Каждый памятник «болеет» по-своему
Восстановление скульптурных памятников в Санкт-Петербурге, по признанию многих специалистов в области реставрации, сегодня привлекает меньшее внимание по сравнению с памятниками архитектуры. Во многом объясняется это тем, что финансовые средства вкладывают в первую очередь в архитектурные сооружения, которые в дальнейшем могут окупить расходы на их восстановление. Однако специалисты Музея городской скульптуры считают, что больших трат можно избежать, если проводить постоянный мониторинг состояния памятников и ухаживать за ними регулярно.
Рынок реставрации в Санкт-Петербурге достаточно развит. Многие крупные фирмы бьются за получение заказа на восстановление объектов из фонда музея городских скульптур. Понятно, что один из немаловажных моментов при выборе — стоимость реставрационного процесса. На чем можно сократить расходы, чтобы выиграть конкурс? Кто-то делает это за счет сокращения зарплат рабочим, у кого-то есть свои материалы, закупленные когда-то по более выгодной цене. Часто «экономия» идет за счет снижения затрат на полное обследование памятника, что, по мнению заместителя директора по научной работе Музея городской скульптуры Надежды Ефремовой, недопустимо. Каждый памятник «болеет» по-своему, и набор негативных факторов, влияющих на его состояние, в каждом случае индивидуален. Понятно, что и объем средств на реставрацию каждого из памятников определяется по-разному.
Умные технологии
«леЧениЯ» скульптур
В последнее время появилось много новых технологий, позволяющих проводить реставрацию не по старинке, а с умом. Широко применяется компьютерная графика. С ее помощью были отреставрированы мраморные «Диоскуры» работы итальянского скульптора Трискорни (начало XIX века). На мраморе были колоссальные трещины. В виртуальном режиме специалисты четко определили, где именно находятся больные места скульптур и как грамотно их лечить.
Для лечения коррозии не так давно стали использовать новый материал – металлокерамику, которая индифферентна к воде. Значительно страдали от коррозии Ростральные колонны, части которых были скреплены пиронами из черного металла. Ноздреватый пудостский камень расшатывался, символические фигуры начали терять пальцы. Поэтому штыри заменили на металлокерамические.
Для обследования ангела с Александровской колонны применяли маленький волоконный телевизор. В микротрещины на бронзе проникал щуп с видеокамерой, что позволило увидеть «недра» ангела. И очень вовремя. Внутри не оказалось никакого каркаса. Квадратное основание лишь сверху было покрыто бронзой, а внутри лежала кирпичная кладка, известь из которой вымывалась дождями. Кирпич уже «повело», да так, что семиметровый ангел в любой момент мог рухнуть с 47-метровой высоты. В итоге основание статуи успели переложить и укрепить.
Не ударно, а каждый день
В планах музея городской скульптуры – мероприятия по сохранению Некрополя, так называемого «мраморного уголка», реставрация чугунных памятников конца XIX – начала XX веков. Планируются также работы по реставрации памятников Грибоедову, Чернышевскому, Горькому.
Однако любая реставрация – это не панацея. Надежда Ефремова говорит, что необходимо ежедневное наблюдение за состоянием памятников под открытым небом. Также надо следить, как ведут себя статуи после реставрации. Кроме негативных внешних факторов, монументы могут пострадать от актов вандализма. Сегодня проблема заключается в том, что на базе музея нет специальной службы для постоянного мониторинга, хотя в этом давно уже назрела острая необходимость. Текущий ремонт в любом случае намного экономичнее. Вовремя проведенная профилактика позволяет через пять лет сократить расходы на реставрацию. Сейчас записка о необходимости такой службы лежит в Комитете по культуре, решение будет приниматься на уровне города.
Спонсорам —
благодарность
и аллеЯ славы?
Из числа всех ежегодных заявок, которые музей скульптуры подает в Комитет по культуре Санкт-Петербурга, удовлетворяется 70 процентов. К 300-летию города благодаря спонсорской поддержке были отреставрированы многие памятники. Но многое все еще в запустении. К примеру, спуски к Неве на Адмиралтейской набережной традиционно украшали порфировые вазы. Западная ваза была недавно демонтирована из-за аварийного состояния. Однако музей не может даже подать заявку на бюджетное финансирование, потому что нет денег даже на предварительное обследование. Надежда Ефремова допускает возможность заказать копию в Швеции, где были изготовлены эти вазы. «Вот если бы нашелся спонсор! – мечтает Надежда Ефремова. — Жаль, что еще не принят закон о меценатстве. Чтобы отблагодарить людей за то, что они часть своих прибылей вкладывают в реставрацию достопримечательностей Петербурга. Возможно, в городе нужно открыть аллею славы».
В целом ситуация с реставрацией скульптурных памятников Санкт-Петербурга не плачевная. Ни один монумент не утрачен, их состояние оценивается как удовлетворительное. Руководство музея скульптуры говорит о том, что благодаря новым технологиям восстановления и консервации памятников можно надеяться, что достопримечательности Санкт-Петербурга будут радовать еще не одно поколение.
Автор: Юлия Меньшикова
Рынок реставрации в Санкт-Петербурге достаточно развит. Многие крупные фирмы бьются за получение заказа на восстановление объектов из фонда музея городских скульптур. Понятно, что один из немаловажных моментов при выборе — стоимость реставрационного процесса. На чем можно сократить расходы, чтобы выиграть конкурс? Кто-то делает это за счет сокращения зарплат рабочим, у кого-то есть свои материалы, закупленные когда-то по более выгодной цене. Часто «экономия» идет за счет снижения затрат на полное обследование памятника, что, по мнению заместителя директора по научной работе Музея городской скульптуры Надежды Ефремовой, недопустимо. Каждый памятник «болеет» по-своему, и набор негативных факторов, влияющих на его состояние, в каждом случае индивидуален. Понятно, что и объем средств на реставрацию каждого из памятников определяется по-разному.
Умные технологии
«леЧениЯ» скульптур
В последнее время появилось много новых технологий, позволяющих проводить реставрацию не по старинке, а с умом. Широко применяется компьютерная графика. С ее помощью были отреставрированы мраморные «Диоскуры» работы итальянского скульптора Трискорни (начало XIX века). На мраморе были колоссальные трещины. В виртуальном режиме специалисты четко определили, где именно находятся больные места скульптур и как грамотно их лечить.
Для лечения коррозии не так давно стали использовать новый материал – металлокерамику, которая индифферентна к воде. Значительно страдали от коррозии Ростральные колонны, части которых были скреплены пиронами из черного металла. Ноздреватый пудостский камень расшатывался, символические фигуры начали терять пальцы. Поэтому штыри заменили на металлокерамические.
Для обследования ангела с Александровской колонны применяли маленький волоконный телевизор. В микротрещины на бронзе проникал щуп с видеокамерой, что позволило увидеть «недра» ангела. И очень вовремя. Внутри не оказалось никакого каркаса. Квадратное основание лишь сверху было покрыто бронзой, а внутри лежала кирпичная кладка, известь из которой вымывалась дождями. Кирпич уже «повело», да так, что семиметровый ангел в любой момент мог рухнуть с 47-метровой высоты. В итоге основание статуи успели переложить и укрепить.
Не ударно, а каждый день
В планах музея городской скульптуры – мероприятия по сохранению Некрополя, так называемого «мраморного уголка», реставрация чугунных памятников конца XIX – начала XX веков. Планируются также работы по реставрации памятников Грибоедову, Чернышевскому, Горькому.
Однако любая реставрация – это не панацея. Надежда Ефремова говорит, что необходимо ежедневное наблюдение за состоянием памятников под открытым небом. Также надо следить, как ведут себя статуи после реставрации. Кроме негативных внешних факторов, монументы могут пострадать от актов вандализма. Сегодня проблема заключается в том, что на базе музея нет специальной службы для постоянного мониторинга, хотя в этом давно уже назрела острая необходимость. Текущий ремонт в любом случае намного экономичнее. Вовремя проведенная профилактика позволяет через пять лет сократить расходы на реставрацию. Сейчас записка о необходимости такой службы лежит в Комитете по культуре, решение будет приниматься на уровне города.
Спонсорам —
благодарность
и аллеЯ славы?
Из числа всех ежегодных заявок, которые музей скульптуры подает в Комитет по культуре Санкт-Петербурга, удовлетворяется 70 процентов. К 300-летию города благодаря спонсорской поддержке были отреставрированы многие памятники. Но многое все еще в запустении. К примеру, спуски к Неве на Адмиралтейской набережной традиционно украшали порфировые вазы. Западная ваза была недавно демонтирована из-за аварийного состояния. Однако музей не может даже подать заявку на бюджетное финансирование, потому что нет денег даже на предварительное обследование. Надежда Ефремова допускает возможность заказать копию в Швеции, где были изготовлены эти вазы. «Вот если бы нашелся спонсор! – мечтает Надежда Ефремова. — Жаль, что еще не принят закон о меценатстве. Чтобы отблагодарить людей за то, что они часть своих прибылей вкладывают в реставрацию достопримечательностей Петербурга. Возможно, в городе нужно открыть аллею славы».
В целом ситуация с реставрацией скульптурных памятников Санкт-Петербурга не плачевная. Ни один монумент не утрачен, их состояние оценивается как удовлетворительное. Руководство музея скульптуры говорит о том, что благодаря новым технологиям восстановления и консервации памятников можно надеяться, что достопримечательности Санкт-Петербурга будут радовать еще не одно поколение.
Автор: Юлия Меньшикова
рубрика:
Городская среда