Надежда бюджетников – ипотека?
Сегодня решение жилищной проблемы – главная задача для 60 процентов российских семей. Больше половины из них – семьи бюджетников, которым без помощи государства не обойтись. О решении проблемы обеспечения жильем работников бюджетной сферы рассказывает заместитель председателя комитета по социальной политике и труду Госдумы РФ Владимир Васильев.
– Владимир Алексеевич, есть ли данные о том, сколько жилья в России не хватает?
– Общая потребность в жилье в нашей стране составляет 1,5 млрд кв. метров. Чтобы ее удовлетворить, надо увеличить объем жилищного фонда на 46 процентов. Причем сегодня только 9 процентов российских семей имеют возможность купить или построить жилье с помощью собственных или заемных средств. Остальным это не по силам. В том числе и бюджетникам. Поскольку зарплаты в бюджетной сфере сегодня низкие – средняя сумма по стране – 7-10 тыс. рублей в месяц. При этом средняя стоимость квартиры (небольшой «двушки») составляет от $50 тыс. до $100 тыс. Конечно, большинство бюджетников стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Но это дело практически безнадежное, поскольку в очереди сейчас 4,5 млн человек. Среднее время ожидания – 15-20 лет.
– А другие страны сталкивались с жилищными проблемами, подобными нашим?
– В Европе в разное время и в разных странах с чем-то подобным сталкивались неоднократно. В Великобритании, например, во время прихода на пост премьера Тэтчер только 20 процентов населения проживали в собственном жилье. Но государство создало такие условия, что граждане получили возможность купить жилье по ценам ниже рыночных. И сегодня более 60 процентов англичан живут в собственных квартирах и домах. Такая же ситуация была в Израиле в начале 90-х годов. Из-за наплыва репатриантов возник дефицит жилья, который исчислялся миллионами квадратных метров. Приезжие не могли рассчитывать на ипотеку, и государство стало их гарантом. Именно государство, как основной собственник земли, ограничило предоставление участков под застройку на рыночных условиях. Таким образом удалось предотвратить спланированный кризис строительного рынка. В результате за пять лет более половины вновь прибывших смогли приобрести собственное жилье.
– А получить бесплатное жилье от государства бюджетники сегодня могут?
– Нет. Кончилось то время, когда бесплатное жилье было как подарок человеку от государства за его труд. Хотя многие к этой практике привыкли. Раньше платили немного, жилье было невысокого качества, но оно радовало людей, как все бесплатное. Сегодня, кстати, многие предъявляют претензии, что живут в маленьких и неудобных квартирах, но не вспоминают, как и от кого эти квартиры получали.
– Как же тогда работникам бюджетной сферы можно решить жилищную проблему?
– Выходом было бы получение долгосрочного и низкопроцентного кредита для покупки жилья, да еще с гарантиями государства. Гарантии необходимы, потому что без этого банки кредиты давать не будет. И причин тут несколько. Во-первых, банковская система у нас еще не очень развита. И, во-вторых, риски невозвращения таких кредитов очень высоки. Если не будет госгарантий, можно столкнуться с ситуацией, когда человек, получив квартиру по ипотечной схеме, в конце концов может оказаться на улице, если банк предъявит ему иск о невыплате кредита. В этом вся загвоздка и проблема. Но ипотека у нас пока не очень развита. В 2005 году по ипотечным схемам было приобретено менее 3 процентов квартир.
– А другие варианты, кроме ипотеки, существуют?
– В Москве, например, есть практика строительства ведомственных жилых домов, в которых врачам, учителям, силовикам продают квартиры по себестоимости. А это в два раза ниже тех сумм, что фигурируют на рынке. Так что законные схемы при поддержке бюджета и инвесторов есть. Кроме того, необходимо одновременно развивать иные формы жилищного кредитования с привлечением средства паевых инвестиционных фондов, строительных сберкасс, жилищных накопительных кооперативов. Отдельно хочу заметить, что ряд предприятий, вроде «Газпрома» и «Северстали», реализуют собственные корпоративные программы строительства жилья для сотрудников.
– Что уже сделано на законодательном уровне для решения проблемы доступного для бюджетников жилья?
– В 2004-2005 годах был разработан законодательный пакет из 27 законов. Сейчас почти все они приняты. Первый блок законов был направлен на решение задач жилищной политики. В частности, было установлено, что все площадки под строительство жилья продаются с аукционов, а не за взятки. Если жилищное строительство осуществляется на основе заказа для государственных или муниципальных нужд – без проведения аукциона.
Второй блок законов ставил своей целью увеличить платежеспособность населения. Там, в том числе, была прописана схема повышения зарплаты бюджетникам, доведения ее до средней по стране. А это около 15 тыс. рублей. С этой суммы отложить деньги на покупку жилья, согласитесь, легче, чем с 7 тыс. рублей. У семьи появляется возможность оплачивать ипотечный кредит.
Третий блок законов был направлен на увеличение предложения жилья на рынке. Но этого пока не происходит. Увы! Благие намерения законопроектов не всегда сразу отражаются на практике. Пока мы не можем сказать, что все законы заработали и жилье стало доступней. Но не принимать их нельзя было. Они нужны как первый шаг для понижения цен на жилье.
– А стабилизация политической и экономической обстановки в стране может ускорить решение вопроса?
– Безусловно. Достаточно вспомнить скачки кризисов 90-х годов, которые выбивали из колеи людей, стремящихся к уровню среднего класса и почти его достигших. Среди них было много бюджетников. Поэтому общая программа в жилищной сфере, рассчитанная на 2006-2010 годы, направлена, в первую очередь, на стабилизацию ситуации. Для этого только в 2006 году будут выделены средства федерального бюджета в объеме
239,8 млрд рублей, средства из бюджетов субъектов Федерации – 93 млрд рублей. За счет частных инвесторов и кредитов планируют привлечь еще 470 млрд рублей и за счет собственных и заемных средств граждан – 99 млрд рублей.
– Могут ли решительные шаги в области жилищной политики снизить стоимость жилья для бюджетников?
– Показательно, что рынок недавно отреагировал резким подъемом цен на заявления по национальному проекту в области жилищной политики. Продавцы поняли, что скоро рынок начнет получать дешевое жилье за счет предполагаемых акций правительства и, возможно, цены на вторичное жилье возрастут. Поэтому решили собрать денежный урожай, пока вброса жилья не было. В результате цены на жилье сегодня растут огромными темпами. Эта тенденция, по моему прогнозу, сохранится до осени. Потом возможна стабилизация. Рынок, возможно, начнет прислушиваться сам к себе. Но сегодня покупатели сметают все. В связи с этим, кстати, резко падают возможности городских и федеральных программ по социальным группам населения. Ведь, когда рассчитывают субсидию для покупки жилья учителю или врачу, берут за основу среднерыночные цены. А они стремительно меняются. Бюджет так же быстро, как рынок, поменять невозможно. Приходится программы урезать.
Автор: Подготовила Наталья Ковтун
– Владимир Алексеевич, есть ли данные о том, сколько жилья в России не хватает?
– Общая потребность в жилье в нашей стране составляет 1,5 млрд кв. метров. Чтобы ее удовлетворить, надо увеличить объем жилищного фонда на 46 процентов. Причем сегодня только 9 процентов российских семей имеют возможность купить или построить жилье с помощью собственных или заемных средств. Остальным это не по силам. В том числе и бюджетникам. Поскольку зарплаты в бюджетной сфере сегодня низкие – средняя сумма по стране – 7-10 тыс. рублей в месяц. При этом средняя стоимость квартиры (небольшой «двушки») составляет от $50 тыс. до $100 тыс. Конечно, большинство бюджетников стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Но это дело практически безнадежное, поскольку в очереди сейчас 4,5 млн человек. Среднее время ожидания – 15-20 лет.
– А другие страны сталкивались с жилищными проблемами, подобными нашим?
– В Европе в разное время и в разных странах с чем-то подобным сталкивались неоднократно. В Великобритании, например, во время прихода на пост премьера Тэтчер только 20 процентов населения проживали в собственном жилье. Но государство создало такие условия, что граждане получили возможность купить жилье по ценам ниже рыночных. И сегодня более 60 процентов англичан живут в собственных квартирах и домах. Такая же ситуация была в Израиле в начале 90-х годов. Из-за наплыва репатриантов возник дефицит жилья, который исчислялся миллионами квадратных метров. Приезжие не могли рассчитывать на ипотеку, и государство стало их гарантом. Именно государство, как основной собственник земли, ограничило предоставление участков под застройку на рыночных условиях. Таким образом удалось предотвратить спланированный кризис строительного рынка. В результате за пять лет более половины вновь прибывших смогли приобрести собственное жилье.
– А получить бесплатное жилье от государства бюджетники сегодня могут?
– Нет. Кончилось то время, когда бесплатное жилье было как подарок человеку от государства за его труд. Хотя многие к этой практике привыкли. Раньше платили немного, жилье было невысокого качества, но оно радовало людей, как все бесплатное. Сегодня, кстати, многие предъявляют претензии, что живут в маленьких и неудобных квартирах, но не вспоминают, как и от кого эти квартиры получали.
– Как же тогда работникам бюджетной сферы можно решить жилищную проблему?
– Выходом было бы получение долгосрочного и низкопроцентного кредита для покупки жилья, да еще с гарантиями государства. Гарантии необходимы, потому что без этого банки кредиты давать не будет. И причин тут несколько. Во-первых, банковская система у нас еще не очень развита. И, во-вторых, риски невозвращения таких кредитов очень высоки. Если не будет госгарантий, можно столкнуться с ситуацией, когда человек, получив квартиру по ипотечной схеме, в конце концов может оказаться на улице, если банк предъявит ему иск о невыплате кредита. В этом вся загвоздка и проблема. Но ипотека у нас пока не очень развита. В 2005 году по ипотечным схемам было приобретено менее 3 процентов квартир.
– А другие варианты, кроме ипотеки, существуют?
– В Москве, например, есть практика строительства ведомственных жилых домов, в которых врачам, учителям, силовикам продают квартиры по себестоимости. А это в два раза ниже тех сумм, что фигурируют на рынке. Так что законные схемы при поддержке бюджета и инвесторов есть. Кроме того, необходимо одновременно развивать иные формы жилищного кредитования с привлечением средства паевых инвестиционных фондов, строительных сберкасс, жилищных накопительных кооперативов. Отдельно хочу заметить, что ряд предприятий, вроде «Газпрома» и «Северстали», реализуют собственные корпоративные программы строительства жилья для сотрудников.
– Что уже сделано на законодательном уровне для решения проблемы доступного для бюджетников жилья?
– В 2004-2005 годах был разработан законодательный пакет из 27 законов. Сейчас почти все они приняты. Первый блок законов был направлен на решение задач жилищной политики. В частности, было установлено, что все площадки под строительство жилья продаются с аукционов, а не за взятки. Если жилищное строительство осуществляется на основе заказа для государственных или муниципальных нужд – без проведения аукциона.
Второй блок законов ставил своей целью увеличить платежеспособность населения. Там, в том числе, была прописана схема повышения зарплаты бюджетникам, доведения ее до средней по стране. А это около 15 тыс. рублей. С этой суммы отложить деньги на покупку жилья, согласитесь, легче, чем с 7 тыс. рублей. У семьи появляется возможность оплачивать ипотечный кредит.
Третий блок законов был направлен на увеличение предложения жилья на рынке. Но этого пока не происходит. Увы! Благие намерения законопроектов не всегда сразу отражаются на практике. Пока мы не можем сказать, что все законы заработали и жилье стало доступней. Но не принимать их нельзя было. Они нужны как первый шаг для понижения цен на жилье.
– А стабилизация политической и экономической обстановки в стране может ускорить решение вопроса?
– Безусловно. Достаточно вспомнить скачки кризисов 90-х годов, которые выбивали из колеи людей, стремящихся к уровню среднего класса и почти его достигших. Среди них было много бюджетников. Поэтому общая программа в жилищной сфере, рассчитанная на 2006-2010 годы, направлена, в первую очередь, на стабилизацию ситуации. Для этого только в 2006 году будут выделены средства федерального бюджета в объеме
239,8 млрд рублей, средства из бюджетов субъектов Федерации – 93 млрд рублей. За счет частных инвесторов и кредитов планируют привлечь еще 470 млрд рублей и за счет собственных и заемных средств граждан – 99 млрд рублей.
– Могут ли решительные шаги в области жилищной политики снизить стоимость жилья для бюджетников?
– Показательно, что рынок недавно отреагировал резким подъемом цен на заявления по национальному проекту в области жилищной политики. Продавцы поняли, что скоро рынок начнет получать дешевое жилье за счет предполагаемых акций правительства и, возможно, цены на вторичное жилье возрастут. Поэтому решили собрать денежный урожай, пока вброса жилья не было. В результате цены на жилье сегодня растут огромными темпами. Эта тенденция, по моему прогнозу, сохранится до осени. Потом возможна стабилизация. Рынок, возможно, начнет прислушиваться сам к себе. Но сегодня покупатели сметают все. В связи с этим, кстати, резко падают возможности городских и федеральных программ по социальным группам населения. Ведь, когда рассчитывают субсидию для покупки жилья учителю или врачу, берут за основу среднерыночные цены. А они стремительно меняются. Бюджет так же быстро, как рынок, поменять невозможно. Приходится программы урезать.
Автор: Подготовила Наталья Ковтун
рубрика:
Кредитная история