Концессионная гигакалория

Правильно выстроенные отношения инвестора и муниципалитета помогают обеспечить  население теплом и модернизировать коммунальные системы без повышения тарифов,  заявили руководители областного правительства в ходе конференции «Энергоэффективность и энергосбережение систем теплоснабжения». Одним из основных механизмов этой политики могут стать концессии.

Ветхие сети теплотрасс и устаревшие неэкономичные котельные в ближайшие несколько лет могут уйти в прошлое благодаря тому, что в эту сферу активно вторгается частный капитал. «В последние 10 лет у нас нет проблем с инвестициями в теплоснабжение, – сказал председатель Комитета по ТЭК и ЖКХ области Сергей Мяков. – Например, в Лужском районе, о проблемах которого в последнее время много говорится, вполне можно уложиться в нынешние ценовые показатели, не повышая тариф. В течение шести-семи лет инвестиции окупятся обязательно».
Однако пока, несмотря на все усилия, уровень энергоемкости в Ленобласти остается более высоким, чем в ряде других регионов России, не говоря уже о Западной Европе. Приходится думать о снижении затрат – каждый проект означает согласование усилий инвестора, муниципалитета и часто областных структур.
Регион стремится заинтересовать инвестора льготами и гарантиями правительства Ленобласти. Такие гарантии были даны при реконструкции котельных в Выборге, систем теплоснабжения в Волосовском районе, строительстве БТС-2. Объем предоставляемых гарантий варьировался от 35 млн до 1,4 млрд рублей. Практикуется также тарифное регулирование, учитывающее инвестиционные программы по реконструкции существующих мощностей и созданию новых. Таким путем осуществлялся проект перевода на газ котельных в Подпорожском районе.

Концессия как панацея


Однако муниципалитеты часто не способны просчитать ситуацию на несколько «ходов» вперед. «Иногда инвестор, «добрый дядя», приходит в муниципалитет, предлагает построить новую котельную и говорит, что ему от власти не нужно денег, а окупаемость будет обеспечена за счет тарифа, – рассказывал вице-губернатор Григорий Двас. – Муниципалы радостно хлопают в ладоши, объект строится, а потом выясняется, что стоимость готового объекта в лучшем случае в два раза выше, чем если бы он строился по типовому проекту (бывают случаи, когда и в пять, и в шесть раз). При этом такие инвесторы сроком окупаемости считают период не больше двух лет. Муниципалитет приходит в крайнее удивление, когда узнает, что нужно в четыре раза повысить тарифы для населения или за счет муниципальных средств покрывать разницу между тарифами для населения и тарифами, которые позволили бы инвестору окупить вложенные средства за два года. Есть поручение губернатора не допускать подобных случаев, но никакого более действенного механизма, чем ответственный подход органов МСУ и инвесторов, не существует».
Решить проблему, по мнению вице-губернатора, поможет концессионный механизм, при котором в концессию предоставляются и тепловые мощности, и сети. В этом случае инвестор не заинтересован ни в завышении мощности котельных, ни в том, чтобы ограничиться постройкой нового источника теплоснабжения, не заботясь о состоянии дырявых теплотрасс. Окупаемость побуждает его действовать рационально. Но это пока в теории, поскольку ни одного концессионного договора в Ленинградской области еще не заключено.

Муниципальные сети теряют тепло

В муниципальных тепловых сетях потери тепла достигают 30 и даже 40%. Инвесторы готовы вкладывать деньги в их реконструкцию, но не могут наладить взаимоотношения с муниципалами.
Пока каждая местная администрация выстраивает свою политику вручную, программы энергоэффективности и энергосбережения реализуются преимущественно промышленными предприятиями. Меры поддержки на региональном уровне, в том числе компенсация части затрат, стимулируют их к этой работе.
В Бокситогорске местная власть утвердила программу реконструкции теплового хозяйства. Инвестор вложил более 50 млн рублей. Но за год администрация так и не подписала инвестиционное соглашение. Результат – компания, затратив собственные средства, все же думает об уходе из этого города. «Между тем состояние теплового хозяйства здесь вовсе не блестящее: в городе нет ни одного узла учета», – возмущается гендиректор компании ООО «ТеплоСервис» Владимир Рассказов.
«Ситуация в Бокситогорске не совсем простая, – признает вице-губернатор Григорий Двас. – Мы поддерживаем ваши подходы, но не все находится в нашей компетенции. Приказать муниципалитету мы не имеем возможности. Думаю, будет найдено решение».
Та же компания работает в Тихвине, но в этом городе главной проблемой оказываются не наружные, а внутридомовые сети. «При замене стояков, которая в прошлом году частично производилась в некоторых микрорайонах, оказалось, что эффективный диаметр труб составляет в ряде случаев 12-15% от номинального значения. Понятно, что обеспечить комфортные условия проживания при таком состоянии домового хозяйства невозможно», – отмечает вице-губернатор.
В правительстве Ленинградской области полагают, что реконструкция сетей и котельных, создание тепловых узлов необязательно влечет за собой рост тарифов.
По словам Григория Дваса, типичный проект реконструкции газовой котельной с тепловыми сетями окупается в среднем за четыре года только за счет сокращения потерь, а если появляется возможность установить инвестиционную надбавку, срок сокращается. При этом сам тариф не растет. В любом случае на федеральном уровне сформулировано требование, согласно которому при реализации программ энергоэффективности рост коммунальных услуг за год не должен превышать 12%.
Основное мероприятие программ энергосбережения в теплоэнергетике – замена и реконструкция теплосетей, установка узлов учета и тепловых пунктов со сроками окупаемости до 20 лет. Источником финансирования на 60% являются бюджетные средства.
«Комитет по тарифам рассматривает сегодня любые инвестиционные программы как программы энергосбережения, так как они связаны с реконструкцией существующего оборудования и применением новейших технологий, переходом на более экономичные виды топлива, – пояснил заместитель председателя Комитета по ТЭК и ЖКХ Ленобласти Андрей Бондарчук. – Однако при организации муниципальных конкурсов на реконструкцию и эксплуатацию объектов теплоснабжения решающим моментом часто оказывается размер арендной платы, поэтому на торги выходят организации, не имеющие отношения к теплоснабжению, и оказываются победителями».
рубрика: Энергосбережение
автор: Василий Когаловский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.