Перспективы сельского туризма
О планах строительства огромных развлекательных комплексов в ряде районов Ленобласти инвесторы говорили еще несколько лет назад, но эти замыслы не имели ясных и проработанных концепций, а потому кризис остановил их воплощение.
Жаркое лето 2010-го
Ленинградская область еще не знала такого наплыва туристов, как нынешним летом. Жара и смог выгнали из Москвы сотни тысяч людей, которые намеревались провести отпускные месяцы в столице или на дачах вокруг нее. Многие из них потянулись на Балтику и Ладогу. Этим летом в регионе были заняты все «средства размещения» туристов – от отелей и пансионатов до сельских гостевых домов. Предполагается, что турпоток будет расти и в следующие годы: москвичи открыли для себя балтийский берег и побудили отельеров и турагентства приводить его в порядок и обеспечивать места отдыха комплексами развлечений.
О планах строительства огромных развлекательных комплексов в ряде районов Ленобласти инвесторы говорили еще несколько лет назад, но кризис остановил их воплощение. Изменить ситуацию быстро невозможно. Причина проста: ни один объект в регионе не подтвердил свою категорию. То есть здесь нет ни пятизвездочных отелей, ни трехзвездочных, – никаких. Согласно нынешнему законодательству, подтверждение соответствия отелей тому или иному уровню – дело добровольное. В нем заинтересованы сами предприниматели. До сих пор в Ленобласти это было не так: гостиницы и турбазы обходились без того, чтобы привлекать туристов высокими стандартами обслуживания. А муниципалитеты не выказывали заинтересованности в росте турпотока на свои территории и, соответственно, не выделяли бюджетных средств на подтверждение классности мест размещения (хотя эта процедура, как правило, ведет к прибавлению рабочих мест). Прибавим к этому, что номерной фонд во многих случаях остается старым, не отвечающим современным запросам туристов. Нынешнее лето показало необходимость перемен.
Терминологическая разница
Может быть, самые динамичные изменения происходят сейчас в глубинке, на селе. Так, в Лужском районе число сельских гостевых домов в последние годы увеличилось в шесть раз, с 3 до 17. Конечно, и нынешняя цифра невелика, но это начало. К тому же, организации, ведающие туризмом, признаются, что знают не обо всех подобных начинаниях. В области появляются всё новые гостевые дома, под прием туристов используются не только вековые избы на Свири, но возводятся и вполне современные комфортабельные постройки. На строительство и обустройство предприниматель может получить (на условиях конкурса) пособие в размере до 300 тыс. рублей. В целом по области уже выдано девять таких пособий на гостевые дома на 2,5 млн рублей. Остальное вкладывает сам владелец.
Но что такое сельский гостевой дом, строящийся для туристов местными предпринимателями, которых относят к малому и среднему бизнесу? В том-то и дело, что ответить на этот вопрос однозначно едва ли сможет даже специалист. Если исходить из формальных определений, это «индивидуальное средство размещения» (в отличие от гостиниц и турбаз, средств коллективных), еще точнее – «дом в сельской местности, на благоустроенной территории, с изолированными меблированными комнатами и оборудованием для приготовления пищи (или кухней)». При желании под это определение можно подвести что угодно. И подводят: и старый дом с удобствами на улице, и коттедж с полной «начинкой», вплоть до плазменных панелей, и т. д. Иногда в гостевом домике живут два человека, а иногда устраивается корпоративный выезд небольшой фирмы или проводится обучающий семинар: все-таки цены здесь ниже гостиничных.
Хотя в Ленинградской области разработан региональный стандарт, связанный с гостевыми домами, он допускает довольно большую вариативность конструкций и условий размещения. Гостевой дом тем и удобен для малого предпринимателя, что он требует меньшей отчетности перед налоговыми, противопожарными и иными ведомствами, потому что требований к нему меньше. Иногда организаторы туристической деятельности в регионе даже рекомендуют владельцам маленьких отелей называть свои заведения гостевыми домами: для туристов и постояльцев разницы нет, сервис тот же, зато организационных и документальных хлопот куда меньше. «Разница между комплексом домиков и турбазой зависит от юридического статуса и первоначального предназначения. А удобства могут не различаться», – пояснила эксперт АНО «Тест-С.-Петербург» Лилия Биткулова.
Со всеми удобствами
Чего пока не умеет большинство владельцев гостевых домов, так это заниматься собственно ведением бизнеса и рекламой. Пока многие организационные функции берут на себя районные и областные туристские центры. Они же консультируют предпринимателей, как им разумнее заниматься хозяйством.
«Сейчас появляются новые гостевые дома, – сообщила директор Лужского информационно-туристского центра Тамара Толокнова. – Например, их строят хозяева "Мельницы на речке Черной". Это двухэтажные комфортабельные избушки с удобствами, на два – пять мест. В таком доме есть даже сауна. Он стоит в лесу, на склоне. У нас строят и деревянные гостевые дома, и кирпичные коттеджи в финском стиле, и засыпные, и летние щитовые домики. Для туристов подходят любые дома, лишь бы они были поставлены в хорошем месте и обеспечены удобствами. Многие считают, что сельский туризм – это деревянная изба, половичок, туалет на улице. Ничего подобного, в Ленинградскую область едут туристы, которые хотят провести время в тепле и с комфортом. Поэтому сауна в двухместной избушке очень уместна. И эта база не пустует, она занята круглый год, хотя в межсезонье, конечно, меньше».
В ожидании проверок
Определенно оценить перспективы туристических строек почти невозможно. Тамара Толокнова говорит, что ее коллеги по турбизнесу Лужского района не называют фактических результатов даже ей, опасаясь, что данные «утекут» в инспектирующие органы. Ситуация такова, что небезопасно показывать и большое число приезжих, и маленькое – все равно придут с проверками. В частности она рассказала: «Многие не дают цифр. У кого-то 3 тысячи визитеров (на группу домов), у кого-то 500 посетителей за год, а другие говорят: "У меня были только знакомые", хотя мы знаем, что были и другие. Мы же не в налоговую это подаем!»
Хозяева гостевых домов опасаются не только налоговиков, но и миграционной службы, которая будто бы может создать проблемы с регистрацией постояльцев. Однако в информационно-туристских центрах полагают, что оснований для беспокойства не существует: ФМС имеет право требовать такие данные от гостиниц, но не от гостевых домов. Чтобы снять проблемы, местные организаторы туризма рекомендуют называть гостевыми домами даже небольшие гостиницы.
Несмотря на эти очевидные проблемы, Лилия Биткулова утверждает: «В большинстве случаев на уровне правительства области нас поддерживают. Это не только декларации, но и реальная поддержка. Заявлено, что туризм – отрасль, которая будет развивать регион. Принята программа развития туризма в области. Сельские гостевые дома не получили бы такого развития, если бы им ставились препоны».
Жаркое лето 2010-го
Ленинградская область еще не знала такого наплыва туристов, как нынешним летом. Жара и смог выгнали из Москвы сотни тысяч людей, которые намеревались провести отпускные месяцы в столице или на дачах вокруг нее. Многие из них потянулись на Балтику и Ладогу. Этим летом в регионе были заняты все «средства размещения» туристов – от отелей и пансионатов до сельских гостевых домов. Предполагается, что турпоток будет расти и в следующие годы: москвичи открыли для себя балтийский берег и побудили отельеров и турагентства приводить его в порядок и обеспечивать места отдыха комплексами развлечений.
О планах строительства огромных развлекательных комплексов в ряде районов Ленобласти инвесторы говорили еще несколько лет назад, но кризис остановил их воплощение. Изменить ситуацию быстро невозможно. Причина проста: ни один объект в регионе не подтвердил свою категорию. То есть здесь нет ни пятизвездочных отелей, ни трехзвездочных, – никаких. Согласно нынешнему законодательству, подтверждение соответствия отелей тому или иному уровню – дело добровольное. В нем заинтересованы сами предприниматели. До сих пор в Ленобласти это было не так: гостиницы и турбазы обходились без того, чтобы привлекать туристов высокими стандартами обслуживания. А муниципалитеты не выказывали заинтересованности в росте турпотока на свои территории и, соответственно, не выделяли бюджетных средств на подтверждение классности мест размещения (хотя эта процедура, как правило, ведет к прибавлению рабочих мест). Прибавим к этому, что номерной фонд во многих случаях остается старым, не отвечающим современным запросам туристов. Нынешнее лето показало необходимость перемен.
Терминологическая разница
Может быть, самые динамичные изменения происходят сейчас в глубинке, на селе. Так, в Лужском районе число сельских гостевых домов в последние годы увеличилось в шесть раз, с 3 до 17. Конечно, и нынешняя цифра невелика, но это начало. К тому же, организации, ведающие туризмом, признаются, что знают не обо всех подобных начинаниях. В области появляются всё новые гостевые дома, под прием туристов используются не только вековые избы на Свири, но возводятся и вполне современные комфортабельные постройки. На строительство и обустройство предприниматель может получить (на условиях конкурса) пособие в размере до 300 тыс. рублей. В целом по области уже выдано девять таких пособий на гостевые дома на 2,5 млн рублей. Остальное вкладывает сам владелец.
Но что такое сельский гостевой дом, строящийся для туристов местными предпринимателями, которых относят к малому и среднему бизнесу? В том-то и дело, что ответить на этот вопрос однозначно едва ли сможет даже специалист. Если исходить из формальных определений, это «индивидуальное средство размещения» (в отличие от гостиниц и турбаз, средств коллективных), еще точнее – «дом в сельской местности, на благоустроенной территории, с изолированными меблированными комнатами и оборудованием для приготовления пищи (или кухней)». При желании под это определение можно подвести что угодно. И подводят: и старый дом с удобствами на улице, и коттедж с полной «начинкой», вплоть до плазменных панелей, и т. д. Иногда в гостевом домике живут два человека, а иногда устраивается корпоративный выезд небольшой фирмы или проводится обучающий семинар: все-таки цены здесь ниже гостиничных.
Хотя в Ленинградской области разработан региональный стандарт, связанный с гостевыми домами, он допускает довольно большую вариативность конструкций и условий размещения. Гостевой дом тем и удобен для малого предпринимателя, что он требует меньшей отчетности перед налоговыми, противопожарными и иными ведомствами, потому что требований к нему меньше. Иногда организаторы туристической деятельности в регионе даже рекомендуют владельцам маленьких отелей называть свои заведения гостевыми домами: для туристов и постояльцев разницы нет, сервис тот же, зато организационных и документальных хлопот куда меньше. «Разница между комплексом домиков и турбазой зависит от юридического статуса и первоначального предназначения. А удобства могут не различаться», – пояснила эксперт АНО «Тест-С.-Петербург» Лилия Биткулова.
Со всеми удобствами
Чего пока не умеет большинство владельцев гостевых домов, так это заниматься собственно ведением бизнеса и рекламой. Пока многие организационные функции берут на себя районные и областные туристские центры. Они же консультируют предпринимателей, как им разумнее заниматься хозяйством.
«Сейчас появляются новые гостевые дома, – сообщила директор Лужского информационно-туристского центра Тамара Толокнова. – Например, их строят хозяева "Мельницы на речке Черной". Это двухэтажные комфортабельные избушки с удобствами, на два – пять мест. В таком доме есть даже сауна. Он стоит в лесу, на склоне. У нас строят и деревянные гостевые дома, и кирпичные коттеджи в финском стиле, и засыпные, и летние щитовые домики. Для туристов подходят любые дома, лишь бы они были поставлены в хорошем месте и обеспечены удобствами. Многие считают, что сельский туризм – это деревянная изба, половичок, туалет на улице. Ничего подобного, в Ленинградскую область едут туристы, которые хотят провести время в тепле и с комфортом. Поэтому сауна в двухместной избушке очень уместна. И эта база не пустует, она занята круглый год, хотя в межсезонье, конечно, меньше».
В ожидании проверок
Определенно оценить перспективы туристических строек почти невозможно. Тамара Толокнова говорит, что ее коллеги по турбизнесу Лужского района не называют фактических результатов даже ей, опасаясь, что данные «утекут» в инспектирующие органы. Ситуация такова, что небезопасно показывать и большое число приезжих, и маленькое – все равно придут с проверками. В частности она рассказала: «Многие не дают цифр. У кого-то 3 тысячи визитеров (на группу домов), у кого-то 500 посетителей за год, а другие говорят: "У меня были только знакомые", хотя мы знаем, что были и другие. Мы же не в налоговую это подаем!»
Хозяева гостевых домов опасаются не только налоговиков, но и миграционной службы, которая будто бы может создать проблемы с регистрацией постояльцев. Однако в информационно-туристских центрах полагают, что оснований для беспокойства не существует: ФМС имеет право требовать такие данные от гостиниц, но не от гостевых домов. Чтобы снять проблемы, местные организаторы туризма рекомендуют называть гостевыми домами даже небольшие гостиницы.
Несмотря на эти очевидные проблемы, Лилия Биткулова утверждает: «В большинстве случаев на уровне правительства области нас поддерживают. Это не только декларации, но и реальная поддержка. Заявлено, что туризм – отрасль, которая будет развивать регион. Принята программа развития туризма в области. Сельские гостевые дома не получили бы такого развития, если бы им ставились препоны».
рубрика:
Проект
автор:
Василий Когаловский