Работа над ошибками

ф
На днях Госдума РФ рассмотрела в первом чтении поправки в Жилищный кодекс, которые направлены на совершенствование отношений в жилищной сфере и защиту жилищных прав граждан. О сути поправок рассказал их автор, заместитель председателя думского Комитета по труду и социальной политике Олег Шеин.
По словам эксперта, законопроект представляет собой комплексный акт, который устраняет некоторые недоработки, возникшие в марте 2005 года, когда Жилищный кодекс вступил в силу.
В первом чтении были одобрены три базовые поправки. Во-первых, за гражданами сохранено право проводить приватизацию жилья, полученного по договорам социального найма, даже если они стали владельцами квартир после марта 2005 года. «Дума приняла эти решения «вдогонку» резолюциям Конституционного суда по этому вопросу. Суд, как известно, выступил на стороне людей», — пояснил парламентарий.
Во-вторых, в новом законопроекте решен вопрос о норме предоставления жилого помещения по договору социального найма. Теперь эта норма должна быть не менее 15 кв. метров. «Это очень важная проблема. Если сегодня в том же Бутово сносится дом, то если он не приватизирован, власти обязаны дать его обитателям жилье не меньше по площади, чем в снесенной квартире. А если приватизирован, то выкупную цену (по рыночным условиям) или любую площадь на свое усмотрение. Причем параметры иного жилья в законодательстве не прописаны совсем», — говорит эксперт. Согласно внесенным поправкам, теперь решен вопрос о площади новых квартир, которые должны получать переселяемые люди. Жилплощадь должна быть такой, чтобы на каждого члена семьи приходилось не менее 15 кв. метров общей площади. Это социальный норматив. Причем если речь идет не только о муже и жене, если в семье есть дети или престарелые родители, то каждый из них имеет право на отдельную комнату. Таким образом, число комнат в новом жилье теперь напрямую зависит от контингента семьи. Эта важная норма абсолютно отсутствовала в прежней редакции ЖК.
В-третьих, новые поправки вводят ограничение на отселение так называемых бывших членов семьи. «Здесь есть серьезные проблемы. Сейчас собственник жилья вправе продать недвижимость, не спрашивая вообще никого. При таком раскладе даже ребенок может быть отселен из квартиры без согласования с органами по опеке, не говоря уже о родителях или бывшем супруге, — говорит Олег Шеин. — «Мы же новой редакцией закона существенно ограничиваем возможности собственника по продаже жилья, если при этом не решены проблемы с отселением иных членов семьи».
О сЧетЧиках и демократии
Эксперт также сообщил, что кроме озвученных основных трех поправок есть еще несколько важных изменений в закон, которые поддержал профильный думский комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. И хотя эти поправки не были приняты в первом чтении, можно говорить о том, что они будут приняты сразу во втором.
Их несколько. Во-первых, это вопрос, касающийся домовых счетчиков. «По тем правилам, которые есть сегодня, если граждане живут в ТСЖ, и у них нет домового водомера или счетчика на электричество, их вправе заставить платить за коммунальную услугу по нормативу. Показания счетчика в квартире в этом случае рассматривать не будут. А норматив по определению в несколько раз больше, чем то, что может показать счетчик, — говорит парламентарий. — Мы предлагаем, чтобы граждане в таком случае имели право прямых расчетов с компанией-поставщиком коммунальной услуги по показаниям квартирных приборов учета, минуя ТСЖ».
И второе. По существующему закону демократия, связанная с выборами формы управления домом, существует только до конца этого года. «В следующем году мэрии должны выставить дома на конкурс и передать под контроль частных управляющих компаний. Причем, если дом не принял решения о своем управлении в этом году (даже если все квартиры в здании приватизированы), в следующем году только мэрия может выступить инициатором собрания жильцов для решения вопроса о выходе здания из-под управляющей компании и создании непосредственно ТСЖ, — говорит эксперт. — Мы предлагаем сохранить право на демократию в жилищной сфере и в следующем году, чтобы дать возможность людям самим принимать решение о форме самоуправления».
По его словам, есть реальная возможность, что в сентябре-октябре после думских каникул эти поправки тоже войдут в закон.
Антинародный документ
Другой депутат Госдумы РФ, Владимир Кашин, заявил «Строительному Еженедельнику», что Жилищный кодекс в том виде, в котором он существует с 1 января 2006 года, «запустил несколько антинародных механизмов, которые дают власти на местах возможности для злоупотреблений и для ущемления прав граждан».
«С начала этого года мы провели против жилищных реформ несколько всероссийских акций, — заявил эксперт. — Лично я с думской трибуны несколько раз говорил, что на проведение нормальной жилищной реформы нужно не 8 млрд рублей, которые выделили в 2005 году, и не 37 млрд рублей в 2006 году, а по крайней мере 250 млрд рублей. Поскольку износ сетей, коммуникаций в этой сфере превосходит все мыслимые масштабы. Он катастрофичен. И минувшая зима показала, в каком плачевном состоянии находятся целые города и поселки нашей страны».
По словам парламентария, все это лишь небольшие иллюстрации к общему развалу, который существует в данной сфере. Можно также вспомнить постоянное повышение тарифов, случаи с выселением людей из квартир за неуплату, факт ликвидации очереди на бесплатное жилье для льготников, включая героев и чернобыльцев…
«Все это явления антиконституционного характера, — говорит эксперт. — Такие судьбоносные вопросы, как регулирование в сфере ЖКХ, не должны решаться без участия граждан. И, тем более, ни один новый закон не имеет право на существование, если он ухудшает саму жизнь людей».
Владимир Кашин отметил, что внесенные поправки — лишь часть работы, которую предстоит провести для исправления наделанных Жилищным кодексом ошибок. «Мы подготовили еще несколько поправок в этот документ. Они касаются проблем деприватизации жилья, защиты системы ЖСК и прав обитателей общежитий. Кроме того, сейчас на согласовании в Правительстве находятся поправки в статьи о ремонте жилищно-коммунальной системы. Мы считаем, что облагать эту сферу НДС и налогом на прибыль недопустимо. В стадии разработки также находится закон о 10-процентной составляющей от семейного бюджета на оплату всех коммунальных услуг. Все это должно защитить интересы граждан и благотворно повлиять на реализацию жилищной реформы», — резюмировал эксперт.

Автор: Наталья Ковтун
рубрика: Кредитная история
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.