Бег от барьеров
В конце октября в гостинице «Коринтия Невский Палас» прошло расширенное заседание правления Ленинградской областной торгово-промышленной палаты. Были подведены итоги обсуждения Программы по развитию конкуренции в Ленинградской области в 2010–2012 годах.
В мае прошлого года правительство России издало распоряжение, предписывающее всем субъектам Федерации разработать и внедрить региональные программы развития конкуренции. В Ленинградской области такая программа была подписана губернатором Валерием Сердюковым в мае нынешнего года.
Цели и причины
Сами обсуждения документа начались в сентябре на совете ЛОТПП. Председатели отраслевых комитетов палаты одобрили программу развития конкуренции в Ленинградской области – но выразили мнение, что некоторые разделы необходимо дополнить. Заседание правления палаты в большом конференц-зале отеля «Коринтия Невский Палас» стало итоговым.
Вел заседание президент ЛОТПП, вице-губернатор Ленинградской области Рашид Исмагилов. Он рассказал о самой программе и о конкурентной среде как составляющей экономического прогресса.
О концепции развития конкуренции в регионе рассказал другой вице-губернатор – Григорий Двас, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и один из авторов документа. По его словам, в разработке программы участвовали региональные чиновники, и представители УФАС, и общественное объединение «Опора России», и бизнес. Вице-губернатор особо подчеркнул: «Программа – не закостенелый инструмент: мы планируем осуществлять постоянный мониторинг ситуации – как в части эффективности программы, так и в части изменений в условиях ведения бизнеса. Мы планируем вносить постоянные изменения и готовы принимать любые предложения».
«Цели программы понятны, – продолжил Григорий Двас, – повышение конкурентоспособности наших предприятий за счет подъема конкуренции на всех рынках и преодоление кризисных явлений в Ленинградской области. Кризис наглядно показал, что тяжелее всех приходится моногородам, где отсутствует конкуренция – в том числе на рынке труда, на рынке услуг».
Другая цель программы – повышение инвестиционной привлекательности Ленинградской области.
Приход новых производственных компаний сильно ограничен отсутствием или нехваткой инженерно подготовленных площадок и коммуникаций, посетовал вице-губернатор. Предприятие, желающее построить новое современное производство, вынуждено нести громадные расходы и на приобретение участка, и на его подготовку. Цена входа на рынок становится чрезмерной, предприятие вынуждено отказаться от проекта и уйти. В результате в регионе остается работающий много десятилетий производитель с устаревшей технологией и промышленной культурой. Конкурировать ему не с кем.
«Мы предлагаем несколько способов снижения этого барьера для конкуренции,– сообщил Григорий Двас. – Например, отказ от взимания платы при подключении инфраструктуры и замену этих платежей на формирование тарифов на электроэнергию, газ и тепло при долгосрочной их, тарифов, фиксации. То есть за вхождение на рынок новых предприятий будут платить в равной степени и старые.
Другой способ – участие малых предприятий в размещении госзаказа.
Мы предлагаем кредитовать из областного бюджета подготовку новых промзон, юридические кадастровые процедуры. Надеемся, что к концу 2011 – началу 2012 года сможем начать предоставление компаниям таких участков».
Преодолеть барьеры
Анализ существующего положения вещей говорит о том, что есть ряд барьеров для входа компаний на рынок. Появились межрегиональные холдинги, в которые входят предприятия из других регионов России – не там, где непосредственно осуществляется строительная деятельность. Одновременно в этих холдингах имеются собственные сбытовые и логистические организации. В результате выбор поставщиков часто осуществляется в первую очередь из производителей, входящих в холдинг.
Другое препятствие – отсутствие финансовой системы (кредитных и лизинговых учреждений), обеспечивающих стабильную работу действующих предприятий и строительство новых. Существующие банковские условия кредитования не отвечают актуальным потребностям рынка. Предложения лизинговых компаний также не в полной мере устраивают строителей.
Еще одно ограничение – взаимодействие с энергомонополистами – их процедуры и финансовые условия подключения «снижают финансово-экономическую эффективность работы» действующих предприятий. Здесь же – и длительные административные согласования/разрешения.
И наконец, программа показывает еще один барьер. В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» единственным условием выбора подрядчика для объектов госзаказа является минимальная цена. Кроме того, установлена залоговая система получения пакета конкурсной документации. В итоге малый бизнес – не у дел.
Оздоровить среду
Иван Тычинский, председатель комитета государственного заказа Ленинградской области, рассказал о новой системе электронных торгов, вступающей в силу в России 1 января 2011 года. Она не имеет ничего общего с привычными аукционами и пока выглядит весьма непростой, но привыкать к ней необходимо всем. Система призвана оздоровить конкурентную среду. Тем не менее опасения, что недобросовестные участники торгов найдут новые способы манипуляции результатами тендеров, пока остаются.
Алексей Млынар, заместитель главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, рассказал о жилищно-коммунальном хозяйстве.
По его словам, в Тосненском районе имеется чуть меньше 1000 многоквартирных домов общей площадью 1865 тыс. кв. м. На 1 октября способ управления выбрали только 65% собственников жилья – где-то около 700 домов. Из них 48 – ТСЖ и ЖСК, остальные имеют договоры с управляющими компаниями, которых в Тосненском районе 17. Денег, которые собирают ТСЖ, хватает в лучшем случае на поддержание сегодняшнего состояния домов. Управляющим компаниям, по причине их больших финансовых возможностей, ремонтировать дома проще.
«Сегодня мы выявили основные проблемы конкуренции в сфере ЖКХ. Это низкая информированность граждан о способе управления своим домом и невысокая социальная активность – сегодня только 14 процентов собственников изъявило готовность поучаствовать в управлении домами», – сказал Алексей Млынар.
«Приоритетом мы считаем прозрачность управления – установление тарифов и размещение структуры этих затрат в СМИ и на сайтах. И привлечение инвесторов в ЖКХ. А здесь главное – наличие экономически обоснованных долгосрочных тарифов, которые позволят инвесторам приносить деньги», – добавил он.
По сообщению Ленинградского УФАС, рынок жилищно-коммунальных услуг – один из самых проблемных с точки зрения нарушения муниципалами антимонопольного законодательства.
Немало нарушений конкуренции за право доступа к государственному и муниципальному имуществу. Конкуренция ограничивается отказом от проведения публичных торгов, предоставлением преимуществ одному из участников, необоснованным объединением лотов и включением в их состав технически не связанных работ, товаров, услуг.
Обладание правами владения объектами инфраструктуры – это ключ ко входу на рынок ЖКХ. За эти права и борются крупные компании.
Что делать
Программа дает четкий ответ на этот вопрос. В строительстве – разработать процедуру субсидирования платежей за пользование услугами естественных монополий; порядок стимулирования, в том числе через налоговые преференции, нового промышленного строительства; разработать процедуру субсидирования процентных ставок ипотечного кредитования населения и, наконец, обеспечить информационную поддержку перехода продажи стройматериалов через систему электронной торговли.
В ЖКХ – разделить функции и сформировать договорные отношения между собственниками жилья, подрядчиками и управляющими компаниями; привлечь по конкурсу частных операторов к управлению инфраструктурой – через долгосрочные тарифы и методику доходности капитала; использовать концессии; осуществлять господдержку инвестпроектов.
В мае прошлого года правительство России издало распоряжение, предписывающее всем субъектам Федерации разработать и внедрить региональные программы развития конкуренции. В Ленинградской области такая программа была подписана губернатором Валерием Сердюковым в мае нынешнего года.
Цели и причины
Сами обсуждения документа начались в сентябре на совете ЛОТПП. Председатели отраслевых комитетов палаты одобрили программу развития конкуренции в Ленинградской области – но выразили мнение, что некоторые разделы необходимо дополнить. Заседание правления палаты в большом конференц-зале отеля «Коринтия Невский Палас» стало итоговым.
Вел заседание президент ЛОТПП, вице-губернатор Ленинградской области Рашид Исмагилов. Он рассказал о самой программе и о конкурентной среде как составляющей экономического прогресса.
О концепции развития конкуренции в регионе рассказал другой вице-губернатор – Григорий Двас, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и один из авторов документа. По его словам, в разработке программы участвовали региональные чиновники, и представители УФАС, и общественное объединение «Опора России», и бизнес. Вице-губернатор особо подчеркнул: «Программа – не закостенелый инструмент: мы планируем осуществлять постоянный мониторинг ситуации – как в части эффективности программы, так и в части изменений в условиях ведения бизнеса. Мы планируем вносить постоянные изменения и готовы принимать любые предложения».
«Цели программы понятны, – продолжил Григорий Двас, – повышение конкурентоспособности наших предприятий за счет подъема конкуренции на всех рынках и преодоление кризисных явлений в Ленинградской области. Кризис наглядно показал, что тяжелее всех приходится моногородам, где отсутствует конкуренция – в том числе на рынке труда, на рынке услуг».
Другая цель программы – повышение инвестиционной привлекательности Ленинградской области.
Приход новых производственных компаний сильно ограничен отсутствием или нехваткой инженерно подготовленных площадок и коммуникаций, посетовал вице-губернатор. Предприятие, желающее построить новое современное производство, вынуждено нести громадные расходы и на приобретение участка, и на его подготовку. Цена входа на рынок становится чрезмерной, предприятие вынуждено отказаться от проекта и уйти. В результате в регионе остается работающий много десятилетий производитель с устаревшей технологией и промышленной культурой. Конкурировать ему не с кем.
«Мы предлагаем несколько способов снижения этого барьера для конкуренции,– сообщил Григорий Двас. – Например, отказ от взимания платы при подключении инфраструктуры и замену этих платежей на формирование тарифов на электроэнергию, газ и тепло при долгосрочной их, тарифов, фиксации. То есть за вхождение на рынок новых предприятий будут платить в равной степени и старые.
Другой способ – участие малых предприятий в размещении госзаказа.
Мы предлагаем кредитовать из областного бюджета подготовку новых промзон, юридические кадастровые процедуры. Надеемся, что к концу 2011 – началу 2012 года сможем начать предоставление компаниям таких участков».
Преодолеть барьеры
Анализ существующего положения вещей говорит о том, что есть ряд барьеров для входа компаний на рынок. Появились межрегиональные холдинги, в которые входят предприятия из других регионов России – не там, где непосредственно осуществляется строительная деятельность. Одновременно в этих холдингах имеются собственные сбытовые и логистические организации. В результате выбор поставщиков часто осуществляется в первую очередь из производителей, входящих в холдинг.
Другое препятствие – отсутствие финансовой системы (кредитных и лизинговых учреждений), обеспечивающих стабильную работу действующих предприятий и строительство новых. Существующие банковские условия кредитования не отвечают актуальным потребностям рынка. Предложения лизинговых компаний также не в полной мере устраивают строителей.
Еще одно ограничение – взаимодействие с энергомонополистами – их процедуры и финансовые условия подключения «снижают финансово-экономическую эффективность работы» действующих предприятий. Здесь же – и длительные административные согласования/разрешения.
И наконец, программа показывает еще один барьер. В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» единственным условием выбора подрядчика для объектов госзаказа является минимальная цена. Кроме того, установлена залоговая система получения пакета конкурсной документации. В итоге малый бизнес – не у дел.
Оздоровить среду
Иван Тычинский, председатель комитета государственного заказа Ленинградской области, рассказал о новой системе электронных торгов, вступающей в силу в России 1 января 2011 года. Она не имеет ничего общего с привычными аукционами и пока выглядит весьма непростой, но привыкать к ней необходимо всем. Система призвана оздоровить конкурентную среду. Тем не менее опасения, что недобросовестные участники торгов найдут новые способы манипуляции результатами тендеров, пока остаются.
Алексей Млынар, заместитель главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, рассказал о жилищно-коммунальном хозяйстве.
По его словам, в Тосненском районе имеется чуть меньше 1000 многоквартирных домов общей площадью 1865 тыс. кв. м. На 1 октября способ управления выбрали только 65% собственников жилья – где-то около 700 домов. Из них 48 – ТСЖ и ЖСК, остальные имеют договоры с управляющими компаниями, которых в Тосненском районе 17. Денег, которые собирают ТСЖ, хватает в лучшем случае на поддержание сегодняшнего состояния домов. Управляющим компаниям, по причине их больших финансовых возможностей, ремонтировать дома проще.
«Сегодня мы выявили основные проблемы конкуренции в сфере ЖКХ. Это низкая информированность граждан о способе управления своим домом и невысокая социальная активность – сегодня только 14 процентов собственников изъявило готовность поучаствовать в управлении домами», – сказал Алексей Млынар.
«Приоритетом мы считаем прозрачность управления – установление тарифов и размещение структуры этих затрат в СМИ и на сайтах. И привлечение инвесторов в ЖКХ. А здесь главное – наличие экономически обоснованных долгосрочных тарифов, которые позволят инвесторам приносить деньги», – добавил он.
По сообщению Ленинградского УФАС, рынок жилищно-коммунальных услуг – один из самых проблемных с точки зрения нарушения муниципалами антимонопольного законодательства.
Немало нарушений конкуренции за право доступа к государственному и муниципальному имуществу. Конкуренция ограничивается отказом от проведения публичных торгов, предоставлением преимуществ одному из участников, необоснованным объединением лотов и включением в их состав технически не связанных работ, товаров, услуг.
Обладание правами владения объектами инфраструктуры – это ключ ко входу на рынок ЖКХ. За эти права и борются крупные компании.
Что делать
Программа дает четкий ответ на этот вопрос. В строительстве – разработать процедуру субсидирования платежей за пользование услугами естественных монополий; порядок стимулирования, в том числе через налоговые преференции, нового промышленного строительства; разработать процедуру субсидирования процентных ставок ипотечного кредитования населения и, наконец, обеспечить информационную поддержку перехода продажи стройматериалов через систему электронной торговли.
В ЖКХ – разделить функции и сформировать договорные отношения между собственниками жилья, подрядчиками и управляющими компаниями; привлечь по конкурсу частных операторов к управлению инфраструктурой – через долгосрочные тарифы и методику доходности капитала; использовать концессии; осуществлять господдержку инвестпроектов.
рубрика:
Бизнес
автор:
Борис Капитульский