный предприниматель легко просчитает все возможности.
«Если говорить о МСУ вообще, – рассказывает г-н Павлюченков, – то развитие МСУ на Западе шло через производственные интересы жителей – гильдии купцов, цеха суконщиков, обувщиков и других производителей, которые были заинтересованы в создании местной власти там, где проживают их работники и расположены их предприятия. У нас же все идет сверху, производственники отодвинуты от МСУ, а неорганизованному населению предлагают организоваться. Сейчас право стать кандидатом в депутаты муниципальных советов имеет любой житель города, хоть из Калининского, хоть из Курортного районов – собери подписи и иди, агитируй за себя, привлекая партийные ресурсы. Трудовые коллективы, чьи деньги формируют бюджет, никаких преимуществ в создании органов МСУ не имеют. А ведь муниципальные советы не только определяют приоритеты расходов бюджета, но и могут дать льготы по арендной плате предприятиям, вносящим определенную лепту в развитие МО».
Глава МО отметил, что основными статьями расходов местного бюджета сейчас являются: опека, благоустройство территорий и дорожное хозяйство. Норматив для органов МСУ на благоустройство в Санкт-Петербурге определяется по числу жителей (100 рублей на человека), и примерно такие средства Муниципальный совет на эти цели и выделяет. Столько же в соответствии с адресной программой реализует и район из городского бюджета. К сожалению, величина этих средств зависит подчас от воли главы территориального управления.
Дорожное строительство
То же относится и к дорожному хозяйству. Последние годы почти весь профицит бюджета Муниципальный совет выделял на дорожное строительство – в среднем это 3–10 млн рублей. На дороги также существует норматив, но без учета загрузки и их использования. В принципе, по дорогам также существуют адресные программы. Их исполнение – это уже другой вопрос. Четыре года назад был сделан капитальный ремонт дороги на Плановой улице – больше район на эти цели средств не выделял, основные деньги давал Муниципальный совет. И поэтому ГИБДД пишет предписания по состоянию дорожного покрытия в Муниципальный совет, в то время как этот вопрос не относится к органам МСУ Санкт-Петербурга, хотя старый местный закон об организации МСУ дороги относил его к предметам ведения поселков. В этом вопросе много несогласованности. Например, недавно прислали бумагу, чтобы Муниципальный совет включил в план дорогу в поселке Петрославянка, который имеет собственный статус МО.
Вообще с полномочиями возникает масса недоразумений. Во многих городских структурах власти даже не знают, что в Санкт-Петербурге действует свой закон по МСУ. «Недавно звонят из Управления ветеринарии, – рассказал глава поселка, – говорят: «Дайте данные по числу домашних животных». Но вопросы местного значения определяют, что МСУ только контролирует этот учет. Многие вопросы местного значения – это участие МСУ в какой-то сфере, а что такое «участие» – каждый понимает по-своему. В законе должны использоваться другие термины: согласование, утверждение, контроль и т. п. Вообще, использование термина «участие» практически сводится к информации по определенному вопросу – участие в работе коллегии ТУ, участие в работе административных комиссий и т. д.», – отметил г-н Павлюченков.
Обречен на самостоятельность
Металлострой обречен на определенную самостоятельность. Поселок территориально отделен от Колпинского и Невского районов промышленными зонами и, собственно, исключен из единого городского хозяйства. Может быть, школы и детские сады входят еще в городскую структуру. Денег у них мало, а Муниципальный совет не имеет права даже убрать дерево-угрозу с территории детского сада – это для прокуратуры уже нецелевое использование средств.
Вот в городе Ломоносове детские сады отдали муниципалам. Последняя ревизия состояния детских садов показала, что работа дошкольных учреждений там налажена хорошо. Казалось бы, положительный опыт, который надо распространять, но далее он так и не пошел. По мнению г-на Павлюченкова, МСУ в каждом МО индивидуально, и за 10 лет все муниципальные советы наработали какой-то опыт в определенной сфере деятельности. Конечно, не надо передавать государственные полномочия всем МО, но там, где Муниципальный совет готов взять на себя дополнительные функции, это надо приветствовать.
В Металлострое создано всего одно ТСЖ в новом доме. Для того чтобы Муниципальный совет мог заниматься организацией ТСЖ, нужны полномочия и средства на проведение капитального ремонта зданий. Если Муниципальный совет призывает к созданию ТСЖ, он должен иметь право и средства на осуществление деятельности в сфере ЖКХ, на ремонт крыш, осушку подвалов и т.д. Нельзя призывать людей объединяться, не имея возможности помочь им в решении каких-либо вопросов. С ЖКХ возникла совсем парадоксальная ситуация. Народ в первую очередь с жалобами идет в Муниципальный совет, который в решении этого вопроса не имеет никакой власти. «Раньше у нас была договоренность, что все обращения Совета жилищное агентство исполняет в первую очередь. Теперь уже такой возможности нет», – отметил глава.
Хотя может быть в отдельных МО можно пойти и дальше. В Металлострое вполне можно передать в введение Совета весь жилой фонд поселка. Надо работать с каждым Муниципальным образованием в отдельности. Причем передать отдельные объекты, особенно социальные, можно на время. «Мы просили передать в собственность Муниципального совета баню – не дали. Сейчас баня превратилась в коммерческую структуру, и есть опасения, что как социальный объект будет загублена окончательно. Там сейчас сплошное казино», – заявил г-н Павлюченков.
Тем более, что опыт управления собственностью у Муниципального совета есть. Как положительный пример – муниципальное учреждение Дом культуры имени Маяковского с залом на 900 мест и стадион «Искра», которые достались Совету волей случая по щедрости Ленэнерго после банкротства ЛЭЗа. Сейчас половина бюджета МО идет на эти два объекта. Хотя было множество предложений по аренде помещений ДК, ни одно из них не было принято. ДК стал центром организации культурной жизни поселка: проводятся День поселка, День маленькой страны, День знаний, общероссийские праздники.
Решение задач
Для перевода предприятий в промзону «Металлострой» должен быть решен ряд комплексных задач. Прежде всего, это касается транспортного обеспечения. Сейчас зона связана с Петрозаводским шоссе одним въездом грузовых машин через железнодорожный переезд, причем основной поток автомашин идет через поселок, что, естественно, увеличивает нагрузку на дороги. Восстанавливаются предприятия, и этот поток в последние годы вырос в несколько раз. Проезжая часть Полевой улицы уже превратилась в транспортную магистраль. Это надо учитывать в адресных программах, так как на это дорожное покрытие рассчитано не было. Дороге уже сейчас нужен основательный капремонт.
Согласно Генеральному плану, должен строиться виадук со стороны трассы Петербург – Москва, хотя есть и другие предложения по въезду в промзону, а что будет реализовано – пока неизвестно. «Нам как «участникам» разработки Генплана в Муниципальный совет прислали картографические материалы. В них указано, что на промзону будут переведены очистные сооружения в поселке Понтонный, но руководство Водоканала недавно заявило, что будет заканчивать замороженное строительство очистных сооружений в Металлострое. Практически плана мероприятий подготовки к расширению промзоны нет. Нет единого координирующего центра – этими вопросами занимаются и в Комитете экономразвития, и в Комитете по инвестициям, и в Комитете по строительству, и в Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству, и в Комитете по энергетике, и в Территориальном управлении. На данные работы выделено 100 млн рублей. Много это или мало, пока неизвестно, так как на подготовку промзоны «Шушары», которая расположена рядом с Металлостроем, предполагается выделить 100 млн $», – отметил глава МО.
Такие автономные муниципальные образования Санкт-Петербурга как Металлострой, доказавшие способность к самоорганизации, должны получить больше полномочий. Возможно, надо рассмотреть создание более крупного образования, включив в состав МО «Металлострой» соседние дотационные МО – Усть-Ижора, Петрославянка. «Такими крупными территориальными образованиями, которым была бы дана определенная самостоятельность, можно решить много социально-экономических проблем», – считает г-н Павлюченков. Нарезка территорий МСУ в Санкт-Петербурге была сделана Дмитрием Козаком 10 лет назад, и, по-видимому, теперь навечно, несмотря на очевидную необходимость укрупнения многих территорий, особенно в пригородах.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Большие деньги
