Тихая революция во власти
На последнем заседании правительства первым в повестке стоял ничего не говорящий вопрос «О мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Но уже с первых слов докладчика – председателя Юридического комитета Анны Митяниной – стало понятно: в управлении городом грядет революция.
Правительство приняло постановление, которое выстраивает жесткую вертикаль, подчинив все юридические службы отраслевых комитетов и районных администраций смольнинской структуре.
Отныне без согласования или рекомендации главы Юридического комитета ни один специалист юридической службы не будет принят на работу. Это касается всех органов исполнительной власти, чья численность превышает 30 человек. Причем даже в самых небольших комитетах планируется создать структурное подразделение из нескольких сотрудников. Юрисконсульт в единственном числе может работать только в тех органах, где численность персонала ниже 30 человек. Объясняется столь жесткое решение тем, что в некоторых комитетах специалисты юридических служб идут на поводу у руководителя комитета и согласовывают незаконные документы. В итоге приходится судиться, а это дополнительная трата сил и средств.
ЗаконотворЧество –
в руки юристов Смольного
Но это еще не все. Данным постановлением устанавливается регламент законодательной работы. Отныне все законы будет готовить Юридический комитет Смольного, а не сами отраслевые комитеты, как это было раньше. Такое решение Анна Митянина аргументирует тем, что часть законопроектов, разработка которых доверялась сторонним организациям и за которые платились большие деньги из бюджета, была подготовлена некачественно, и юристам Смольного пришлось их переделывать. Более того, из 6 тысяч законодательных актов, принятых с начала работы нового правительства, более половины противоречили федеральному законодательству. Теперь каждый комитет будет заказывать законы Юридическому комитету, и бюджетные средства будут отпускаться своей структуре.
В целом постановление предусматривает усиление роли администрации губернатора с целью повышения ответственности юридических служб исполнительных органов в подготовке законодательных актов, нормотворческой деятельности. «Этот документ существенно повышает статус Юридического комитета, – отметила Валентина Матвиенко. – Он должен значительно улучшить систему исполнительной власти города».
Не все согласны
Обсуждение вопроса было достаточно бурным. Дипломатичный председатель Уставного суда Сергей Сергевнин, рассказав о трех моделях организации юридических служб в исполнительных органах власти, отметил, что жесткий способ – когда юристы всех подведомственных структур подчиняются головной организации, – возможно, и эффективный, но, на его взгляд, не самый лучший. Депутат Законодательного собрания Игорь Михайлов, афористично выразившись: «юрист – специалист, который должен волю начальника оформить в высшую правовую форму» и «юрист – инструмент для обхода законов», предложил руководителю Юридического комитета книжку «Технология законотворчества», подготовленную депутатами.
С критикой постановления выступил первый заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов. Объяснив, что в комитете работает 62 юриста из 250, числящихся в исполнительной власти, а всего сотрудников с высшим юридическим образованием в КУГИ – 109, включая председателя комитета, Алексей Чичканов предложил сделать для подведомственного комитета и других крупных комитетов исключение. «Нельзя, чтобы все они подчинялись Юридическому комитету Смольного, так как у них своя особая специфика работы». На что Валентина Матвиенко заметила: «А что, вы считаете, что руководитель Юридического комитета менее компетентен, чем руководитель КУГИ?». Г-н Чичканов попытался объяснить свою позицию, но губернатор его прервала: «Вы уже больше докладчика выступаете». А Анна Митянина добавила: «Вы просто опасаетесь вмешательства во внутреннюю жизнь комитета. Поверьте, Алексей Борисович, хуже вам не будет».
В защиту документа выступил заместитель прокурора Сергей Литвиненко, отметив, что юристы на местах частенько не исполняют предписания прокуратуры, тогда как с Юридическим комитетом у нее полное взаимопонимание.
Документ принЯт
при молЧаливом согласии большинства
Подводя итог обсуждению, вице-губернатор Виктор Лобко, слегка прищурившись, заявил, что «данное постановление – итог трехлетней аналитической работы и направлено оно на повышение эффективности управленческой деятельности. А г-н Чичканов заблуждается, когда полагает, что работа КУГИ соизмерима с работой правительства. Мы не хотим ничего ломать, мы хотим совершенствовать», – завершил свой спич руководитель администрации губернатора.
Валентина Матвиенко согласилась со своим заместителем: «Податливые и услужливые юристы городу не нужны. А специфику КУГИ надо уложить в общий контекст работы исполнительных органов власти».
Можно допустить, что жестко выстраиваемая вертикаль юридической службы пойдет на пользу исполнительной власти и управление городом станет более эффективным. Поживем – увидим.
Автор: Лилиана Глазова
Правительство приняло постановление, которое выстраивает жесткую вертикаль, подчинив все юридические службы отраслевых комитетов и районных администраций смольнинской структуре.
Отныне без согласования или рекомендации главы Юридического комитета ни один специалист юридической службы не будет принят на работу. Это касается всех органов исполнительной власти, чья численность превышает 30 человек. Причем даже в самых небольших комитетах планируется создать структурное подразделение из нескольких сотрудников. Юрисконсульт в единственном числе может работать только в тех органах, где численность персонала ниже 30 человек. Объясняется столь жесткое решение тем, что в некоторых комитетах специалисты юридических служб идут на поводу у руководителя комитета и согласовывают незаконные документы. В итоге приходится судиться, а это дополнительная трата сил и средств.
ЗаконотворЧество –
в руки юристов Смольного
Но это еще не все. Данным постановлением устанавливается регламент законодательной работы. Отныне все законы будет готовить Юридический комитет Смольного, а не сами отраслевые комитеты, как это было раньше. Такое решение Анна Митянина аргументирует тем, что часть законопроектов, разработка которых доверялась сторонним организациям и за которые платились большие деньги из бюджета, была подготовлена некачественно, и юристам Смольного пришлось их переделывать. Более того, из 6 тысяч законодательных актов, принятых с начала работы нового правительства, более половины противоречили федеральному законодательству. Теперь каждый комитет будет заказывать законы Юридическому комитету, и бюджетные средства будут отпускаться своей структуре.
В целом постановление предусматривает усиление роли администрации губернатора с целью повышения ответственности юридических служб исполнительных органов в подготовке законодательных актов, нормотворческой деятельности. «Этот документ существенно повышает статус Юридического комитета, – отметила Валентина Матвиенко. – Он должен значительно улучшить систему исполнительной власти города».
Не все согласны
Обсуждение вопроса было достаточно бурным. Дипломатичный председатель Уставного суда Сергей Сергевнин, рассказав о трех моделях организации юридических служб в исполнительных органах власти, отметил, что жесткий способ – когда юристы всех подведомственных структур подчиняются головной организации, – возможно, и эффективный, но, на его взгляд, не самый лучший. Депутат Законодательного собрания Игорь Михайлов, афористично выразившись: «юрист – специалист, который должен волю начальника оформить в высшую правовую форму» и «юрист – инструмент для обхода законов», предложил руководителю Юридического комитета книжку «Технология законотворчества», подготовленную депутатами.
С критикой постановления выступил первый заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов. Объяснив, что в комитете работает 62 юриста из 250, числящихся в исполнительной власти, а всего сотрудников с высшим юридическим образованием в КУГИ – 109, включая председателя комитета, Алексей Чичканов предложил сделать для подведомственного комитета и других крупных комитетов исключение. «Нельзя, чтобы все они подчинялись Юридическому комитету Смольного, так как у них своя особая специфика работы». На что Валентина Матвиенко заметила: «А что, вы считаете, что руководитель Юридического комитета менее компетентен, чем руководитель КУГИ?». Г-н Чичканов попытался объяснить свою позицию, но губернатор его прервала: «Вы уже больше докладчика выступаете». А Анна Митянина добавила: «Вы просто опасаетесь вмешательства во внутреннюю жизнь комитета. Поверьте, Алексей Борисович, хуже вам не будет».
В защиту документа выступил заместитель прокурора Сергей Литвиненко, отметив, что юристы на местах частенько не исполняют предписания прокуратуры, тогда как с Юридическим комитетом у нее полное взаимопонимание.
Документ принЯт
при молЧаливом согласии большинства
Подводя итог обсуждению, вице-губернатор Виктор Лобко, слегка прищурившись, заявил, что «данное постановление – итог трехлетней аналитической работы и направлено оно на повышение эффективности управленческой деятельности. А г-н Чичканов заблуждается, когда полагает, что работа КУГИ соизмерима с работой правительства. Мы не хотим ничего ломать, мы хотим совершенствовать», – завершил свой спич руководитель администрации губернатора.
Валентина Матвиенко согласилась со своим заместителем: «Податливые и услужливые юристы городу не нужны. А специфику КУГИ надо уложить в общий контекст работы исполнительных органов власти».
Можно допустить, что жестко выстраиваемая вертикаль юридической службы пойдет на пользу исполнительной власти и управление городом станет более эффективным. Поживем – увидим.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти