Привлечь молодежь на стройки
21 мая в Санкт-Петербурге состоялась V международная конференция «Строительное образование», на которой специалисты строительной отрасли из Петербурга и Ленинградской области, а также из Германии и Финляндии делились своими взглядами, мыслями и идеями по поводу состояния и будущего развития индустрии.
Важными вопросами, которые обсудили участники конференции, стали разработка профессиональных стандартов, содействие в развитие системы профессиональной ориентации молодежи на строительные профессии и профессии ЖКХ, а также проведение конкурсов профессионального мастерства среди молодых специалистов и подготовка российской команды для участия в международных конкурсах World Skills по строительному направлению.
Свои мнении на актуальные темы высказали Владимир Кобзаренко, директор СРО НП «Строители Ленинградской области», доктор Ханс-Петер Шмидт, директор образовательного центра при Ремесленной палате Лейпцига, Матти Вяйтянен, секретарь совета Союза строительной промышленности Финляндии, Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Юрий Панибратов, президент Федерации образования строителей и бывший ректор СПбГАСУ, а также представители профильных образовательных учреждений и строительных компаний.
Все участники конференции признали, что существует огромная пропасть между потребностями строительной отрасли в профессионалах самых разных специальностей и способностью профильных учебных заведений таких специалистов предоставить. По словам вице-президента Федерации образования строителей Бориса Буданова, если проводить аналогию с соседней Финляндией, население которой примерно равно населению одного Петербурга, то получается, что потребность в квалифицированных строителях в городе – около 200 тыс. человек (и это не учитывая, что в среднем у нас производительность ниже, чем у финнов). При этом все действующие в Петербурге учреждения начального и среднего профессионального образования, ведущие подготовку специалистов для строительной отрасли, в состоянии выпускать не более 2000 специалистов в год. А ряд новых, современных строительных профессий и вовсе не представлен. Однако проблема не только и не столько в нехватке учебных заведений.
«Учебные заведения, готовящие рабочих специалистов, у нас оторваны от жизни, – считает Борис Буданов. – Ведь качество образования – это его соответствие актуальным потребностям отрасли, а сегодня подготовка специалиста заведением среднего профессионального образования далека от реальных требований рынка».
Эксперт отметил, что если раньше преподаватели-почасовики были профессионалами-практиками, работающими на производстве, и получали за преподавание хорошие деньги, то сегодня никто из серьезных специалистов и не подумает идти в образовательную систему. Да и при подсчете своих успехов учебные заведения учитывают лишь, сколько выпускников начали работать по специальности сразу после выпуска. Но никто не интересуется, продолжили ли они работать через год, два или три, или ушли заниматься чем-то совсем иным.
Кроме того, практически отсутствует связь между образованием и работодателями: получается, что колледжи и лицеи готовят специалистов «в никуда», не зная, будут ли они востребованы рынком.
И это при том, что, например, только в Петербурге, по словам Дмитрия Чернейко, наблюдается хронический дефицит кадров. Так, по данным Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, в прошлом году вузы города (все, не только строительные) выпустили 91,4 тыс. человек, заведения среднего профессионального образования – 15,4 тыс. человек, а заведения начального профобразования – всего 8 тыс. Очевидно, что и в Ленинградской области ситуация ненамного лучше. Так что получается, что инженеров у нас не хватает.
«Петербург всегда строился руками приглашенных рабочих, – рассказал Юрий Панибратов. – Но это должны быть каменщики и арматурщики, а не сборщики винограда. Чтобы здания были безопасны, их должны строить профессионалы. Сейчас же в отрасли крайняя нехватка квалифицированных рабочих и в меньшей степени инженерно-технических специалистов, а так как брать их в близкой перспективе неоткуда, то необходимо повышать производительность труда путем освоения современных технологий». Он отметил, что в части повышения квалификации нужно опираться на вузы, которые смогут донести до слушателей необходимые знания, но в этом должны принимать участие и работодатели, и СРО, так как проблема подготовки кадров – это их проблема.
Еще одна проблема строительной отрасли – это нежелание молодежи получать среднее профессиональное образование, а скорее даже практически полное отсутствие у подрастающего поколения информации о рабочих специальностях. В области профориентации немецким опытом поделился Ханс-Петер Шмидт: в Германии в школах для ребят, соответствующих по возрасту нашим 8-9 классам, проводят недели профориентации как в общем, так и по отдельным специальностям (сантехнике, отопительной технике и кондиционерам, электронике, автотехнике), недели открытых дверей на различных предприятиях. В результате на момент окончания школы ребята имеют куда более широкое представление о существующих профессиях, чем российские школьники.
Также среди ключевых проблем современного рынка труда Дмитрия Чернейко назвал несоответствие уровня подготовки выпускников заведений начального и среднего профессионального образования требованиям работодателей, а также отсутствие единой системы профессиональных и образовательных стандартов.
рубрика:
Персонал
автор:
Владислав Никиткин