Ваша защита – приказ №636
В адрес различных органов государственной власти поступает множество жалоб на неправомерные действия правоохранительных органов, которые имеют место при проведении проверок хозяйствующих субъектов Санкт-Петербурга.
Как пояснил председатель профильной комиссии Законодательного собрания по экономической безопасности Терентий Мещеряков (фракция «Единая Россия»), к таким нарушениям относятся факты требований со стороны сотрудников правоохранительных органов о предоставлении документации предприятия при отсутствии соответствующего мотивированного постановления, попытки проведения проверочных мероприятий со стороны сотрудников правоохранительных органов, в чьи должностные полномочия это не входит, неправомерные действия по изъятию оригинальных документов организации, в том числе учредительных документов и правоустанавливающей документации на объекты недвижимого имущества организации, и их последующей утрате и т.д.
Г-н Мещеряков привел характерные случаи неправомерных действий милиции. Так, при поддержке сотрудников милиции (участкового уполномоченного) рейдерами была захвачена учредительная документация и взят фактический и юридический контроль над ЗАО «НПО «Руспромремонт». В апреле 2006 года следователь ГСУ ГУВД на основании решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга, предписывающего органам налоговой службы внести изменения в сведения государственного реестра о руководителе ЗАО «Жилстройинвест», предпринял силовую попытку по вытеснению действующего руководства из офисных помещений. В результате силового конфликта имуществу предприятия был нанесен ущерб. «Таких примеров – множество», – заявил депутат.
Проблема заключается в отсутствии оперативного реагирования должностными лицами надзорных органов (прокуратура, суды и т.д.) на жалобы и заявления предпринимателей о фактах совершения в отношении них неправомерных действий в ходе проверочных мероприятий. Как правило, жалобы и заявления рассматриваются не менее одного месяца, и в течение этого времени организация остается практически незащищенной в правовом плане от незаконных действий сотрудников милиции. Более того, формально невыполнение требований представителей правоохранительных органов само по себе образует состав административного правонарушения, а в более тяжелых случаях и уголовного преступления.
В настоящее время основным документом, регламентирующим процессуальный порядок осуществления проверочных мероприятий в экономической сфере, является приказ МВД РФ №636 от 2 августа 2005 года «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности». Данный документ детально прописывает процедуру осуществления проверочных мероприятий, устанавливает требования об обязательном вынесении мотивированного постановления о проведении проверочных мероприятий и утверждении его у начальника структурного подразделения. Вместе с тем, на практике требования данного приказа очень часто игнорируются, а сотрудники милиции обосновывают правомочность своих действий только ссылками на закон «О милиции», который определяет общий правовой статус сотрудников милиции безотносительно занимаемого должностного положения. Однако с правовой точки зрения подобные неправомерные действия являются грубым нарушением действующего законодательства и должны влечь за собой строгую ответственность вплоть до уголовной (ст. 286 УК РФ).
С данной позицией согласна и прокуратура Санкт-Петербурга, которая рекомендует в случае совершения сотрудниками милиции неправомерных действий в отношении руководителей предприятий, необоснованного изъятия документации организации незамедлительно сообщать о данных фактах дежурным прокурорам соответствующих районов города для немедленного принятия мер прокурорского реагирования. Вместе с тем прокуратура рекомендует представителям организаций обжаловать незаконные действия в судебном порядке, а также направлять жалобы в вышестоящие инстанции ГУВД Санкт-Петербурга, – отметил г-н Мещеряков.
Автор: Евгений Герасимов
Как пояснил председатель профильной комиссии Законодательного собрания по экономической безопасности Терентий Мещеряков (фракция «Единая Россия»), к таким нарушениям относятся факты требований со стороны сотрудников правоохранительных органов о предоставлении документации предприятия при отсутствии соответствующего мотивированного постановления, попытки проведения проверочных мероприятий со стороны сотрудников правоохранительных органов, в чьи должностные полномочия это не входит, неправомерные действия по изъятию оригинальных документов организации, в том числе учредительных документов и правоустанавливающей документации на объекты недвижимого имущества организации, и их последующей утрате и т.д.
Г-н Мещеряков привел характерные случаи неправомерных действий милиции. Так, при поддержке сотрудников милиции (участкового уполномоченного) рейдерами была захвачена учредительная документация и взят фактический и юридический контроль над ЗАО «НПО «Руспромремонт». В апреле 2006 года следователь ГСУ ГУВД на основании решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга, предписывающего органам налоговой службы внести изменения в сведения государственного реестра о руководителе ЗАО «Жилстройинвест», предпринял силовую попытку по вытеснению действующего руководства из офисных помещений. В результате силового конфликта имуществу предприятия был нанесен ущерб. «Таких примеров – множество», – заявил депутат.
Проблема заключается в отсутствии оперативного реагирования должностными лицами надзорных органов (прокуратура, суды и т.д.) на жалобы и заявления предпринимателей о фактах совершения в отношении них неправомерных действий в ходе проверочных мероприятий. Как правило, жалобы и заявления рассматриваются не менее одного месяца, и в течение этого времени организация остается практически незащищенной в правовом плане от незаконных действий сотрудников милиции. Более того, формально невыполнение требований представителей правоохранительных органов само по себе образует состав административного правонарушения, а в более тяжелых случаях и уголовного преступления.
В настоящее время основным документом, регламентирующим процессуальный порядок осуществления проверочных мероприятий в экономической сфере, является приказ МВД РФ №636 от 2 августа 2005 года «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности». Данный документ детально прописывает процедуру осуществления проверочных мероприятий, устанавливает требования об обязательном вынесении мотивированного постановления о проведении проверочных мероприятий и утверждении его у начальника структурного подразделения. Вместе с тем, на практике требования данного приказа очень часто игнорируются, а сотрудники милиции обосновывают правомочность своих действий только ссылками на закон «О милиции», который определяет общий правовой статус сотрудников милиции безотносительно занимаемого должностного положения. Однако с правовой точки зрения подобные неправомерные действия являются грубым нарушением действующего законодательства и должны влечь за собой строгую ответственность вплоть до уголовной (ст. 286 УК РФ).
С данной позицией согласна и прокуратура Санкт-Петербурга, которая рекомендует в случае совершения сотрудниками милиции неправомерных действий в отношении руководителей предприятий, необоснованного изъятия документации организации незамедлительно сообщать о данных фактах дежурным прокурорам соответствующих районов города для немедленного принятия мер прокурорского реагирования. Вместе с тем прокуратура рекомендует представителям организаций обжаловать незаконные действия в судебном порядке, а также направлять жалобы в вышестоящие инстанции ГУВД Санкт-Петербурга, – отметил г-н Мещеряков.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти