Веник для инвестора
Сможет ли новая реформа поддать пару развитию бань?
Петербургские власти продолжают свой курс на сокращение бюджетных расходов по содержанию убыточных объектов городского имущества. Вслед за распродажей городских гостиниц и выводом на окраины крупных больниц наступил черед муниципальных бань.
На последнем заседании городского правительства было принято постановление «О мерах по развитию банного хозяйства Санкт-Петербурга». Теперь муниципальные бани можно сдавать в аренду инвесторам, которым дано право превращать их в «многопрофильные комплексы».
Речь идет о банях, находящихся в стопроцентной городской собственности. Таковых в Питере сегодня насчитывается двадцать. Еще 12 бань представляют собой государственные унитарные предприятия. Оставшиеся 15 бань принадлежат частным инвесторам. Практически все «городские» бани являются убыточными предприятиями. Причина – низкие тарифы и обилие льготников. Так, стоимость помывки в банях первого разряда составляет 35 рублей, второго – 25 рублей и третьего – 20 рублей. Дети до 7 лет моются бесплатно. Льготный тариф составляет 10 рублей. Право на пользование им имеют ветераны ВОВ и труда, инвалиды, чернобыльцы, семьи опекунов, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей, и ряд других категорий. Расходы городского бюджета на субсидирование убытков бань только от обслуживания льготников весьма значительны. Так, в текущем году на эти цели в нем заложено около 90 млн рублей. Да и нельготные тарифы не приносят баням ощутимой прибыли. Доход от них явно не покрывает расходов на содержание банных комплексов, и прежде всего затрат на водо- и энергоснабжение.
Социальный вариант
Изначально подготовка «банной реформы» была возложена на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Весной этого года председатель комитета Владимир Бланк представил городскому правительству проект соответствующей концепции. Согласно ей предполагалось передать инвесторам все принадлежащие городу бани в долгосрочную аренду с правом дальнейшего выкупа. Но губернатор Валентина Матвиенко выступила с резкой критикой такого подхода. Она посчитала, что после выкупа бани инвестором ее профиль будет изменен. Опасения губернатора, учитывая низкую рентабельность банного бизнеса, были вполне оправданы.
В итоге в окончательном варианте принятого постановления фраза «С правом последующего выкупа» исчезла. Речь теперь идет исключительно о долгосрочной аренде. При этом инвестору разрешается расширить ассортимент услуг, предоставляемых баней. Но с условием сохранения не менее 70 процентов помывочных мест. Вводятся ограничения и на размер тарифов. Так, не менее чем в двух банных отделениях должны действовать нынешние государственные тарифы. При этом бремя расходов на содержание, капремонт и закупку нового оборудования для бань ложится целиком на плечи инвесторов. Передавать им бани в аренду планируется в ходе специальных конкурсов. Причем предпочтение будет отдаваться компаниям, которые предложат больший объем инвестиций.
По расчетам специалистов КЭРППиТ, такая схема позволит снизить бюджетные расходы на содержание бань на 25-30 процентов. Но возникает другой вопрос: а будет ли она интересна самим инвесторам?
Сомнительные перспективы
Чтобы ответить на этот вопрос, лучше обратиться к опыту московских коллег питерских банщиков. Ведь в Первопрестольной реформой банного хозяйства озаботились достаточно давно. Сегодня в столице лишь шесть бань общего пользования находятся на балансе горбюджета, остальные 39 в свое время были переданы на обслуживание коммерческим структурам. Правительство Москвы, передавая им бани, также исходило из принципа сохранения профильности этих объектов и ограничения тарифов. О том, к чему это привело на практике, ясно говорит тот факт, что за последние 2 года семь арендованных коммерсантами бань попросту закрылись. Основная причина – хроническая убыточность. Так, рентабельность московской бани (даже знаменитых Сандунов) сегодня не превышает 3-5 процентов. И то этого удается достичь лишь за счет широкого ассортимента сопутствующих услуг. Если баня хочет выжить, то ей не обойтись без парикмахерской, косметического салона, срочной химчистки и, естественно, массажа. А это также требует дополнительных затрат. Основной же статьей расхода, как и в Петербурге, является плата за воду и электричество.
На рентабельности банных услуг в Москве сказывается и постепенное снижение спроса. Собственно, в бани сегодня в основном ходят льготники. Остальные граждане предпочитают делать групповые заказы к различным праздникам. При этом приоритет здесь все чаще отдается не баням, а саунам. Отчасти это объясняется более комфортной атмосферой сауны. Ведь праздничные возлияния в русской парилке вполне могут закончиться в реанимации. Последствия же отдыха в сауне не представляют серьезной угрозы для организма.
Точно такая же ситуация, кстати, характерна и для Петербурга. Правда, пока уровень посещаемости бань у нас весьма высок – до 3 млн человек в год. Но более 90 процентов из них посещают бани именно с государственными тарифами. Таким образом, перевод части банных отделений на коммерческие тарифы может привести к тому, что в них попросту не будет посетителей, а значит, инвестор просто прогорит.
Мы пойдем своим путем?
Стремление городских властей сбросить со своих плеч бремя бюджетных расходов на бани вполне понятно. Но при чем здесь сохранение твердых тарифов? В конце концов, рынок сам отрегулирует цены на этот вид услуг. И чем больше будет в городе частных бань, тем более демократичными будут тарифы. И если городских чиновников так заботит социальный аспект этой проблемы, то зачем вообще было огород городить? Оставили бы бани на бюджетном балансе, и дело с концом. Но Смольный предпочел пойти на полумеры.
Более того, Валентина Матвиенко считает, что город должен строить новые бани, чтобы охватить как можно больше жаждущих помывки граждан. В частности, предполагается построить крупную баню во Фрунзенском районе. «Для Петербурга, где по-прежнему очень много коммунальных квартир, бани – это нечто особенное, и лишать этого горожан нельзя», – считает г-жа Матвиенко.
В Москве коммунальных квартир поменьше, но и там поначалу хотели развернуть активное строительство новых банных комплексов. В 1997 году столичная мэрия даже приняла программу, согласно которой в Первопрестольной планировалось строить по одной бане в год. Но на деле удалось построить лишь две. Причина – в высоких капиталовложениях и длительных сроках окупаемости (до 10 лет) такого рода объектов. Причем надо учитывать, что баня может вообще никогда не окупиться, так как станет убыточной.
Но чиновников Смольного опыт московских коллег, похоже, не пугает. Главное, что в случае, если инвесторы все же найдутся, бюджетные расходы на эту сферу значительно сократятся. От Петербурга не отстают и областные власти. Вернее, руководители областных муниципальных образований, на чьем балансе находятся местные бани. В целом ряде МО уже объявлены соответствующие тендеры. Причем за основу здесь взят первый вариант г-на Бланка, а именно долгосрочная аренда с возможностью выкупа и полного перепрофилирования через 5 лет. Первые тендеры должны пройти в Кировском районе. Выставляться на них будут в основном бани, расположенные в райцентрах и крупных поселках городского типа. Сельские бани инвесторов, естественно, не интересуют по причине малочисленности и бедности населения.
Что же, похоже, и здесь областные чиновники обскакали петербургских. Они прекрасно понимают всю утопичность социальной направленности банной политики. И, как люди хозяйственные, реализуют только реалистичные схемы.
Автор: Игорь ЧЕРЕВКО
Петербургские власти продолжают свой курс на сокращение бюджетных расходов по содержанию убыточных объектов городского имущества. Вслед за распродажей городских гостиниц и выводом на окраины крупных больниц наступил черед муниципальных бань.
На последнем заседании городского правительства было принято постановление «О мерах по развитию банного хозяйства Санкт-Петербурга». Теперь муниципальные бани можно сдавать в аренду инвесторам, которым дано право превращать их в «многопрофильные комплексы».
Речь идет о банях, находящихся в стопроцентной городской собственности. Таковых в Питере сегодня насчитывается двадцать. Еще 12 бань представляют собой государственные унитарные предприятия. Оставшиеся 15 бань принадлежат частным инвесторам. Практически все «городские» бани являются убыточными предприятиями. Причина – низкие тарифы и обилие льготников. Так, стоимость помывки в банях первого разряда составляет 35 рублей, второго – 25 рублей и третьего – 20 рублей. Дети до 7 лет моются бесплатно. Льготный тариф составляет 10 рублей. Право на пользование им имеют ветераны ВОВ и труда, инвалиды, чернобыльцы, семьи опекунов, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей, и ряд других категорий. Расходы городского бюджета на субсидирование убытков бань только от обслуживания льготников весьма значительны. Так, в текущем году на эти цели в нем заложено около 90 млн рублей. Да и нельготные тарифы не приносят баням ощутимой прибыли. Доход от них явно не покрывает расходов на содержание банных комплексов, и прежде всего затрат на водо- и энергоснабжение.
Социальный вариант
Изначально подготовка «банной реформы» была возложена на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Весной этого года председатель комитета Владимир Бланк представил городскому правительству проект соответствующей концепции. Согласно ей предполагалось передать инвесторам все принадлежащие городу бани в долгосрочную аренду с правом дальнейшего выкупа. Но губернатор Валентина Матвиенко выступила с резкой критикой такого подхода. Она посчитала, что после выкупа бани инвестором ее профиль будет изменен. Опасения губернатора, учитывая низкую рентабельность банного бизнеса, были вполне оправданы.
В итоге в окончательном варианте принятого постановления фраза «С правом последующего выкупа» исчезла. Речь теперь идет исключительно о долгосрочной аренде. При этом инвестору разрешается расширить ассортимент услуг, предоставляемых баней. Но с условием сохранения не менее 70 процентов помывочных мест. Вводятся ограничения и на размер тарифов. Так, не менее чем в двух банных отделениях должны действовать нынешние государственные тарифы. При этом бремя расходов на содержание, капремонт и закупку нового оборудования для бань ложится целиком на плечи инвесторов. Передавать им бани в аренду планируется в ходе специальных конкурсов. Причем предпочтение будет отдаваться компаниям, которые предложат больший объем инвестиций.
По расчетам специалистов КЭРППиТ, такая схема позволит снизить бюджетные расходы на содержание бань на 25-30 процентов. Но возникает другой вопрос: а будет ли она интересна самим инвесторам?
Сомнительные перспективы
Чтобы ответить на этот вопрос, лучше обратиться к опыту московских коллег питерских банщиков. Ведь в Первопрестольной реформой банного хозяйства озаботились достаточно давно. Сегодня в столице лишь шесть бань общего пользования находятся на балансе горбюджета, остальные 39 в свое время были переданы на обслуживание коммерческим структурам. Правительство Москвы, передавая им бани, также исходило из принципа сохранения профильности этих объектов и ограничения тарифов. О том, к чему это привело на практике, ясно говорит тот факт, что за последние 2 года семь арендованных коммерсантами бань попросту закрылись. Основная причина – хроническая убыточность. Так, рентабельность московской бани (даже знаменитых Сандунов) сегодня не превышает 3-5 процентов. И то этого удается достичь лишь за счет широкого ассортимента сопутствующих услуг. Если баня хочет выжить, то ей не обойтись без парикмахерской, косметического салона, срочной химчистки и, естественно, массажа. А это также требует дополнительных затрат. Основной же статьей расхода, как и в Петербурге, является плата за воду и электричество.
На рентабельности банных услуг в Москве сказывается и постепенное снижение спроса. Собственно, в бани сегодня в основном ходят льготники. Остальные граждане предпочитают делать групповые заказы к различным праздникам. При этом приоритет здесь все чаще отдается не баням, а саунам. Отчасти это объясняется более комфортной атмосферой сауны. Ведь праздничные возлияния в русской парилке вполне могут закончиться в реанимации. Последствия же отдыха в сауне не представляют серьезной угрозы для организма.
Точно такая же ситуация, кстати, характерна и для Петербурга. Правда, пока уровень посещаемости бань у нас весьма высок – до 3 млн человек в год. Но более 90 процентов из них посещают бани именно с государственными тарифами. Таким образом, перевод части банных отделений на коммерческие тарифы может привести к тому, что в них попросту не будет посетителей, а значит, инвестор просто прогорит.
Мы пойдем своим путем?
Стремление городских властей сбросить со своих плеч бремя бюджетных расходов на бани вполне понятно. Но при чем здесь сохранение твердых тарифов? В конце концов, рынок сам отрегулирует цены на этот вид услуг. И чем больше будет в городе частных бань, тем более демократичными будут тарифы. И если городских чиновников так заботит социальный аспект этой проблемы, то зачем вообще было огород городить? Оставили бы бани на бюджетном балансе, и дело с концом. Но Смольный предпочел пойти на полумеры.
Более того, Валентина Матвиенко считает, что город должен строить новые бани, чтобы охватить как можно больше жаждущих помывки граждан. В частности, предполагается построить крупную баню во Фрунзенском районе. «Для Петербурга, где по-прежнему очень много коммунальных квартир, бани – это нечто особенное, и лишать этого горожан нельзя», – считает г-жа Матвиенко.
В Москве коммунальных квартир поменьше, но и там поначалу хотели развернуть активное строительство новых банных комплексов. В 1997 году столичная мэрия даже приняла программу, согласно которой в Первопрестольной планировалось строить по одной бане в год. Но на деле удалось построить лишь две. Причина – в высоких капиталовложениях и длительных сроках окупаемости (до 10 лет) такого рода объектов. Причем надо учитывать, что баня может вообще никогда не окупиться, так как станет убыточной.
Но чиновников Смольного опыт московских коллег, похоже, не пугает. Главное, что в случае, если инвесторы все же найдутся, бюджетные расходы на эту сферу значительно сократятся. От Петербурга не отстают и областные власти. Вернее, руководители областных муниципальных образований, на чьем балансе находятся местные бани. В целом ряде МО уже объявлены соответствующие тендеры. Причем за основу здесь взят первый вариант г-на Бланка, а именно долгосрочная аренда с возможностью выкупа и полного перепрофилирования через 5 лет. Первые тендеры должны пройти в Кировском районе. Выставляться на них будут в основном бани, расположенные в райцентрах и крупных поселках городского типа. Сельские бани инвесторов, естественно, не интересуют по причине малочисленности и бедности населения.
Что же, похоже, и здесь областные чиновники обскакали петербургских. Они прекрасно понимают всю утопичность социальной направленности банной политики. И, как люди хозяйственные, реализуют только реалистичные схемы.
Автор: Игорь ЧЕРЕВКО
рубрика:
Среда обитания
