Новая красота царских покоев
В Царском селе после шестидесяти лет запустения для посетителей наконец-то открылся Зубовский корпус и Южный флигель Екатерининского дворца.
Зубовский корпус начали строить в 1778-1779 годах по проекту архитектора Ю. Фельтена. Первоначально здесь были личные покои императрицы Екатерины II, тут же жили ее знаменитые фавориты: Григорий Потемкин, Александр Ланской, Платон Зубов, по имени которого корпус и назвали Зубовским. Архитекторы Ч. Камерон и Д. Кваренги создали изысканные интерьеры: Рафаэлевскую комнату, Опочивальню, Купольный и Китайский залы, Серебряный и Зеркальный кабинеты. В середине ХIХ века здесь поселилась Мария Александровна – супруга императора Александра II. В волшебных по красоте покоях устраивались государственные приемы, деловые встречи, принимали гостей.
В 1944 году флигель почти полностью выгорел, интерьеры были уничтожены, перекрытия обрушились. В 1951 году дворец отдали Военно-Морскому училищу под «казармы» с правом переделки помещения под свои нужды. Военные активно перестраивали царские покои: добавляли перекрытия, перегородки, размещали спальни и классы, общественные санузлы и котельные. На месте бывшей Туалетной комнаты Екатерины II построили железобетонную лестницу, а первый этаж приспособили под кухню и столовую.
В 1957 году Екатерининский дворец передали в ведение Дирекции дворцов и парков г. Пушкин, реставраторы начали постепенно его восстанавливать. Но до Зубовского корпуса руки никак не доходили, и в огромных пустующих южных покоях разместили реставрационные мастерские, где жили и работали художники-монументалисты и позолотчики.
Дворец,
а не «авгиевы конюшни»
Только в 2003 году федеральный бюджет наконец-то выделил 240,8 млн рублей на восстановление южной части Екатерининского дворца. Три года подрядчик, ООО «Ресстрой» восстанавливал исторический облик корпуса согласно реставрационному проекту архитектора А.А. Кедринского. Технадзор за работами осуществляла Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. Около ста человек одновременно настилали паркет, ликвидировали «лишние» перегородки, обновляли стены. Из подвалов убрали опутывавшие их клубки теплосетей, трубы, а новые инженерные сети разместили под полом. Подземным «недрам» дворца также планируется вернуть прежний облик: воссоздать «поварню» со всей утварью, обустроить помещения прислуги.
Уникальность работы реставраторов — в том, что реконструкция велась без закрытия Екатерининского дворца или ограничения прохода посетителей. Не привлекались башенные краны, даже тяжеленные балки «лишних» перекрытий между вторым и третьим этажами вытаскивались лебедкой.
«Я работаю в музее уже 36 лет, — говорит Иван Саутов, директор государственного музея-заповедника «Царское село». – И, честно говоря, не верил, что когда-либо увижу Зубовский корпус восстановленным. Ведь там были настоящие «авгиевы конюшни»!
Посетители уже могут увидеть массивную «лестницу фаворитов» из коричневого дуба, по которой к Екатерине попадали ее возлюбленные. Реставраторы начали воссоздавать уникальные царские интерьеры в двух залах Зубовского корпуса – Арабесковом и Лионском. На восстановление других комнат флигеля пока нет средств. Только на реставрацию одного Арабескового зала уйдет 150 млн рублей.
Пока изыскиваются деньги, в приведенных в «божеский вид» помещениях корпуса будут размещаться экспозиции. Первая выставка, которая откроется в обновленных стенах Зубовского корпуса – это уникальная коллекция Павла Викентьевича Губара (1885-1976), известного петербургского и ленинградского коллекционера. С 1903 года Павел Губар собирал предметы быта ХIХ века, гравюры и фарфор «пушкинской эпохи». Богата коллекция и видами Петербурга тех времен. Поражает знатоков и раритетное собрание дореволюционных книг, среди которых есть первые и прижизненные издания русских классиков. После смерти Павла Губара раритеты в количестве 5 тыс. экземпляров были переданы в дар Государственному музею А.С. Пушкина и увезены в Москву. Теперь благодаря сотрудничеству музеев петербуржцы могут до 20 сентября любоваться коллекцией своего соотечественника. Сделать это смогут и инвалиды – в обновленном корпусе установили лифт, подъемники на лестницах и специально оборудованный туалет.
На очереди –
Церковный флигель
Планы Царскосельского музея впечатляют. Скоро начнется реконструкция Церковного флигеля, средства на это – 260 млн рублей – уже выделены. Тендер выиграла та же компания, что восстанавливала Зубовский корпус. Сроки снова минимальные – все работы должны быть выполнены за три года, а до 30 августа, к перезахоронению императрицы Марии Федоровны нужно полностью отделать переднюю часть фасада и снять строительные леса.
В подвальных помещениях под Стасовским залом и Церковным флигелем при проведении восстановительных работ была обнаружена уникальная кирпичная кладка середины XVIII века. Теперь там планируется устроить лекционный зал, сохранив древние стены в качестве интерьера. Ведутся переговоры с Германией о реставрации еще одной неожиданной находки – лифта, изготовленного в ХIХ веке немецкими мастерами.
Автор: Юлия Меньшикова
Зубовский корпус начали строить в 1778-1779 годах по проекту архитектора Ю. Фельтена. Первоначально здесь были личные покои императрицы Екатерины II, тут же жили ее знаменитые фавориты: Григорий Потемкин, Александр Ланской, Платон Зубов, по имени которого корпус и назвали Зубовским. Архитекторы Ч. Камерон и Д. Кваренги создали изысканные интерьеры: Рафаэлевскую комнату, Опочивальню, Купольный и Китайский залы, Серебряный и Зеркальный кабинеты. В середине ХIХ века здесь поселилась Мария Александровна – супруга императора Александра II. В волшебных по красоте покоях устраивались государственные приемы, деловые встречи, принимали гостей.
В 1944 году флигель почти полностью выгорел, интерьеры были уничтожены, перекрытия обрушились. В 1951 году дворец отдали Военно-Морскому училищу под «казармы» с правом переделки помещения под свои нужды. Военные активно перестраивали царские покои: добавляли перекрытия, перегородки, размещали спальни и классы, общественные санузлы и котельные. На месте бывшей Туалетной комнаты Екатерины II построили железобетонную лестницу, а первый этаж приспособили под кухню и столовую.
В 1957 году Екатерининский дворец передали в ведение Дирекции дворцов и парков г. Пушкин, реставраторы начали постепенно его восстанавливать. Но до Зубовского корпуса руки никак не доходили, и в огромных пустующих южных покоях разместили реставрационные мастерские, где жили и работали художники-монументалисты и позолотчики.
Дворец,
а не «авгиевы конюшни»
Только в 2003 году федеральный бюджет наконец-то выделил 240,8 млн рублей на восстановление южной части Екатерининского дворца. Три года подрядчик, ООО «Ресстрой» восстанавливал исторический облик корпуса согласно реставрационному проекту архитектора А.А. Кедринского. Технадзор за работами осуществляла Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. Около ста человек одновременно настилали паркет, ликвидировали «лишние» перегородки, обновляли стены. Из подвалов убрали опутывавшие их клубки теплосетей, трубы, а новые инженерные сети разместили под полом. Подземным «недрам» дворца также планируется вернуть прежний облик: воссоздать «поварню» со всей утварью, обустроить помещения прислуги.
Уникальность работы реставраторов — в том, что реконструкция велась без закрытия Екатерининского дворца или ограничения прохода посетителей. Не привлекались башенные краны, даже тяжеленные балки «лишних» перекрытий между вторым и третьим этажами вытаскивались лебедкой.
«Я работаю в музее уже 36 лет, — говорит Иван Саутов, директор государственного музея-заповедника «Царское село». – И, честно говоря, не верил, что когда-либо увижу Зубовский корпус восстановленным. Ведь там были настоящие «авгиевы конюшни»!
Посетители уже могут увидеть массивную «лестницу фаворитов» из коричневого дуба, по которой к Екатерине попадали ее возлюбленные. Реставраторы начали воссоздавать уникальные царские интерьеры в двух залах Зубовского корпуса – Арабесковом и Лионском. На восстановление других комнат флигеля пока нет средств. Только на реставрацию одного Арабескового зала уйдет 150 млн рублей.
Пока изыскиваются деньги, в приведенных в «божеский вид» помещениях корпуса будут размещаться экспозиции. Первая выставка, которая откроется в обновленных стенах Зубовского корпуса – это уникальная коллекция Павла Викентьевича Губара (1885-1976), известного петербургского и ленинградского коллекционера. С 1903 года Павел Губар собирал предметы быта ХIХ века, гравюры и фарфор «пушкинской эпохи». Богата коллекция и видами Петербурга тех времен. Поражает знатоков и раритетное собрание дореволюционных книг, среди которых есть первые и прижизненные издания русских классиков. После смерти Павла Губара раритеты в количестве 5 тыс. экземпляров были переданы в дар Государственному музею А.С. Пушкина и увезены в Москву. Теперь благодаря сотрудничеству музеев петербуржцы могут до 20 сентября любоваться коллекцией своего соотечественника. Сделать это смогут и инвалиды – в обновленном корпусе установили лифт, подъемники на лестницах и специально оборудованный туалет.
На очереди –
Церковный флигель
Планы Царскосельского музея впечатляют. Скоро начнется реконструкция Церковного флигеля, средства на это – 260 млн рублей – уже выделены. Тендер выиграла та же компания, что восстанавливала Зубовский корпус. Сроки снова минимальные – все работы должны быть выполнены за три года, а до 30 августа, к перезахоронению императрицы Марии Федоровны нужно полностью отделать переднюю часть фасада и снять строительные леса.
В подвальных помещениях под Стасовским залом и Церковным флигелем при проведении восстановительных работ была обнаружена уникальная кирпичная кладка середины XVIII века. Теперь там планируется устроить лекционный зал, сохранив древние стены в качестве интерьера. Ведутся переговоры с Германией о реставрации еще одной неожиданной находки – лифта, изготовленного в ХIХ веке немецкими мастерами.
Автор: Юлия Меньшикова
рубрика:
Стиль бизнеса