Вода камень точит
Народное изречение в буквальном смысле применимо
к скульптурным памятникам Петербурга, которые находятся
в суровом, постоянно влажном климате. Сегодня специалисты Музея городской скульптуры серьезно обеспокоены состоянием нескольких известных памятников, среди которых монумент Николая I на Исаакиевской площади. Эксперты считают, что, если реставрацию не начать сейчас, уникальное произведение П. Клодта может быть утрачено.
Скульптурные монументы являются стержнем городского пространства, потому и изготавливаются из наиболее прочных материалов: камня, металла, чугуна. Но каким бы прочным ни был материал, он так или иначе подвергается старению. Этот процесс усугубляется негативными воздействиями городской среды и климата, что, в конце концов, может привести к разрушению материала. При влажном климате Северной столицы все это происходит гораздо быстрее. Достаточно только одного дождливого лета, чтобы памятник постоянно находился в сырости.
Мастера XVIII-XIX веков создавали скульптурные произведения с учетом исключительно природных условий. Сегодня к суровому климату добавились и многие иные факторы, связанные с увеличением транспортного потока, развитием промышленных предприятий и бурным строительством в городе. Качество современного строительства, по мнению экспертов, не сравнимо с тем, что было три века назад. Как утверждают специалисты, у инженеров XVIII века была особая система отвода грунтовых вод. Свидетельством тому являются городские набережные, которые имеют некий уклон в сторону Невы. На них есть специальные отверстия для стока почвенных вод. При строительстве любого здания с тем, чтобы обеспечить максимальную сухость почвы, инженеры делали отвод в сторону большого русла реки. Сегодня, по словам заместителя директора по научной работе Музея городской скульптуры Надежды Ефремовой, из-за непродуманного строительства или реконструкции некоторых домов русло подземных рек, напротив, перекрывается. В результате грунтовые воды вместо того, чтобы течь к Неве, текут под фундаменты других зданий и скульптурных памятников. Именно скульптура и страдает от этого в первую очередь. Так было с памятником Пушкину на площади Искусств, когда нечетко продуманная реконструкция сквера вызвала подвижку ступенчатого основания монумента. По словам Надежды Ефремовой, швы основания разошлись, памятник буквально «поплыл».
Если инженеры прошлых веков стремились решить проблему с заболачиванием почв, то сегодня все возвращается на круги своя. Часто в парках или скверах после дождей на дорожках можно увидеть лужи. Специалисты говорят, что это яркое свидетельство строительных ошибок. По словам экспертов, в идеале дорожки должны впитывать воду, которая затем вместе с грунтовыми водами должна стекать в реку.
Возможное нарушение гидросистемы сточных вод коснулось и памятника императору Николаю I, созданного архитектором О. Монферраном и скульптором П. Клодтом. Монумент уникален, прежде всего, тем, что имеет только две опорные точки. Отдельное произведение искусства – многоярусный пьедестал, на котором с помощью металлических стержней установлена скульптура. Пьедестал состоит из множества отдельных камней: нижняя часть выполнена из темно-серого гранита, облицовка верхней части – из красного порфира, а основание конной статуи – из белого итальянского мрамора. Сегодня часть облицовки постамента из порфира имеет тенденцию к отторжению блоков от основного внутреннего массива. Блоки пьедестала изначально были плотно прижаты друг к другу. Музейные сотрудники обнаружили, что эти блоки сейчас разъезжаются. Надежда Ефремова говорит, что причины этого явления не выяснены, но вполне возможно, что «идет подсос влаги из почвы, в результате которого может разрушиться фундамент». Разрушительный процесс усугубляется под внешними воздействиями. Из-за постоянной влажности и выхлопных газов памятник все время покрыт кислотой, постепенно разъедающей поверхность.
В таком же состоянии сейчас находится и памятник Александру Суворову на Марсовом поле. Так называемая площадь безопасности здесь сведена до минимума, и скульптура так же подвержена воздействию влажности и газов.
В настоящее время высока вероятность утраты одной из двух порфировых ваз, которые в 1830 году шведский король подарил Николаю I. Эти вазы вместе с известными скульптурами львов украшали Дворцовую пристань. Затем, в 1914-1916 годах, в связи с постройкой Дворцового моста их перенесли на Петровскую пристань, где они сейчас и находятся.
Состояние вазы специалисты КГИОП и сотрудники Музея городской скульптуры признали аварийным. На вазе обнаружены крупные трещины. Чтобы восстанавливать утраченные детали, памятник нужно демонтировать. Пока специалисты изыскали средства только на эту работу. На какие деньги будет проводиться реставрация, еще неизвестно. Для этого сначала нужно определить сметную стоимость затрат, которые также будут включать в себя и проведение экспертизы. Затем объявляется городской тендер. В тендере, как правило, побеждает та компания, которая предложит меньшую стоимость затрат. Объясняется это тем, что у Музея городской скульптуры сегодня только один реальный источник финансирования – бюджет города. По информации музея, из 320 млн городских рублей, выделенных в прошлом году, на реставрацию скульптурных монументов пошло лишь около 7 миллионов. Этих средств, по словам Надежды Ефремовой, недостаточно для восстановления памятников в полном объеме. Поэтому сегодня для того, чтобы добиться поступления федеральных денег, в качестве посредника между реставраторами и федеральным бюджетом действует некоммерческое партнерство «Северо-Западная ассоциация реставраторов».
За порфировую вазу музейные работники взялись, поскольку памятник может рухнуть в любое время. Сколько еще времени будут ждать памятники Николаю I и Александру Суворову, зависит от поступления финансов, которых пока нет.
Автор: Марина Голокова
к скульптурным памятникам Петербурга, которые находятся
в суровом, постоянно влажном климате. Сегодня специалисты Музея городской скульптуры серьезно обеспокоены состоянием нескольких известных памятников, среди которых монумент Николая I на Исаакиевской площади. Эксперты считают, что, если реставрацию не начать сейчас, уникальное произведение П. Клодта может быть утрачено.
Скульптурные монументы являются стержнем городского пространства, потому и изготавливаются из наиболее прочных материалов: камня, металла, чугуна. Но каким бы прочным ни был материал, он так или иначе подвергается старению. Этот процесс усугубляется негативными воздействиями городской среды и климата, что, в конце концов, может привести к разрушению материала. При влажном климате Северной столицы все это происходит гораздо быстрее. Достаточно только одного дождливого лета, чтобы памятник постоянно находился в сырости.
Мастера XVIII-XIX веков создавали скульптурные произведения с учетом исключительно природных условий. Сегодня к суровому климату добавились и многие иные факторы, связанные с увеличением транспортного потока, развитием промышленных предприятий и бурным строительством в городе. Качество современного строительства, по мнению экспертов, не сравнимо с тем, что было три века назад. Как утверждают специалисты, у инженеров XVIII века была особая система отвода грунтовых вод. Свидетельством тому являются городские набережные, которые имеют некий уклон в сторону Невы. На них есть специальные отверстия для стока почвенных вод. При строительстве любого здания с тем, чтобы обеспечить максимальную сухость почвы, инженеры делали отвод в сторону большого русла реки. Сегодня, по словам заместителя директора по научной работе Музея городской скульптуры Надежды Ефремовой, из-за непродуманного строительства или реконструкции некоторых домов русло подземных рек, напротив, перекрывается. В результате грунтовые воды вместо того, чтобы течь к Неве, текут под фундаменты других зданий и скульптурных памятников. Именно скульптура и страдает от этого в первую очередь. Так было с памятником Пушкину на площади Искусств, когда нечетко продуманная реконструкция сквера вызвала подвижку ступенчатого основания монумента. По словам Надежды Ефремовой, швы основания разошлись, памятник буквально «поплыл».
Если инженеры прошлых веков стремились решить проблему с заболачиванием почв, то сегодня все возвращается на круги своя. Часто в парках или скверах после дождей на дорожках можно увидеть лужи. Специалисты говорят, что это яркое свидетельство строительных ошибок. По словам экспертов, в идеале дорожки должны впитывать воду, которая затем вместе с грунтовыми водами должна стекать в реку.
Возможное нарушение гидросистемы сточных вод коснулось и памятника императору Николаю I, созданного архитектором О. Монферраном и скульптором П. Клодтом. Монумент уникален, прежде всего, тем, что имеет только две опорные точки. Отдельное произведение искусства – многоярусный пьедестал, на котором с помощью металлических стержней установлена скульптура. Пьедестал состоит из множества отдельных камней: нижняя часть выполнена из темно-серого гранита, облицовка верхней части – из красного порфира, а основание конной статуи – из белого итальянского мрамора. Сегодня часть облицовки постамента из порфира имеет тенденцию к отторжению блоков от основного внутреннего массива. Блоки пьедестала изначально были плотно прижаты друг к другу. Музейные сотрудники обнаружили, что эти блоки сейчас разъезжаются. Надежда Ефремова говорит, что причины этого явления не выяснены, но вполне возможно, что «идет подсос влаги из почвы, в результате которого может разрушиться фундамент». Разрушительный процесс усугубляется под внешними воздействиями. Из-за постоянной влажности и выхлопных газов памятник все время покрыт кислотой, постепенно разъедающей поверхность.
В таком же состоянии сейчас находится и памятник Александру Суворову на Марсовом поле. Так называемая площадь безопасности здесь сведена до минимума, и скульптура так же подвержена воздействию влажности и газов.
В настоящее время высока вероятность утраты одной из двух порфировых ваз, которые в 1830 году шведский король подарил Николаю I. Эти вазы вместе с известными скульптурами львов украшали Дворцовую пристань. Затем, в 1914-1916 годах, в связи с постройкой Дворцового моста их перенесли на Петровскую пристань, где они сейчас и находятся.
Состояние вазы специалисты КГИОП и сотрудники Музея городской скульптуры признали аварийным. На вазе обнаружены крупные трещины. Чтобы восстанавливать утраченные детали, памятник нужно демонтировать. Пока специалисты изыскали средства только на эту работу. На какие деньги будет проводиться реставрация, еще неизвестно. Для этого сначала нужно определить сметную стоимость затрат, которые также будут включать в себя и проведение экспертизы. Затем объявляется городской тендер. В тендере, как правило, побеждает та компания, которая предложит меньшую стоимость затрат. Объясняется это тем, что у Музея городской скульптуры сегодня только один реальный источник финансирования – бюджет города. По информации музея, из 320 млн городских рублей, выделенных в прошлом году, на реставрацию скульптурных монументов пошло лишь около 7 миллионов. Этих средств, по словам Надежды Ефремовой, недостаточно для восстановления памятников в полном объеме. Поэтому сегодня для того, чтобы добиться поступления федеральных денег, в качестве посредника между реставраторами и федеральным бюджетом действует некоммерческое партнерство «Северо-Западная ассоциация реставраторов».
За порфировую вазу музейные работники взялись, поскольку памятник может рухнуть в любое время. Сколько еще времени будут ждать памятники Николаю I и Александру Суворову, зависит от поступления финансов, которых пока нет.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Архитектура
