Вписаться в программы – получить деньги

Муниципалитеты могут получать гораздо большие средства из российского бюджета на строительство социальных и коммунальных объектов, чем сегодня. Однако не участвуют в областных и федеральных программах, а чаще всего лоббируют интересы инвесторов.

Об этом шла речь на семинаре руководителей органов исполнительной власти и глав администраций районов, который организовало правительство Ленинградской области.

Жить по программам


По словам Александры Бондарь, исполнительного директора ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области», по уровню социально-экономического развития Ленинградская область занимает 8-е место среди всех субъектов Федерации. Однако по степени удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления регион оказался на 42-м месте, а по эффективности расходов муниципальных образований регион еще дальше — на 62-м. «Корень зла заключается в том, что мы неэффективно расходуем бюджетные средства. Мы должны стремиться к тому, чтобы исполнение муниципальных бюджетов шло через муниципальные целевые программы и попадало в максимальное число федеральных программ, потому что своих денег у нас немного», – пояснила Александра Бондарь.
Однако реальное положение дел от этого далеко. Вице-губернатор Григорий Двас высказал опасения, что расхождение между программами социально-экономического развития муниципальных образований и документацией территориального планирования, которая разрабатывается в самих муниципалитетах, все больше усиливается. «Встречаются разные перекосы – в сторону жилищного строительства, создания логистических парков и индустриальных зон с резервированием под эти объекты тысяч гектаров земли в муниципалитетах с небольшим населением, где невозможно за счет собственных трудовых ресурсов обеспечить эти объекты рабочими руками», – рассказал вице-губернатор.
Например, проект генплана Заневского поселения Всеволожского района был ориентирован на такой рост численности населения, что для жителей (а их должно было к 2030 году стать больше, чем во всем Гатчинском районе) пришлось бы построить 22 школы, 24 детских сада, поликлиники на 4200 посещений в смену, больницу на 700 мест и т. д. Но в самом проекте было отражено строительство только одного детского сада, а для остальных объектов даже не зарезервированы площадки. При этом строительство предприятий и создание новых рабочих мест, формирование налоговой базы не планировалось. А значит, и содержать социальные учреждения поселение не смогло бы.

Планы инвесторов


«Эти амбициозные планы не подкреплены ни финансовыми, ни какими-либо другими расчетами. Это «хотелки» инвесторов, которые зарабатывают на генпланах серьезные средства, – заявил Григорий Двас. – Я уже не говорю об угрозе появления новых очагов так называемых обманутых дольщиков в ситуации, когда строящиеся жилые объекты – уже готовые, с полностью проданными квадратными метрами, – оказываются не в состоянии принять жильцов. Технические условия подключения этих объектов к инженерной инфраструктуре были получены обманным путем, и реального подключения у них не будет не только сегодня, а не предвидится даже в ближайшей перспективе. Техусловия на подключение были выданы органами местного самоуправления с такими, например, формулировками: «с учетом планируемых к строительству очистных сооружений». В результате, по словам Григория Дваса, построен целый жилой комплекс высотой более 20 этажей, но очистных сооружений нет даже в проекте. «Тысячи людей пока еще находятся в неведении относительно того, что по крайней мере в ближайшие 5 лет они смогут лишь смотреть на свои квадратные метры, но жить там невозможно. Таких примеров, к сожалению, не два и не три, их гораздо больше», – отметил вице-губернатор.
Причинами такого положения вице-губернатор считает недостаточную квалификацию специалистов муниципального уровня, а также их «ангажированность, которая приводит к тому, что документы могут становиться основой манипуляций с земельными участками с муниципальным имуществом». Примеры же сбалансированных прогнозов развития муниципальных образований единичны.
Серьезной проблемой остается нежелание органов местного самоуправления работать с областными и федеральными программами. Причины этого – все в той же низкой квалификации руководителей и недостатке муниципальных средств для софинансирования проектов. Переход к трехлетним бюджетам стал для муниципалов вызовом, с которым они не справились. При формировании трехлетнего бюджета на 2012-2014 годы из-за отсутствия документации в федеральном бюджете учтены только те объекты Ленобласти, на которых планировалось начать работы в 2012 году, но ни одного объекта с началом строительства в 2013 и 2014 годах. Сейчас на них поданы заявки, но уверенности в результате нет. Строящиеся объекты получат в 2013 году вдвое меньше средств, чем в предшествующие годы.

Вода, дороги и жилье

О возможностях участия муниципалитетов в долгосрочных программах и привлечения к строительству федеральных средств говорили многие представители областного правительства. Так, на реализацию долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в 2012 году федеральный бюджет выделит 433 млн рублей, областной – 2,219 млрд, муниципалитеты – 980 млн. Эта программа уже составлена, есть инвесторы, которые в ближайшие годы намерены вложить 63 млрд рублей, в том числе в строительство Ново-Ладожского водовода. На втором этапе реализации этой программы, в 2014-2017 годах, будет осуществлено и само строительство водовода. Для участия в программе муниципалитетам нужно принять свои программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и разработать предложения по софинансированию, в том числе за счет муниципальных бюджетов и инвесторов. Причем инвесторы могут участвовать в разработке проектно-сметной документации. Сергей Мяков, председатель Комитета по ЖКХ, подтвердил: сегодня есть бизнес-структуры, готовые вкладывать деньги на условиях ГЧП, но все зависит сейчас от решительных действий на местном уровне.
Точно такая же ситуация со строительством и ремонтом местных дорог. «В федеральном бюджете «гуляют» 13 млрд рублей на эти цели, но пока мы с вами ничего не делаем для того, чтобы взять деньги, – упрекал представителей местной власти председатель Комитета по дорожному хозяйству Константин Харакозов. – Возможно, получение федеральных субсидий на дороги длиной до 5 км к населенным пунктам с численностью не менее 125 человек. Сейчас на федеральном уровне рассматривается возможность увеличить отрезки дорог до 7 км, а численность жителей ограничить 100 человек. Нужно успеть попасть в эту программу на 2013 год. Потому что те, кто не успеют подать документы к 1 июля, смогут рассчитывать только на 2014-2015 годы».
Нина Филиппова, председатель Комитета по социальной защите населения Ленобласти, отметила, что необходимы местные усилия и для улучшения жилищных условий многодетных семей. «В первую очередь это касается семей, проживающих в аварийных домах. На эти цели выделяется 300 млн рублей, и первые 50 семей смогут улучшить свои жилищные условия в этом году», – отметила она. А вот улучшат ли – зависит от местной власти.
рубрика: Перспективы
автор: Василий Когаловский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.