Зима нечаянно нагрянет
Муниципальные образования могут провалить отопительный сезон в Ленобласти
В преддверии зимы над Ленинградской областью нависла угроза срыва отопительного сезона. Причина – все та же реформа местного самоуправления, в ходе которой имущество ЖКХ будет перераспределено между муниципальными
образованиями области.
Ситуацию обостряет тот факт, что выборы в так называемые муниципальные парламенты состоятся только 9 октября, т.е. тогда, когда в ряде районов области отопительный сезон уже начнется. В итоге возникает прямая угроза того, что новые власти МО просто не успеют провести акционирование своих предприятий ЖКХ и заключить договоры с поставщиками топлива. «Единственный выход – это проведение акционирования муниципальных секторов ЖКХ до 9 октября. В противном случае ситуация может выйти из-под их контроля», – считает председатель Комитета по топливно-энергетическому комплексу и ЖКХ областного правительства Сергей Мяков. Он уверен, что муниципалам следует уже сейчас создавать из МУП, курирующих ЖКХ, управляющие компании, которые немедленно займутся заключением договоров на поставки топлива.
С формированием же запасов топлива в Ленобласти ситуация складывается следующая. Мазута приобретено на 80 процентов от необходимого (8 тыс. из 10 тыс. тонн), а угля – на 58 процентов (17,5 из 30 тыс. тонн). На темпах заготовки мазутного топлива сказывается политика «Киришнефтеоргсинтеза», который только за первые 2 недели августа дважды поднимал свои расценки на него. «Таких высоких цен на мазут – около 6 тыс. рублей за тонну – никогда не было», – сетует Сергей Мяков. Правда, основным видом топлива для областных котельных (70 процентов) сегодня является газ, цены на который регулируются российским правительством. Мазут в структуре используемого топлива составляет 18 процентов, а уголь – 10 процентов. В то же время в ходе реформы местного самоуправления отдельные МО, на территории которых нет газовых котельных, столкнутся с серьезными трудностями при приобретении топлива. У них просто может не хватить денег для приобретения необходимых запасов топлива, тем более что расчетные объемы запасов могут быть скорректированы неблагоприятной погодой и потребуется произвести дополнительные закупки. До сих пор приобретение топлива производилось областным правительством централизованно, на деньги областного бюджета. Теперь же, после 1 января 2006 года, эта эффективная система ликвидируется, и каждое МО должно самостоятельно заключать договоры на закупку топлива для котельных. В том, что муниципалы справятся с этой задачей, возникают большие сомнения.
Так, по словам главного инженера ГУП «ЖКХ Ленобласти» Федора Пискаленко, в ходе последнего отопительного сезона на территории различных МО было зафиксировано около 700 аварийных ситуаций. Их главные причины заключались не только в изношенности оборудования и сетей, но и в плохой организации подготовки сетей к отопительному сезону и низком профессиональном уровне муниципальных аварийно-диспетчерских служб.
Обращает на себя внимание и огромная хроническая задолженность муниципальных образований за поставки материалов и оборудования для нужд ЖКХ. За период с 2002 по 2004 год она составила более 4 млрд(!) рублей. При этом в течение прошлого отопительного сезона около 20 процентов всех средств, выделенных из областного бюджета МО на реализацию адресной программы капитальных вложений в ЖКХ, было израсходовано нецелевым образом.
Понятно, что после того, как областной бюджет сбросит с себя обязанности по финансированию ЖКХ Ленобласти, ситуация на местах станет просто критической, тем более что уже сегодня чиновники отмечают срыв подготовки к отопительному сезону в целом ряде районов. Так, в ряде населенных пунктов Бокситогорского, Всеволожского и Тихвинского районов, а также в городе Новая Ладога ни одна котельная вообще не готова к работе. А в таких городах, как Выборг, Сясьстрой и Коммунар, целые участки теплотрасс до сих пор находятся в аварийном состоянии. И это при том, что времени на ремонт сетей практически не осталось. До расчетного начала отопительного сезона остается чуть больше месяца. А в северо-восточных районах области он может начаться и раньше.
Впрочем, областные чиновники отмечают, что в целом уровень подготовки объектов ЖКХ Ленобласти выше, чем в других регионах России. Но это не повод для оптимизма. Просто в других регионах подготовка к зиме идет еще хуже. Достаточно взглянуть на статистику готовности областного ЖКХ к зиме, чтобы все встало на свои места. Так, замена ветхих тепловых сетей составляет всего 44 процента от плана. Готовность котельных – 45 процентов. А общая готовность муниципального жилого фонда – 58 процентов. Но даже если к октябрю эти цифры резко увеличатся, это не станет гарантией успешного проведения отопительного сезона. Ведь новые муниципальные власти, избранные 9 октября и еще плохо разбирающиеся в проблемах своих территорий, будут вынуждены сразу столкнуться с «прелестями» обеспечения отопительного сезона. И это при том, что им нужно будет параллельно решать массу вопросов, связанных с передачей разнообразного имущества и функций в ведение своих МО. Одной из основных проблем может стать финансирование. Так, в этом году общий объем средств, выделенных областным бюджетом на нужды ЖКХ, составляет более 276 млн рублей. Теперь этот финансовый поток иссякнет полностью. Как быть в этой ситуации МО, традиционно относимым в разряд дотационных? Залезать в долговую банковскую кабалу? Но ведь в итоге чем-то придется расплачиваться. А это может быть имущество МО, имеющее крайне важное значение для обеспечения жизнедеятельности основных отраслей муниципального хозяйства, например того же ЖКХ. Также властям МО придется самостоятельно вести поиск поставщиков топлива и резервировать огромные средства на его оплату. Уже сейчас ясно, что большинство МО просто никогда не смогут изыскать достаточно средств для того, чтобы обеспечить финансирование основных хозяйственных сфер на своей подведомственной территории. В итоге многолетние усилия областного правительства, направленные на вывод Ленинградской области из экономического кризиса, завершившиеся успехом, теперь будут перечеркнуты последствиями муниципальной реформы. После 1 января Ленинградскую область ожидает период смутного времени. И как долго он продлится, сегодня не может сказать никто.
Автор: Игорь Черевко
В преддверии зимы над Ленинградской областью нависла угроза срыва отопительного сезона. Причина – все та же реформа местного самоуправления, в ходе которой имущество ЖКХ будет перераспределено между муниципальными
образованиями области.
Ситуацию обостряет тот факт, что выборы в так называемые муниципальные парламенты состоятся только 9 октября, т.е. тогда, когда в ряде районов области отопительный сезон уже начнется. В итоге возникает прямая угроза того, что новые власти МО просто не успеют провести акционирование своих предприятий ЖКХ и заключить договоры с поставщиками топлива. «Единственный выход – это проведение акционирования муниципальных секторов ЖКХ до 9 октября. В противном случае ситуация может выйти из-под их контроля», – считает председатель Комитета по топливно-энергетическому комплексу и ЖКХ областного правительства Сергей Мяков. Он уверен, что муниципалам следует уже сейчас создавать из МУП, курирующих ЖКХ, управляющие компании, которые немедленно займутся заключением договоров на поставки топлива.
С формированием же запасов топлива в Ленобласти ситуация складывается следующая. Мазута приобретено на 80 процентов от необходимого (8 тыс. из 10 тыс. тонн), а угля – на 58 процентов (17,5 из 30 тыс. тонн). На темпах заготовки мазутного топлива сказывается политика «Киришнефтеоргсинтеза», который только за первые 2 недели августа дважды поднимал свои расценки на него. «Таких высоких цен на мазут – около 6 тыс. рублей за тонну – никогда не было», – сетует Сергей Мяков. Правда, основным видом топлива для областных котельных (70 процентов) сегодня является газ, цены на который регулируются российским правительством. Мазут в структуре используемого топлива составляет 18 процентов, а уголь – 10 процентов. В то же время в ходе реформы местного самоуправления отдельные МО, на территории которых нет газовых котельных, столкнутся с серьезными трудностями при приобретении топлива. У них просто может не хватить денег для приобретения необходимых запасов топлива, тем более что расчетные объемы запасов могут быть скорректированы неблагоприятной погодой и потребуется произвести дополнительные закупки. До сих пор приобретение топлива производилось областным правительством централизованно, на деньги областного бюджета. Теперь же, после 1 января 2006 года, эта эффективная система ликвидируется, и каждое МО должно самостоятельно заключать договоры на закупку топлива для котельных. В том, что муниципалы справятся с этой задачей, возникают большие сомнения.
Так, по словам главного инженера ГУП «ЖКХ Ленобласти» Федора Пискаленко, в ходе последнего отопительного сезона на территории различных МО было зафиксировано около 700 аварийных ситуаций. Их главные причины заключались не только в изношенности оборудования и сетей, но и в плохой организации подготовки сетей к отопительному сезону и низком профессиональном уровне муниципальных аварийно-диспетчерских служб.
Обращает на себя внимание и огромная хроническая задолженность муниципальных образований за поставки материалов и оборудования для нужд ЖКХ. За период с 2002 по 2004 год она составила более 4 млрд(!) рублей. При этом в течение прошлого отопительного сезона около 20 процентов всех средств, выделенных из областного бюджета МО на реализацию адресной программы капитальных вложений в ЖКХ, было израсходовано нецелевым образом.
Понятно, что после того, как областной бюджет сбросит с себя обязанности по финансированию ЖКХ Ленобласти, ситуация на местах станет просто критической, тем более что уже сегодня чиновники отмечают срыв подготовки к отопительному сезону в целом ряде районов. Так, в ряде населенных пунктов Бокситогорского, Всеволожского и Тихвинского районов, а также в городе Новая Ладога ни одна котельная вообще не готова к работе. А в таких городах, как Выборг, Сясьстрой и Коммунар, целые участки теплотрасс до сих пор находятся в аварийном состоянии. И это при том, что времени на ремонт сетей практически не осталось. До расчетного начала отопительного сезона остается чуть больше месяца. А в северо-восточных районах области он может начаться и раньше.
Впрочем, областные чиновники отмечают, что в целом уровень подготовки объектов ЖКХ Ленобласти выше, чем в других регионах России. Но это не повод для оптимизма. Просто в других регионах подготовка к зиме идет еще хуже. Достаточно взглянуть на статистику готовности областного ЖКХ к зиме, чтобы все встало на свои места. Так, замена ветхих тепловых сетей составляет всего 44 процента от плана. Готовность котельных – 45 процентов. А общая готовность муниципального жилого фонда – 58 процентов. Но даже если к октябрю эти цифры резко увеличатся, это не станет гарантией успешного проведения отопительного сезона. Ведь новые муниципальные власти, избранные 9 октября и еще плохо разбирающиеся в проблемах своих территорий, будут вынуждены сразу столкнуться с «прелестями» обеспечения отопительного сезона. И это при том, что им нужно будет параллельно решать массу вопросов, связанных с передачей разнообразного имущества и функций в ведение своих МО. Одной из основных проблем может стать финансирование. Так, в этом году общий объем средств, выделенных областным бюджетом на нужды ЖКХ, составляет более 276 млн рублей. Теперь этот финансовый поток иссякнет полностью. Как быть в этой ситуации МО, традиционно относимым в разряд дотационных? Залезать в долговую банковскую кабалу? Но ведь в итоге чем-то придется расплачиваться. А это может быть имущество МО, имеющее крайне важное значение для обеспечения жизнедеятельности основных отраслей муниципального хозяйства, например того же ЖКХ. Также властям МО придется самостоятельно вести поиск поставщиков топлива и резервировать огромные средства на его оплату. Уже сейчас ясно, что большинство МО просто никогда не смогут изыскать достаточно средств для того, чтобы обеспечить финансирование основных хозяйственных сфер на своей подведомственной территории. В итоге многолетние усилия областного правительства, направленные на вывод Ленинградской области из экономического кризиса, завершившиеся успехом, теперь будут перечеркнуты последствиями муниципальной реформы. После 1 января Ленинградскую область ожидает период смутного времени. И как долго он продлится, сегодня не может сказать никто.
Автор: Игорь Черевко
рубрика:
Среда обитания
