Строить без разрешения? Разрешено
Не только высшее руководство страны всерьез обратило внимание на бюрократические препоны, мешающие развитию жилищного строительства. Этой проблемой в последнее время активно занимаются и власти Ленинградской области. Подтверждением этому является тот факт, что в Законодательном собрании рассматривается проект регионального закона «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».
Экспертизу никто не отменял
Проект этого законодательного акта губернатор Валерий Сердюков внес на рассмотрение областного парламента еще в июле 2011 года. Осенью началось обсуждение. Однако, по большому счету, к работе над проектом законодатели смогли приступить лишь после декабрьских выборов, уже в новом составе. С того времени в законопроект были внесены десятки корректировок, подчас существенных.
Очередное обсуждение проекта на заседании комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству было связано именно с рассмотрением этих поправок и голосованием по ним.
Разработчики законопроекта исходили из положения Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в ряде случаев выдача разрешений на строительство может не требоваться, если иное не предусмотрено законодательством субъектов Федерации. Большинство этих случаев связано с возведением строений некапитального характера.
В текст обсуждаемого ныне законопроекта включены два перечня таких случаев. Это объекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в ряде случаев застройщик получает заключения отраслевых контролирующих органов о допуске оборудования в эксплуатацию (объекты энергетики, связи, газопроводы, иные инженерно-технические коммуникации), а также санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Во-вторых, это объекты, до возведения которых застройщик обязан получить положительное заключение негосударственной экспертизы. Именно оно освобождает от необходимости получать разрешение на строительство.
Базы отдыха, кафе и лесной фонд
Одним из самых спорных моментов оказался пункт о строительстве на территориях баз отдыха одноэтажных гостевых домов из деревянных конструкций для временного проживания. Депутаты предложили упомянуть тут же ряд других объектов, например кафе. Однако такие базы часто расположены на землях лесного фонда, а там подобное строительство не допускается. «Действительно, в Приозерском, Выборгском районах базы отдыха часто находятся в лесах, но часто строят и неразрешенные объекты, – сказал председатель комиссии Иван Григорьев. – Над ними фактически потерян контроль». Комитет по архитектуре и градостроительству предложил не расширять список возможных построек на базах отдыха, если строительство ведется на лесных участках. «Бывшие пионерские лагеря сейчас выкупаются под дачи, а потом начинается беспредел», – отметил член комиссии Денис Жуков.
Депутат Алексей Белоус счел, однако, что строятся чаще всего легкие, подчас даже разборные конструкции, не способные нанести вред природе. «По своим конструктивным характеристикам они не отличаются от построек, указанных в первоначальном варианте», – прокомментировал он. Председатель комиссии предложил пока воздержаться от одобрения поправки, расширяющей список возможных строений на территории баз отдыха, но вернуться к вопросу через год, поскольку либерализация законодательства продолжается, возможны корректировки и в федеральных актах. В итоге было решено, что упомянутые постройки могут возводиться, но не на землях лесфонда, чтобы и не провоцировать застройщиков на незаконное строительство, и не путать их.
Без лишних запретов
Спорным оказался вопрос и о строительстве пляжей, игровых, спортивных детских площадок. Член комиссии Владимир Рыбальченко, например, полагает, что создание пляжей все же требует разрешения на строительство, потому что иногда здесь возводятся потенциально травмоопасные постройки вроде горок. Но его коллеги видят ситуацию иначе: если ограничений будет слишком много, инвесторы перестанут обращать на них внимание – а как всех проконтролируешь? Но строительство автостоянок для легковых машин все же будет требовать разрешения.
Валерий Сердюков в исходном тексте законопроекта предлагал освободить от разрешений строительство, реконструкцию, капитальный ремонт частных автодорог не общего пользования. Также не потребуется разрешений и для строительства газопроводов-вводов на землях населенных пунктов, а также реконструкции и капремонта линейных объектов вроде ЛЭП, газо- и водопроводов, потому что свою визу на таких проектах ставит Ростехнадзор, а отказ от лишних бюрократических процедур поможет сделать такие работы в регионе хоть немного дешевле.
Ко второму списку случаев, при которых не требуется получать разрешение, относятся строительство и реконструкция на участках хозяйственной деятельности фермеров, капремонта объектов капитального строительства (за исключением жилых домов, линейных и опасных объектов), строительство на общих землях садоводческих и дачных объединений, строительство на территории промышленного предприятия новых капитальных объектов, к примеру гаражей, подстанций, инженерных сетей. Все это – при условии положительного заключения негосударственной экспертизы. В том же списке – строительство линейных объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, газопроводов среднего и низкого давления в границах населенных пунктов, а также трансформаторных подстанций.
Однако с рядом положений законопроекта депутаты не согласились и оспорили эти пункты в своих поправках. Это коснулось строительства мачт сотовой связи, а также наружных подводящих сетей к существующим и строящимся объектам. Законодатели региона сочли, что такие работы следует согласовывать с муниципальными образованиями из-за их значимости для комфорта населения.
Магистральные сети – на областной уровень
Спорным оказалось и положение о строительстве линейных объектов федерального и регионального значения (ЛЭП, дорог, трубопроводов и т. д.) на специально выделенных для этого лесных участках. «У муниципалов могут появляться вопросы, связанные с компенсациями за поврежденные земли и дороги, – отметил Иван Григорьев. – Кроме того, в лесном фонде участки предоставляются областным правительством, то есть решение принимается не на муниципальном уровне. Разрешение на строительство таких объектов на границе двух муниципалитетов опять-таки выдают областные структуры. Поэтому реализации областных и федеральных программ будет способствовать исключение этого пункта». Действительно, формальная отмена разрешений на строительство в данном случае фактически лишь задерживала бы работы, отдавая судьбу федеральных и областных программ в руки десятков органов местного самоуправления, которые к тому же часто не имеют в своем штате специалистов этого профиля.
«Теперь мы должны консолидированно выступить на пленарном заседании законодательного собрания, иначе обсуждение этого сложного вопроса затянется», – напомнил председатель комиссии, и депутаты согласились с ним. Более того, они предложат рассмотреть законопроект сразу и во втором, и в третьем чтении, чтобы он мог сразу стать действующим документом.
Если это случится, отмена разрешений на строительство ряда объектов, которые не являются жильем, но обеспечивают возведение жилых домов, упростит многие процедуры, ускорит и несколько удешевит жилищное строительство.
Экспертизу никто не отменял
Проект этого законодательного акта губернатор Валерий Сердюков внес на рассмотрение областного парламента еще в июле 2011 года. Осенью началось обсуждение. Однако, по большому счету, к работе над проектом законодатели смогли приступить лишь после декабрьских выборов, уже в новом составе. С того времени в законопроект были внесены десятки корректировок, подчас существенных.
Очередное обсуждение проекта на заседании комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству было связано именно с рассмотрением этих поправок и голосованием по ним.
Разработчики законопроекта исходили из положения Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в ряде случаев выдача разрешений на строительство может не требоваться, если иное не предусмотрено законодательством субъектов Федерации. Большинство этих случаев связано с возведением строений некапитального характера.
В текст обсуждаемого ныне законопроекта включены два перечня таких случаев. Это объекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в ряде случаев застройщик получает заключения отраслевых контролирующих органов о допуске оборудования в эксплуатацию (объекты энергетики, связи, газопроводы, иные инженерно-технические коммуникации), а также санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Во-вторых, это объекты, до возведения которых застройщик обязан получить положительное заключение негосударственной экспертизы. Именно оно освобождает от необходимости получать разрешение на строительство.
Базы отдыха, кафе и лесной фонд
Одним из самых спорных моментов оказался пункт о строительстве на территориях баз отдыха одноэтажных гостевых домов из деревянных конструкций для временного проживания. Депутаты предложили упомянуть тут же ряд других объектов, например кафе. Однако такие базы часто расположены на землях лесного фонда, а там подобное строительство не допускается. «Действительно, в Приозерском, Выборгском районах базы отдыха часто находятся в лесах, но часто строят и неразрешенные объекты, – сказал председатель комиссии Иван Григорьев. – Над ними фактически потерян контроль». Комитет по архитектуре и градостроительству предложил не расширять список возможных построек на базах отдыха, если строительство ведется на лесных участках. «Бывшие пионерские лагеря сейчас выкупаются под дачи, а потом начинается беспредел», – отметил член комиссии Денис Жуков.
Депутат Алексей Белоус счел, однако, что строятся чаще всего легкие, подчас даже разборные конструкции, не способные нанести вред природе. «По своим конструктивным характеристикам они не отличаются от построек, указанных в первоначальном варианте», – прокомментировал он. Председатель комиссии предложил пока воздержаться от одобрения поправки, расширяющей список возможных строений на территории баз отдыха, но вернуться к вопросу через год, поскольку либерализация законодательства продолжается, возможны корректировки и в федеральных актах. В итоге было решено, что упомянутые постройки могут возводиться, но не на землях лесфонда, чтобы и не провоцировать застройщиков на незаконное строительство, и не путать их.
Без лишних запретов
Спорным оказался вопрос и о строительстве пляжей, игровых, спортивных детских площадок. Член комиссии Владимир Рыбальченко, например, полагает, что создание пляжей все же требует разрешения на строительство, потому что иногда здесь возводятся потенциально травмоопасные постройки вроде горок. Но его коллеги видят ситуацию иначе: если ограничений будет слишком много, инвесторы перестанут обращать на них внимание – а как всех проконтролируешь? Но строительство автостоянок для легковых машин все же будет требовать разрешения.
Валерий Сердюков в исходном тексте законопроекта предлагал освободить от разрешений строительство, реконструкцию, капитальный ремонт частных автодорог не общего пользования. Также не потребуется разрешений и для строительства газопроводов-вводов на землях населенных пунктов, а также реконструкции и капремонта линейных объектов вроде ЛЭП, газо- и водопроводов, потому что свою визу на таких проектах ставит Ростехнадзор, а отказ от лишних бюрократических процедур поможет сделать такие работы в регионе хоть немного дешевле.
Ко второму списку случаев, при которых не требуется получать разрешение, относятся строительство и реконструкция на участках хозяйственной деятельности фермеров, капремонта объектов капитального строительства (за исключением жилых домов, линейных и опасных объектов), строительство на общих землях садоводческих и дачных объединений, строительство на территории промышленного предприятия новых капитальных объектов, к примеру гаражей, подстанций, инженерных сетей. Все это – при условии положительного заключения негосударственной экспертизы. В том же списке – строительство линейных объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, газопроводов среднего и низкого давления в границах населенных пунктов, а также трансформаторных подстанций.
Однако с рядом положений законопроекта депутаты не согласились и оспорили эти пункты в своих поправках. Это коснулось строительства мачт сотовой связи, а также наружных подводящих сетей к существующим и строящимся объектам. Законодатели региона сочли, что такие работы следует согласовывать с муниципальными образованиями из-за их значимости для комфорта населения.
Магистральные сети – на областной уровень
Спорным оказалось и положение о строительстве линейных объектов федерального и регионального значения (ЛЭП, дорог, трубопроводов и т. д.) на специально выделенных для этого лесных участках. «У муниципалов могут появляться вопросы, связанные с компенсациями за поврежденные земли и дороги, – отметил Иван Григорьев. – Кроме того, в лесном фонде участки предоставляются областным правительством, то есть решение принимается не на муниципальном уровне. Разрешение на строительство таких объектов на границе двух муниципалитетов опять-таки выдают областные структуры. Поэтому реализации областных и федеральных программ будет способствовать исключение этого пункта». Действительно, формальная отмена разрешений на строительство в данном случае фактически лишь задерживала бы работы, отдавая судьбу федеральных и областных программ в руки десятков органов местного самоуправления, которые к тому же часто не имеют в своем штате специалистов этого профиля.
«Теперь мы должны консолидированно выступить на пленарном заседании законодательного собрания, иначе обсуждение этого сложного вопроса затянется», – напомнил председатель комиссии, и депутаты согласились с ним. Более того, они предложат рассмотреть законопроект сразу и во втором, и в третьем чтении, чтобы он мог сразу стать действующим документом.
Если это случится, отмена разрешений на строительство ряда объектов, которые не являются жильем, но обеспечивают возведение жилых домов, упростит многие процедуры, ускорит и несколько удешевит жилищное строительство.
рубрика:
Законодательство
автор:
Василий Когаловский