Путь на фондовый рынок
Строительный рынок переживает период качественных изменений. Давно и успешно применявшаяся схема долевого участия граждан
в строительстве жилых домов в связи
с известными изменениями в российском законодательстве оказалась практически неработоспособной.
Это дало импульс поискам альтернативных источников финансирования строительства, более соответствующих принципам цивилизованных рыночных отношений. Один из вариантов – выпуск корпоративных облигаций. Но на сегодняшний день на такой шаг пошли очень немногие строительные компании. На Северо-Западе это сделали только ЗАО «Северный город», входящее в холдинг RBI, Группа ЛСР и холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ».
Облигации: плюсы и минусы
Среди преимуществ облигационных займов по сравнению с другими видами финансирования эксперты отмечают более длительные сроки заимствования, причем на условиях самого эмитента; доступ к широкому кругу клиентов, которые получают возможность опосредованно вложить деньги в недвижимость; возможность для эмитентов использовать облигации для собственных расчетов. Основным же преимуществом этого вида финансовых инструментов, по мнению вице-президента Ассоциации банков Северо-Запада Виктора Титова, является то, что он не требует высококачественного залогового обеспечения, которое обязательно при получении прямых банковских кредитов.
Но у облигационного займа есть и обратная сторона: в случае плохой конъюнктуры на рынке облигаций процентная ставка по заимствованию может оказаться выше, чем по банковскому кредиту. Именно такая рыночная ситуация заставила холдинг RBI отказаться от выпуска облигаций второй серии в 2004 году.
Что касается стройиндустрии, то выпуск облигаций предоставляет возможность разнообразить источники финансирования. Это позволит сократить объем средств, привлекаемых за счет «долевки», и даст возможность продавать квартиры в новых домах на более поздней стадии строительства или уже после их возведения. Это повысит их стоимость, а следовательно, и уровень дохода строительной компании и в то же время будет в большей мере удовлетворять потребности потенциальных приобретателей недвижимости, поскольку сократит уровень рисков, связанных со строительным процессом. А в нынешней ситуации, когда на государственном уровне продвигается программа ипотечного кредитования, застройщики получают новый плацдарм для маневра – возможность работать с приобретателями жилья по классической ипотечной схеме и тем самым создать реальную конкуренцию вторичному рынку недвижимости. Главным минусом продаж готового жилья можно назвать значительное увеличение сроков его реализации.
Не цель, а средство
Первой в России строительной компанией, выпустившей облигационный займ, стала московская корпорация «Пик». В Санкт-Петербурге ее примеру последовал холдинг RBI, разместивший в ноябре 2002 года на Московской межбанковской валютной бирже облигации ЗАО «Северный город» на сумму 50 млн рублей. Затем в начале 2005 года корпоративные облигации выпустили «Эталон-ЛенСпецСМУ» и Группа ЛСР объемом 1 млрд рублей каждый, а второй выпуск облигаций «Северного города» на 200 млн рублей был продан на СПВБ. Процентные ставки по облигациям компаний-эмитентов составили от 14 процентов у Группы ЛСР до 15,6 процента годовых у компании «Северный город».
Все эмитенты заявляли, что средства, полученные от продажи облигаций, планируется направить на развитие собственных инвестиционных проектов, не скрывая, однако, что целью выпуска облигационных займов служит не только и не столько получение дополнительных средств для ведения строительства. В большей степени это являлось одним из первых шагов по выходу на фондовый рынок, для чего компаниям необходимо создание публичной кредитной истории.
«Публичная кредитная история – понятие многоаспектное, включающее в том числе раскрытие информации о компании, ее финансовой отчетности, структуры собственников и т.д. Это позволяет обеспечить прозрачность компании, а также сделать доступной информацию о ее поведении на рынке долговых обязательств. В дальнейшем все эти факторы в случае, например, принятия решения компанией о выпуске акций обеспечат ей успешный выход на этот рынок и будут способствовать повышению капитализации ее активов», – говорит Юлия Соколова, помощник президента – первый заместитель генерального директора Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада».
Таким образом, корпоративную облигацию можно назвать первым шагом на пути реструктуризации строительных компаний, перехода от энного количества ЗАО в рамках того или иного холдинга к единому ОАО, которое на очередном этапе будет способно выйти со своими акциями на международный фондовый рынок.
РепутациЯ длЯ репутации
Компания, имеющая успешный опыт публичных заимствований, для банков становится более привлекательным заемщиком и уже может рассчитывать на более комфортные условия кредитования. Однако для того, чтобы получить этот опыт, нужно уже обладать солидной репутацией в финансовых кругах. Только тогда можно рассчитывать на успешное размещение облигационного займа. В случае, когда строительная компания недостаточно известна или ей не хватает прозрачности относительно финансовой стороны ведения дел, существует большая степень вероятности того, что она не сможет привлечь круг заинтересованных инвесторов.
Уже имеющаяся приличная репутация компании становится тем самым залоговым обеспечением, которое теоретически не нужно для выпуска облигационного займа. А займ, в свою очередь, становится основой для зарабатывания еще более солидной репутации. Схематично это можно представить как постоянное движение по разворачивающейся спирали.
Выпуск корпоративных облигаций и использование доходов от эмиссии таких облигаций, по мнению аналитиков, являются достаточно перспективными источниками финансирования строительства. Но для того чтобы перспективы стали реальностью, должны произойти изменения в подходе к ведению дел, в самом менталитете руководства строительных компаний. «В этом случае все основные игроки на строительном рынке неизбежно будут заниматься выпуском облигаций, потому что специфика строительного бизнеса особо актуальным делает именно такой вид финансирования», – отмечает Виктор Титов.
Автор: Вероника Шеменева
в строительстве жилых домов в связи
с известными изменениями в российском законодательстве оказалась практически неработоспособной.
Это дало импульс поискам альтернативных источников финансирования строительства, более соответствующих принципам цивилизованных рыночных отношений. Один из вариантов – выпуск корпоративных облигаций. Но на сегодняшний день на такой шаг пошли очень немногие строительные компании. На Северо-Западе это сделали только ЗАО «Северный город», входящее в холдинг RBI, Группа ЛСР и холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ».
Облигации: плюсы и минусы
Среди преимуществ облигационных займов по сравнению с другими видами финансирования эксперты отмечают более длительные сроки заимствования, причем на условиях самого эмитента; доступ к широкому кругу клиентов, которые получают возможность опосредованно вложить деньги в недвижимость; возможность для эмитентов использовать облигации для собственных расчетов. Основным же преимуществом этого вида финансовых инструментов, по мнению вице-президента Ассоциации банков Северо-Запада Виктора Титова, является то, что он не требует высококачественного залогового обеспечения, которое обязательно при получении прямых банковских кредитов.
Но у облигационного займа есть и обратная сторона: в случае плохой конъюнктуры на рынке облигаций процентная ставка по заимствованию может оказаться выше, чем по банковскому кредиту. Именно такая рыночная ситуация заставила холдинг RBI отказаться от выпуска облигаций второй серии в 2004 году.
Что касается стройиндустрии, то выпуск облигаций предоставляет возможность разнообразить источники финансирования. Это позволит сократить объем средств, привлекаемых за счет «долевки», и даст возможность продавать квартиры в новых домах на более поздней стадии строительства или уже после их возведения. Это повысит их стоимость, а следовательно, и уровень дохода строительной компании и в то же время будет в большей мере удовлетворять потребности потенциальных приобретателей недвижимости, поскольку сократит уровень рисков, связанных со строительным процессом. А в нынешней ситуации, когда на государственном уровне продвигается программа ипотечного кредитования, застройщики получают новый плацдарм для маневра – возможность работать с приобретателями жилья по классической ипотечной схеме и тем самым создать реальную конкуренцию вторичному рынку недвижимости. Главным минусом продаж готового жилья можно назвать значительное увеличение сроков его реализации.
Не цель, а средство
Первой в России строительной компанией, выпустившей облигационный займ, стала московская корпорация «Пик». В Санкт-Петербурге ее примеру последовал холдинг RBI, разместивший в ноябре 2002 года на Московской межбанковской валютной бирже облигации ЗАО «Северный город» на сумму 50 млн рублей. Затем в начале 2005 года корпоративные облигации выпустили «Эталон-ЛенСпецСМУ» и Группа ЛСР объемом 1 млрд рублей каждый, а второй выпуск облигаций «Северного города» на 200 млн рублей был продан на СПВБ. Процентные ставки по облигациям компаний-эмитентов составили от 14 процентов у Группы ЛСР до 15,6 процента годовых у компании «Северный город».
Все эмитенты заявляли, что средства, полученные от продажи облигаций, планируется направить на развитие собственных инвестиционных проектов, не скрывая, однако, что целью выпуска облигационных займов служит не только и не столько получение дополнительных средств для ведения строительства. В большей степени это являлось одним из первых шагов по выходу на фондовый рынок, для чего компаниям необходимо создание публичной кредитной истории.
«Публичная кредитная история – понятие многоаспектное, включающее в том числе раскрытие информации о компании, ее финансовой отчетности, структуры собственников и т.д. Это позволяет обеспечить прозрачность компании, а также сделать доступной информацию о ее поведении на рынке долговых обязательств. В дальнейшем все эти факторы в случае, например, принятия решения компанией о выпуске акций обеспечат ей успешный выход на этот рынок и будут способствовать повышению капитализации ее активов», – говорит Юлия Соколова, помощник президента – первый заместитель генерального директора Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада».
Таким образом, корпоративную облигацию можно назвать первым шагом на пути реструктуризации строительных компаний, перехода от энного количества ЗАО в рамках того или иного холдинга к единому ОАО, которое на очередном этапе будет способно выйти со своими акциями на международный фондовый рынок.
РепутациЯ длЯ репутации
Компания, имеющая успешный опыт публичных заимствований, для банков становится более привлекательным заемщиком и уже может рассчитывать на более комфортные условия кредитования. Однако для того, чтобы получить этот опыт, нужно уже обладать солидной репутацией в финансовых кругах. Только тогда можно рассчитывать на успешное размещение облигационного займа. В случае, когда строительная компания недостаточно известна или ей не хватает прозрачности относительно финансовой стороны ведения дел, существует большая степень вероятности того, что она не сможет привлечь круг заинтересованных инвесторов.
Уже имеющаяся приличная репутация компании становится тем самым залоговым обеспечением, которое теоретически не нужно для выпуска облигационного займа. А займ, в свою очередь, становится основой для зарабатывания еще более солидной репутации. Схематично это можно представить как постоянное движение по разворачивающейся спирали.
Выпуск корпоративных облигаций и использование доходов от эмиссии таких облигаций, по мнению аналитиков, являются достаточно перспективными источниками финансирования строительства. Но для того чтобы перспективы стали реальностью, должны произойти изменения в подходе к ведению дел, в самом менталитете руководства строительных компаний. «В этом случае все основные игроки на строительном рынке неизбежно будут заниматься выпуском облигаций, потому что специфика строительного бизнеса особо актуальным делает именно такой вид финансирования», – отмечает Виктор Титов.
Автор: Вероника Шеменева
рубрика:
Cобытия и комментарии
