Запретный берег сладок для инвестора

На первый взгляд, столь перспективный для Ленинградской области водный туризм не может получить должного развития из-за законодательных сложностей, связанных со строительством в зоне береговых линий. 
 
Водный туризм для Ленинградской области носит ключевое значение, так как множество туристических объектов связаны с водными маршрутами: Финский залив, Ладожское, Онежское озера добавляют колорит региону и дают возможность владельцам маломерных судов путешествовать по Ленобласти. 
 
Деньги на воде
 
«Сегодня в Санкт-Петербурге зарегистрировано более 51 тыс. маломерных судов, а в Москве – 60 тыс. 15% этих людей реально способны посетить Ленинградскую область, – рассказала Анна Лебедева, коммерческий директор ЗАО «Маринетек СПб». – Не стоит забывать о Финляндии, в которой на каждые 7-8 человек приходится 1 зарегистрированное маломерное судно. Не учитывать такой потенциальный рынок, находящийся рядом, невозможно. Тем более что в прошлом году было принято решение об открытии внутренних водных путей РФ для маломерных судов под иностранными флагами». 
Правомерность данных суждений подтверждают и цифры. Так, по статистике, владелец судна в год тратит около 10% стоимости яхты на ее содержание. «Если речь идет о судах ценой в 100-150 тыс. EUR, то это очень приличные деньги», – отметила Анна Лебедева. 
По ее мнению, препятствием на пути потенциального потока водных туристов в Ленобласть является неразвитая инфраструктура, например, отсутствие стоянок и заправок в акваториях рек и озер и т. д. 
 
Законодательная путаница
 
Как рассказал Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и партнеры», чтобы реализовать инфраструктурный проект в акватории водоема, инвестору придется учесть требования нескольких законодательных отраслей: водного, земельного, природоохранного, лесного, транспортного, градостроительного, которые зачастую противоречат друг другу. «В их нюансах путаются даже квалифицированные юристы, что уже говорить об инвесторах, которые преследуют простую цель – реализовать проект, а не разбираться в сложных хитросплетениях закона», – прокомментировал Дмитрий Некрестьянов.
Эксперт отмечает, что в реальности при строительстве заправочных водных станций, рекреационных объектов, а также гостиниц на берегах озер и рек инвестор сталкивается с большим количеством ограничений по использованию береговой зоны. Больше всего проблем возникает со строительством в непосредственной близости от береговой линии. По закону на расстоянии 5 м от воды, если это маленький водоем, и 20 м, если он большой, земля является общедоступной. 
«Однако недавно вышел новый закон о намывных территориях, который дал очень много возможностей для девелоперов. Искусственный намывной участок позволяет получить строящийся объект, прилегающий непосредственно к водоему, в собственность», – прокомментировал господин Некрестьянов. Однако эксперт добавил, что водные объекты находятся в федеральной или муниципальной собственности. «Делая насыпные пляжи, инвестор может пойти по процедуре создания искусственного земельного участка. Но даже в этом случае по закону ему необходимо обеспечить всеобщий доступ в береговую полосу. Эти нормы противоречат друг другу и, соответственно, тормозят инвестиционное развитие», – заключил эксперт.
рубрика: Туризм
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.