Непрозрачный бюджет мешает строить?

Непрозрачность Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) – одна из главных причин роста объемов незавершенного строительства в России.
К такому выводу пришли на днях эксперты Госдумы РФ, которые приняли участие в парламентских слушаниях по данной проблеме. Как отметил председатель думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум, за последние годы появилось больше возможностей для проведения активной государственной инвестиционной политики, поскольку доходы федерального бюджета постоянно растут. Объем расходов на реализацию ФАИП в этом году, например, достиг рекордного уровня – 318,9 млрд рублей. Но, к сожалению, качество и эффективность государственных инвестиций не всегда соответствуют их объему.
Мартин Шаккум напомнил, что Госдума с 2003 года не утверждает строительные объекты ФАИП в рамках бюджета. Это делает теперь Минэкономразвития. А Дума лишь сохранила возможность опосредованного контроля за процессом – через Счетную палату. Такое решение было принято для повышения прозрачности процесса и снижения давления лоббистских групп. Однако за эти годы проблем с неэффективным использованием государственных инвестиций меньше не стало. «Они только усугубились», – заявил эксперт.
«Теперь сведения об объемах финансирования строек (включая средства бюджетов регионов и внебюджетные источники), планируемых сроках ввода объектов в эксплуатацию, остатках сметной стоимости, незавершенном строительстве не представляются в Госдуму ни при рассмотрении проекта федерального бюджета, ни при итоговом разборе отчета об исполнении федеральных денег», – говорит Мартин Шаккум.
«Вся непрозрачность процедуры утверждения ФАИП приводит к тому, что планируемые сроки ввода объектов в эксплуатацию не соблюдаются, – говорит эксперт. – Как следствие, растет объем незавершенного строительства. Так, из запланированных к вводу в 2004 году 858 объектов фактически было введено только 237, то есть менее трети. В 2005 году был запланирован 1581 объект, введено лишь 546 объектов!»
«Еще одна проблема заключается в том, что правительство каждый год корректирует действующие федеральные целевые программы и принимает новые. Это приводит к тому, что те объекты, строительство которых началось в предшествующие годы, в ФАИП не попадают. Фактически подготовка перечня строек для финансирования за счет средств федерального бюджета в очередном году начинается «с нуля», вместо того, чтобы быть логичным продолжением и дополнением уже принятых и официально утвержденных решений», – заключил эксперт.
Участники парламентских слушаний приняли решение, что необходимо подготовить поправки в Бюджетный кодекс РФ. Согласно этим поправкам, начиная с 2007 года решение о включении новых объектов в ФАИП должно приниматься законом о федеральном бюджете. Там должны быть указаны объемы финансирования строек и сроки ввода объектов в эксплуатацию. Кроме того, парламентарии настаивают на проведении инвентаризации строек, финансируемых через ФАИП начиная с 2000 года и до сих пор не завершенных. Решение по этому вопросу должно быть принято до начала IV квартала 2006 года.

Автор: Наталья Ковтун
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.