Усть-Лужский железнодорожный узел

Для обеспечения бесперебойной работы активно развивающегося порта Усть-Луга стратегический партнер ОАО «Компания Усть-Луга» – ОАО «РЖД» – ведет активное строительство внешних железнодорожных подходов к порту по линии Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга.

В рамках этой работы предусматривается увеличение количества и удлинение станционных путей, строительство вторых магистральных путей и дополнительных тяговых подстанций, электрификация и строительство систем централизованной блокировки и связи. Также осуществляется строительство припортового железнодорожного станционного комплекса «Лужская», который должен в перспективе стать самым крупным и современным в Европе.
ОЖД совместно с компанией «Усть-Луга» организовали для журналистов пресс-тур по ознакомлению с ходом работ строительства железнодорожной инфраструктуры и функционированием порта.

Припортовая станция Лужская

В настоящее время на ОЖД идет реализация инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». Намеченный срок реализации проекта – 2020 год, генподрядчиком выступает компания «СМТ-1» ОАО «РЖДстрой», генпроектировщиком – ОАО «Ленгипротранс». Одной из задач этого проекта является обеспечение грузопотоков на подходах к Морскому торговому порту «Усть-Луга».
Транспортный коридор Мга – Усть-Луга позволит пропускать в год более 100 млн тонн грузов, среди которых уголь, нефтепродукты, автомобили – всего около 20 наименований. На сегодняшний день из 190 км путей транспортного коридора, которые будут построены в 2011-2012 годах, построено 130.
Для обеспечения перегрузки грузов в порту ведется строительство припортового железнодорожного узла. По словам заместителя главного инженера ОАО «Ленгипротранс» Владимира Романова, в его строительство планируется инвестировать 14 млрд рублей. При этом схема узла постоянно корректируется.
Общая протяженность путей внутри Усть-Лужского железнодорожного узла составит 250 км, на сегодняшний день построено 50.
В рамках развития Усть-Лужского железнодорожного узла, который включает в себя шесть станций, построена станция Лужская-Северная и первая очередь станции Лужская-Южная. Вторую очередь планируется завершить к 2012 году. Как только в марте 2011 года будет запущен нефтяной терминал, заработает станция Лужская-Нефтяная. К 2015-му планируется завершить строительство станции Лужская-Генеральная. В дальнейшем планируется строительство станции Лужская-Восточная, которая будет ориентирована на выход порожнего подвижного состава. Идет проектирование крупной сортировочной станции припортового транспортного узла – Лужская-Сортировочная. Основные инвестиции в развитие этого транспортного узла РЖД планирует сделать в 2011-2013 годах.
Помимо строительства транспортного узла идет устройство девять путепроводных развязок (железно- и автодорожных), по предварительным данным в эти объекты нужно инвестировать порядка 15 млрд рублей. Однако сегодня поддержка государства в рамках строительства необходимой для функционирования порта транспортной инфраструктуры составляет только 30%, а финансирование уже веденных в эксплуатацию путепроводов на подходах к порту государство на себя пока не взяло.
Вообще, по подсчетам экспертов, для увеличения грузооборота порта и развития для этого инфраструктуры РЖД общего пользования необходимо ежегодно «вливать» 5–9 млрд рублей.

Железнодорожная составляющая порта

Универсальный порт Усть-Луга работает и строится одновременно, отмечает генеральный директор ОАО «ПУЛтранс» (ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» – дочернее общество компании «Усть-Луга») Игорь Евстафьев. Строительство порта ведется по системе «домино», то есть к уже функционирующему участку присоединяется следующий и т. д.
Освоение части территорий порта, рассказывает г-н Евстафьев, осуществляется методом рефулирования – перекачки земленасосом разжиженного грунта со дна залива по трубопроводу.
На запуск каждого терминала уходит до 3 лет, а терминалы, которые уже запущены, постепенно выходят на свою проектную мощность. «Темпы строительства очень высокие, – говорит директор ОАО «ПУЛтранс». – На территории порта работает порядка 100 подрядных организаций».
Немаловажным преимуществом порта является и то, что грузопотоки идут в обход крайне перегруженного Петербургского транспортного узла. Как считает директор по эксплуатации угольного терминала Артур Седов, «железная дорога потребности порта обеспечивает».
Кроме этого, на территории порта формируется полноценная железнодорожная инфраструктура, которая интегрируется во внешнюю железнодорожную сеть. Так, на сегодняшний день в районе нефтяного терминала построено девять путей из 14, позволяющие обеспечивать погрузку до 12 млн тонн темных нефтепродуктов в год. Мощность терминала – 30 млн тонн нефтепродуктов по железной дороге. Еще 70 млн тонн планируется поставлять по БТС-2.
По железнодорожным путям осуществляется загрузка паромов автомобильно-железнодорожного паромного комплекса. Именно паромами в Усть-Лужский порт из Германии были доставлены все семь поездов «Сапсан».
Мощности паромного комплекса позволяют перерабатывать значительно больший поток грузов; в ближайшее время планируется постановка на линию Усть-Луга – Балтийск второго парома.
На территории многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в октябре был дан старт отгрузке автомобилей по железной дороге. Одновременно на этом участке может загружаться отправительский маршрут. Терминал рассчитан на погрузку не только автомобилей, но и любых грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.
Вообще железнодорожная инфраструктура комплекса «Юг-2» имеет общую протяженность – 4,8 км и включает в себя восемь путей.

Информационно-логистическая система – первая в России

Генеральной директор компании «ПУЛтранс» Игорь Евстафьев считает, что российским портам свойственен ряд общих проблем, тормозящих их эффективную работу. Это простои и задержки обработки судов и железнодорожного подвижного состава; усложненные процедуры работы Комиссий по оформлению судозаходов в порт; большое количество бумажных документов; отсутствие эффективного взаимодействия между всеми участниками перевозочного процесса.
Поэтому для взаимодействия всех служб порта и увязки его работы в единый технологический процесс необходимо создание информационно-логистической системы на основе единой базы данных.
Создаваемая информационно-управляющая система (ИУЛЦ) должна обеспечить интеграцию информационных систем организаций, осуществляющих деятельность на территории морского порта, государственных учреждений, выполняющих контрольные функции в морском порту, а также информационный обмен с зарубежными транспортными узлами и международными системами обмена информацией о перевозках.
Для эффективной работы будущей системы был выбран единый маневровый оператор порта Усть-Луга ОАО «ПУЛтранс». Компания располагает на сегодняшний день парком из пяти локомотивов, в 2011 году его планируется увеличить до восьми, а в перспективе – до 35. «ПУЛтранс» также осуществляет работу по содержанию внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры, обслуживанию подъездных путей, принадлежащих перегрузочным комплексам порта.
Информационной основой ИУЛЦ Лужского узла станет межведомственная база данных, используемая в работе при транспортировании любых видов грузов через российские порты. А общая диспетчеризация всех процессов в порту позволит инфраструктуре железной дороги и терминалов порта работать как единый механизм.
Система управления ИУЛЦ Лужского узла – первая попытка создания российской системы «одного окна», объединяющей большое количество информационных ресурсов РФ.
рубрика: Инфраструктура
автор: Ирина Васильева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.