Жизнь по новым правилам
Новые правила предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу с 1 июля 2006 года, прокомментировал для «Строительного Еженедельника» один из их разработчиков, ведущий эксперт «Института экономики города» Дмитрий Гордеев.
– Дмитрий, почему возникла необходимость разработать и принять новые правила?
– Формально есть такое указание в 157-й статье Жилищного кодекса. А если содержательно, то старые правила предоставления коммунальных услуг действовали с 1994 года и просто-напросто устарели. Они больше не отражали специфики отношений, которые сложились в сфере ЖКХ, и статьям Гражданского кодекса они тоже не соответствовали. Нужны были новые «правила игры». И они появились. Это нормативное изложение прав и обязанностей сторон-участниц отношений по предоставлению и получению коммунальных услуг – исполнителей и потребителей. Безусловно, нового документа все очень ждали. Он был разработан с учетом пожеланий и обществ по защите прав потребителей, и коммунальных организаций. Правила попытались установить разумный баланс между интересами различных сторон в данной сфере и в первую очередь защитить интересы добросовестных потребителей.
– В чем суть новых правил? Каким образом и как существенно они изменят отношения в жилищно-коммунальной сфере?
– В правилах есть несколько принципиально новых положений. Во-первых, там впервые дано само определение «коммунальные услуги». Оно звучит так: «это подача в жилое помещение воды, тепла, электричества, газа, водоотведения с целью создания комфортных условий проживания гражданина». Здесь выпукло проявляется отличие предоставления коммунальных услуг как рода деятельности от ресурсоснабжения. Продавца ресурса, например, тепла, не волнует, будет ли в результате его деятельности тепло или холодно в квартире. Для него главное, чтобы ему заплатили за гигакалории. А исполнитель коммунальных услуг отвечает за то, чтобы в квартире была нормальная для человека температура. Набор требований, которые определяются словом «комфортность» – его главная цель. Вторая особенность новых правил вытекает из первой. Чтобы человеку было хорошо в квартире, нужно не только подать ресурсы в его дом, но и содержать в нормальном состоянии внутридомовые коммунальные сети, без которых предоставление качественных коммунальных услуг невозможно. Поэтому исполнитель коммунальных услуг отныне обязан будет нести ответственность и за их содержание, и ремонт. В итоге упраздняются распределение ответственности за качество на различных, не связанных между собой лиц (например, один отвечает за воду, второй – за насос в доме, третий – за трубу, входящую в дом, и т.д.). Согласно правилам в доме должно быть лишь одно лицо, которое отвечает перед человеком за весь коммунальный сектор. Это управляющая организация или ТСЖ. Все их функции в сфере ЖКХ прямые и ответственность за качество предоставляемых услуг полная.
– Кто и как теперь будет устанавливать тарифы на ЖКУ?
– Сегодня управлять многоквартирным домом может достаточно большой перечень жилищных организаций. Во-первых, это те фирмы, которые просто работают на подряде (в Санкт-Петербурге – бывшие ГУЖА), во-вторых, это строительные организации (они знают, что такое дом, знают всю его начинку), в-третьих, это любая тепло- или водоснабжающая организация (на первый взгляд, ее специалисты имеют односторонние знания, но на самом деле они тоже знают всю жилищную сферу изнутри). Все это – профессионалы. Отсюда следует вывод: жилищно-коммунальная сфера потенциально конкурентна. И поэтому привычная схема, когда город определяет перечень работ в области ЖКХ и их стоимость, а организации, как подрядчики, выполняют требования, больше работать не будет. Решения по управлению домом будут принимать собственники на общем собрании. Они будут нанимать управляющую организацию для ремонта и содержания жилья, заказывать нужные им перечень и качество работ и услуг. Если она заломит слишком большую цену за свои услуги, можно будет поискать альтернативного исполнителя. Городские средние цены при выборе управляющего на собрании собственников применяться не должны, так как это противоречит Жилищному кодексу. Установленные городом цены в 99 случаях из 100 не соответствуют реально выполняемым работам. А раз есть разрыв, значит, кто-то переплатит за соседний дом, а кто-то просто не получит качество из-за невыполнения неоплаченных работ. С коммунальными услугами немного по-другому. Здесь у нас локальная монополия. Поэтому предусмотрено государственное регулирование тарифов. На воду, например, тарифы будет устанавливать орган местного самоуправления. На тепло, газ и электричество – тарифы будет устанавливать уже региональная власть, субъект Федерации. Но в правилах есть важная оговорка – управляющая организация и ТСЖ должны приобретать ресурсы по тем же тарифам, по которым они будут продавать их населению. Раньше была иная ситуация: обычно ТСЖ приобретало, допустим, воду по тарифу для юридических лиц, а предоставляло народу по тарифу для лиц физических. В результате возникала некая дельта, которую должны были покрыть местные бюджеты. Но повсеместно возникали задержки при расчетах бюджетов с поставщиками ресурсов. Это все шло не на благо ЖКХ. Теперь проблема четко прописана.
– Как поступят со льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг?
– Они правилами не изменяются. При натуральных льготах будет скидка, при компенсациях деньги пойдут на банковские счета людям, как это происходит при предоставлении жилищных субсидий. Понятно, что любые организации хотели бы получать платеж полностью, без льгот. Но сегодня этот вопрос пока решен не в пользу жилищников. Они – крайние. Объем и форму предоставления льгот определяет субъект Федерации. Компенсацию пока чаще получают не люди, а жилищные организации, но с большим опозданием. Это шлейф старых подходов. В результате многие из них находятся на грани банкротства, вынуждены брать кредиты для латания дыр. Из-за этого вся система трещит, снижается качество, система не прозрачна. Надеюсь, что в перспективе компенсации в денежной форме будут давать людям, как, кстати, и написано в Жилищном кодексе, а компании больше не будет волновать вопрос, кому из граждан бюджет помогает, а кому – нет.
– Касаются ли новые нормативы квартир и домов со счетчиками? Как будут поступать с ними?
– Правила впервые на федеральном уровне детально определяют процедуру оплаты за предоставление коммунальных услуг при различных комбинациях установки приборов учета. Например, если в жилом помещении приборов учета нет, то оплата идет по нормативам. (Это как исключение из общего правила, поскольку понятно, что оплата по приборам учета наиболее эффективна. Мы же продукты питания на глаз не покупаем – просим взвесить сыр и колбасу. Так же и здесь.) Если есть коллективный прибор учета – общедомовой, но нет ни одного счетчика в квартирах – одна схема оплаты. Если есть общий счетчик и, допустим, водомеры в некоторых квартирах – другая формула. По теплу, например, в течение года оплата осуществляется равномерно (даже если есть приборы учета). Но раз в год идет сверка со счетчиками и корректировка платы, которая не допустит переплаты за не потребленную энергию. Если была теплая зима и энергии потребили меньше нормы, людям часть средств возвратят. А если зима была холодная и был перерасход – придется доплатить. Баланс будет достигнут.
– Предусмотрена ли процедура контроля рядового гражданина за правильностью определения норм потребления? Как он может защищать свои интересы?
– В правилах этой теме посвящено целое приложение. Оно определяет порядок снижения платы за коммунальные услуги. Снижение платы – это итог, если хотите, следствие. Сначала надо определить и доказать, что было нарушение предоставления услуги. Очень подробно прописано, какие «пределы» отклонений качества допускаются. Например, сколько времени может не быть воды одноразово, сколько суммарно в течение месяца. Как только определенный в законе параметр превышается, человеку обязаны сделать пересчет платежа. Для этого достаточно просто позвонить исполнителю по телефону и заявить о претензиях. Если после звонка исполнитель начнет упираться и говорить, что нарушения не было, он обязан доказать это. Если аргументы не убедительны, человек может обжаловать их в суде, обратиться в региональную государственную жилищную инспекцию. А некорректный исполнитель может потерять доверие жильцов, и его могут просто-напросто не выбрать на следующие 5 лет или даже заменить. Уверен, если люди почувствуют, что реально могут влиять на ситуацию, они будут свои права отстаивать. И государство будет стоять на защите прав человека: и жилищная инспекция, и общества по защите прав потребителей, и прокуратура, и суды.
– Действительно ли правила позволят отключать ресурсы злостным неплательщикам?
– Сначала хотел бы сказать, что неплательщики – это люди, которые реально мешают добросовестным гражданам получать качественные коммунальные услуги. В разных городах их количество разное: от 5 процентов (это почти идеальная ситуация) до 30-35 процентов.
По вине этих людей возникает много проблем у исполнителей с их собственными контрагентами. Ведь теплоснабжающим организациям нужно, например, покупать газ или мазут для работы котельных. Теперь в правилах установлено, что если долг потребителя достигает шести месяцев, то исполнитель при наличии вины потребителя имеет право приостановить или ограничить поставку коммунальных услуг. Ограничение – это когда создаются некие неблагоприятные для жизни условия, например, путем технического действия меняется напор воды в квартире или ее температура. Но полностью отключить холодную воду и тепло нельзя, поскольку от этого могут пострадать другие собственники. Что касается электроэнергии, горячей воды, газа – то их исполнителю можно отключать. Процедура четко прописана. Все будет цивилизованно. Нельзя, например, позвонить в квартиру, войти в нее с газовой сваркой и срезать батареи, поскольку это прямое нанесение вреда имуществу. Никакого произвола закон и правила не допустят.
Автор: Наталья Ковтун
– Дмитрий, почему возникла необходимость разработать и принять новые правила?
– Формально есть такое указание в 157-й статье Жилищного кодекса. А если содержательно, то старые правила предоставления коммунальных услуг действовали с 1994 года и просто-напросто устарели. Они больше не отражали специфики отношений, которые сложились в сфере ЖКХ, и статьям Гражданского кодекса они тоже не соответствовали. Нужны были новые «правила игры». И они появились. Это нормативное изложение прав и обязанностей сторон-участниц отношений по предоставлению и получению коммунальных услуг – исполнителей и потребителей. Безусловно, нового документа все очень ждали. Он был разработан с учетом пожеланий и обществ по защите прав потребителей, и коммунальных организаций. Правила попытались установить разумный баланс между интересами различных сторон в данной сфере и в первую очередь защитить интересы добросовестных потребителей.
– В чем суть новых правил? Каким образом и как существенно они изменят отношения в жилищно-коммунальной сфере?
– В правилах есть несколько принципиально новых положений. Во-первых, там впервые дано само определение «коммунальные услуги». Оно звучит так: «это подача в жилое помещение воды, тепла, электричества, газа, водоотведения с целью создания комфортных условий проживания гражданина». Здесь выпукло проявляется отличие предоставления коммунальных услуг как рода деятельности от ресурсоснабжения. Продавца ресурса, например, тепла, не волнует, будет ли в результате его деятельности тепло или холодно в квартире. Для него главное, чтобы ему заплатили за гигакалории. А исполнитель коммунальных услуг отвечает за то, чтобы в квартире была нормальная для человека температура. Набор требований, которые определяются словом «комфортность» – его главная цель. Вторая особенность новых правил вытекает из первой. Чтобы человеку было хорошо в квартире, нужно не только подать ресурсы в его дом, но и содержать в нормальном состоянии внутридомовые коммунальные сети, без которых предоставление качественных коммунальных услуг невозможно. Поэтому исполнитель коммунальных услуг отныне обязан будет нести ответственность и за их содержание, и ремонт. В итоге упраздняются распределение ответственности за качество на различных, не связанных между собой лиц (например, один отвечает за воду, второй – за насос в доме, третий – за трубу, входящую в дом, и т.д.). Согласно правилам в доме должно быть лишь одно лицо, которое отвечает перед человеком за весь коммунальный сектор. Это управляющая организация или ТСЖ. Все их функции в сфере ЖКХ прямые и ответственность за качество предоставляемых услуг полная.
– Кто и как теперь будет устанавливать тарифы на ЖКУ?
– Сегодня управлять многоквартирным домом может достаточно большой перечень жилищных организаций. Во-первых, это те фирмы, которые просто работают на подряде (в Санкт-Петербурге – бывшие ГУЖА), во-вторых, это строительные организации (они знают, что такое дом, знают всю его начинку), в-третьих, это любая тепло- или водоснабжающая организация (на первый взгляд, ее специалисты имеют односторонние знания, но на самом деле они тоже знают всю жилищную сферу изнутри). Все это – профессионалы. Отсюда следует вывод: жилищно-коммунальная сфера потенциально конкурентна. И поэтому привычная схема, когда город определяет перечень работ в области ЖКХ и их стоимость, а организации, как подрядчики, выполняют требования, больше работать не будет. Решения по управлению домом будут принимать собственники на общем собрании. Они будут нанимать управляющую организацию для ремонта и содержания жилья, заказывать нужные им перечень и качество работ и услуг. Если она заломит слишком большую цену за свои услуги, можно будет поискать альтернативного исполнителя. Городские средние цены при выборе управляющего на собрании собственников применяться не должны, так как это противоречит Жилищному кодексу. Установленные городом цены в 99 случаях из 100 не соответствуют реально выполняемым работам. А раз есть разрыв, значит, кто-то переплатит за соседний дом, а кто-то просто не получит качество из-за невыполнения неоплаченных работ. С коммунальными услугами немного по-другому. Здесь у нас локальная монополия. Поэтому предусмотрено государственное регулирование тарифов. На воду, например, тарифы будет устанавливать орган местного самоуправления. На тепло, газ и электричество – тарифы будет устанавливать уже региональная власть, субъект Федерации. Но в правилах есть важная оговорка – управляющая организация и ТСЖ должны приобретать ресурсы по тем же тарифам, по которым они будут продавать их населению. Раньше была иная ситуация: обычно ТСЖ приобретало, допустим, воду по тарифу для юридических лиц, а предоставляло народу по тарифу для лиц физических. В результате возникала некая дельта, которую должны были покрыть местные бюджеты. Но повсеместно возникали задержки при расчетах бюджетов с поставщиками ресурсов. Это все шло не на благо ЖКХ. Теперь проблема четко прописана.
– Как поступят со льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг?
– Они правилами не изменяются. При натуральных льготах будет скидка, при компенсациях деньги пойдут на банковские счета людям, как это происходит при предоставлении жилищных субсидий. Понятно, что любые организации хотели бы получать платеж полностью, без льгот. Но сегодня этот вопрос пока решен не в пользу жилищников. Они – крайние. Объем и форму предоставления льгот определяет субъект Федерации. Компенсацию пока чаще получают не люди, а жилищные организации, но с большим опозданием. Это шлейф старых подходов. В результате многие из них находятся на грани банкротства, вынуждены брать кредиты для латания дыр. Из-за этого вся система трещит, снижается качество, система не прозрачна. Надеюсь, что в перспективе компенсации в денежной форме будут давать людям, как, кстати, и написано в Жилищном кодексе, а компании больше не будет волновать вопрос, кому из граждан бюджет помогает, а кому – нет.
– Касаются ли новые нормативы квартир и домов со счетчиками? Как будут поступать с ними?
– Правила впервые на федеральном уровне детально определяют процедуру оплаты за предоставление коммунальных услуг при различных комбинациях установки приборов учета. Например, если в жилом помещении приборов учета нет, то оплата идет по нормативам. (Это как исключение из общего правила, поскольку понятно, что оплата по приборам учета наиболее эффективна. Мы же продукты питания на глаз не покупаем – просим взвесить сыр и колбасу. Так же и здесь.) Если есть коллективный прибор учета – общедомовой, но нет ни одного счетчика в квартирах – одна схема оплаты. Если есть общий счетчик и, допустим, водомеры в некоторых квартирах – другая формула. По теплу, например, в течение года оплата осуществляется равномерно (даже если есть приборы учета). Но раз в год идет сверка со счетчиками и корректировка платы, которая не допустит переплаты за не потребленную энергию. Если была теплая зима и энергии потребили меньше нормы, людям часть средств возвратят. А если зима была холодная и был перерасход – придется доплатить. Баланс будет достигнут.
– Предусмотрена ли процедура контроля рядового гражданина за правильностью определения норм потребления? Как он может защищать свои интересы?
– В правилах этой теме посвящено целое приложение. Оно определяет порядок снижения платы за коммунальные услуги. Снижение платы – это итог, если хотите, следствие. Сначала надо определить и доказать, что было нарушение предоставления услуги. Очень подробно прописано, какие «пределы» отклонений качества допускаются. Например, сколько времени может не быть воды одноразово, сколько суммарно в течение месяца. Как только определенный в законе параметр превышается, человеку обязаны сделать пересчет платежа. Для этого достаточно просто позвонить исполнителю по телефону и заявить о претензиях. Если после звонка исполнитель начнет упираться и говорить, что нарушения не было, он обязан доказать это. Если аргументы не убедительны, человек может обжаловать их в суде, обратиться в региональную государственную жилищную инспекцию. А некорректный исполнитель может потерять доверие жильцов, и его могут просто-напросто не выбрать на следующие 5 лет или даже заменить. Уверен, если люди почувствуют, что реально могут влиять на ситуацию, они будут свои права отстаивать. И государство будет стоять на защите прав человека: и жилищная инспекция, и общества по защите прав потребителей, и прокуратура, и суды.
– Действительно ли правила позволят отключать ресурсы злостным неплательщикам?
– Сначала хотел бы сказать, что неплательщики – это люди, которые реально мешают добросовестным гражданам получать качественные коммунальные услуги. В разных городах их количество разное: от 5 процентов (это почти идеальная ситуация) до 30-35 процентов.
По вине этих людей возникает много проблем у исполнителей с их собственными контрагентами. Ведь теплоснабжающим организациям нужно, например, покупать газ или мазут для работы котельных. Теперь в правилах установлено, что если долг потребителя достигает шести месяцев, то исполнитель при наличии вины потребителя имеет право приостановить или ограничить поставку коммунальных услуг. Ограничение – это когда создаются некие неблагоприятные для жизни условия, например, путем технического действия меняется напор воды в квартире или ее температура. Но полностью отключить холодную воду и тепло нельзя, поскольку от этого могут пострадать другие собственники. Что касается электроэнергии, горячей воды, газа – то их исполнителю можно отключать. Процедура четко прописана. Все будет цивилизованно. Нельзя, например, позвонить в квартиру, войти в нее с газовой сваркой и срезать батареи, поскольку это прямое нанесение вреда имуществу. Никакого произвола закон и правила не допустят.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Cобытия и комментарии