С новым годом!
Законодательное собрание Санкт-Петербурга завершило очередной парламентский год. В 2006 году заканчивается четырехлетний срок полномочий депутатов третьего созыва, грядут выборы, и этот фактор во многом будет отражаться на деятельности депутатов и фракций.
Как сообщил председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов на итоговой пресс-конференции, с 1 сентября 2005 года по 3 июля 2006 года было принято 133 закона Петербурга, 124 постановления и 115 решений. Причем из принятых законов 66 (50 процентов) были внесены депутатами, 64 (48 процентов) губернатором и 3 (2 процента) муниципальными образованиями города. Валентина Матвиенко подписала 87 законов, а возвратила без подписания 35, при этом 19 из них были приняты в новой редакции.
Для сравнения: в 2004-2005 парламентском году было принято 160 законов, 89 (56 процентов) из них было внесено депутатами, 54 (34 процента) – губернатором, 17 (10 процентов) – муниципальными образованиями. Губернатор подписала 80 законов, вернув без подписания 41 документ. По пяти законам было преодолено вето, 25 возвращенных без подписания законов были приняты в новой редакции.
Статистика не в пользу депутатов – их инициативность снизилась, за счет чего законотворческая активность стала переходить к исполнительной власти. Чтобы понять общую тенденцию, приведем еще и данные, озвученные 7 июля 2004 года, – в тот парламентский год было принято 170 законов. При этом 105 законов подписаны губернатором сразу, 46 – возвращены без подписания. По 11 возвращенным законам было преодолено вето, 25 законов принято в новой редакции. 100 (58 процентов) законопроектов было внесено депутатами, 39 (22 процента) – губернатором и 31 (18 процентов) – муниципальными образованиями.
Налицо ежегодное уменьшение общего числа принятых законов, повышение роли исполнительной власти в законотворческом процессе, резкое снижение участия в нем муниципальных советов. Следует обратить внимание, что фактически такой инструмент, как принятие возвращенных без подписания законов в прежней редакции (преодоление вето) прекратил свое существование, что в определенной мере отражает вес и значение исполнительной и законодательной ветвей власти.
Из принятых законов г-н Тюльпанов выделил закон о Генеральном плане Санкт-Петербурга, программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга, закон о бюджете на 2006 год и закон о выборах депутатов, который, по его словам, стал «российским ноу-хау». Он также отметил две важные инициативы Законодательного собрания: о переводе в Петербург Конституционного суда, который, «скорее всего, начнет работать в городе с 1 января 2008 года», и предложение о внесении изменений в закон о пенсионном обеспечении, по которому жители блокадного Ленинграда будут получать вторую пенсию.
Председатель Комитета по законодательству Игорь Михайлов заявил, что законотворческая работа шла в плановом режиме. «Вообще, – отметил г-н Михайлов, – парламент поработал на твердую четверку, вполне достойно нашего города». На последнем заседании Законодательного собрания в целом был принят закон о ежегодном послании губернатора и совместный план законотворческих работ, который каждый год готовился исходя из послания и теперь приобрел правовую базу. Депутат подчеркнул, что первый такой план был реализован на 50 процентов, сейчас эта цифра приблизилась к 80 процентам, что «говорит о том, что работа идет не наперегонки между исполнителями законодательной власти, а в плановом режиме».
Как отметила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, подобный документ принимается в третий раз, и эта практика уже себя оправдала. «Грамотное планирование – основа деятельности органов государственной власти. Это позволяет экономить время и силы, повышает эффективность правотворческого процесса, а принимаемые решения становятся прозрачными и понятными людям». Она также подчеркнула, что предыдущий план законопроектных работ практически выполнен – из 46 законов парламент рассмотрел и принял 41. В 2006-2007 годах планируется рассмотреть 72 закона. Они ориентированы на оказание социальной поддержки петербуржцам, а также на совершенствование экологического законодательства, системы государственного управления, упорядочение застройки в городской черте.
Председатель бюджетно-финансового комитета Владимир Барканов, подводя итоги года, заявил: «Я удовлетворен тем, как прошел год, и есть за что себя похвалить». Он сообщил, что БФК провел 31 заседание, рассмотрел 26 налоговых законов, 7 законов социальной направленности, 12 целевых программ и заслушал 14 отчетов Контрольно-счетной палаты. Самым большим достижением, по мнению депутата, стало принятие программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, которая, «в отличие от федеральных программ, не декларативна, а действует реально». Г-н Барканов отметил, что в данный момент в работе органов исполнительной и законодательной властей отсутствует «грубая полемика и ссоры», и в результате «тезис о том, что престижно и модно не только жить, но и делать бизнес в Санкт-Петербурге, подтвердился путем принятия законов о налоговых льготах и экономических зонах».
Из наиболее значимых планов на следующий год заслуживает внимание сообщение г-на Михайлова о том, что 31 августа будут получены результаты экспертной работы по Уставу Санкт-Петербурга, после чего можно будет поднимать вопрос об изменениях в Уставе. Экспертная группа была создана из специалистов инженерно-экономического университета под руководством представителя губернатора в Уставном суде Алексея Ливеровского, одного из авторов действующего Устава. Депутат отметил, что ряд положений Устава 1994 года изменялся несколько раз, а основная цель, которая ставилась при проведении работы над новым Уставом, это приведение его «в соответствие с бурно меняющимся федеральным законодательством». «Никаких целей по изъятию отдельных положений Устава, например, о государственном секретаре или уполномоченном по правам человека, в Петербурге не ставится. Задачи корректировки Устава будут носить кодификационный характер, а в основе конечного варианта Устава должны быть «политические взгляды «Единой России» – сохранение прижившихся традиций, норм и правил, социально-консервативное понимание развития Санкт-Петербурга», – отметил г-н Михайлов.
Можно предположить, что основная деятельность Законодательного собрания осенью 2006 года будет связана с обсуждением поправок в Устав и принятием бюджета на 2007 год, работа над которым, по словам г-на Барканова, уже начата. Одним из важных законопроектов должен стать и проект Правил землеустройства и застройки.
Вопрос о дате выборов депутатов Законодательного собрания (в марте или в декабре 2007 года) пока остается открытым. Скорее всего, эти выборы будут совмещены с выборами депутатов Государственной думы, полномочия которой заканчиваются в декабре 2007 года. Можно предположить, что на март 2007 года могут быть назначены досрочные выборы депутатов Госдумы. Хотя «единый день голосования» и предназначен только для региональных и местных выборов, проводить выборную кампанию осенью одновременно с обсуждением проекта бюджета 2008 года опасно, учитывая возрастающий к выборам популизм депутатов. Об этом недавно говорил Владимир Путин в беседе с министром финансов Алексеем Кудриным. Также необходимо отметить активность Александра Вешнякова в последнее время и деятельность самой Центральной избирательной комиссии, которая практически приступила к выполнению мероприятий, обязательных до назначения выборов. Г-н Вешняков 12 июля в прямом эфире «Эхо Москвы», отвечая на вопрос нашего корреспондента о дате выборов депутатов Госдумы, заявил, что выборы будут в декабре 2007 года, однако ответ его прозвучал не совсем уверенно.
Автор: Евгений Герасимов
Как сообщил председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов на итоговой пресс-конференции, с 1 сентября 2005 года по 3 июля 2006 года было принято 133 закона Петербурга, 124 постановления и 115 решений. Причем из принятых законов 66 (50 процентов) были внесены депутатами, 64 (48 процентов) губернатором и 3 (2 процента) муниципальными образованиями города. Валентина Матвиенко подписала 87 законов, а возвратила без подписания 35, при этом 19 из них были приняты в новой редакции.
Для сравнения: в 2004-2005 парламентском году было принято 160 законов, 89 (56 процентов) из них было внесено депутатами, 54 (34 процента) – губернатором, 17 (10 процентов) – муниципальными образованиями. Губернатор подписала 80 законов, вернув без подписания 41 документ. По пяти законам было преодолено вето, 25 возвращенных без подписания законов были приняты в новой редакции.
Статистика не в пользу депутатов – их инициативность снизилась, за счет чего законотворческая активность стала переходить к исполнительной власти. Чтобы понять общую тенденцию, приведем еще и данные, озвученные 7 июля 2004 года, – в тот парламентский год было принято 170 законов. При этом 105 законов подписаны губернатором сразу, 46 – возвращены без подписания. По 11 возвращенным законам было преодолено вето, 25 законов принято в новой редакции. 100 (58 процентов) законопроектов было внесено депутатами, 39 (22 процента) – губернатором и 31 (18 процентов) – муниципальными образованиями.
Налицо ежегодное уменьшение общего числа принятых законов, повышение роли исполнительной власти в законотворческом процессе, резкое снижение участия в нем муниципальных советов. Следует обратить внимание, что фактически такой инструмент, как принятие возвращенных без подписания законов в прежней редакции (преодоление вето) прекратил свое существование, что в определенной мере отражает вес и значение исполнительной и законодательной ветвей власти.
Из принятых законов г-н Тюльпанов выделил закон о Генеральном плане Санкт-Петербурга, программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга, закон о бюджете на 2006 год и закон о выборах депутатов, который, по его словам, стал «российским ноу-хау». Он также отметил две важные инициативы Законодательного собрания: о переводе в Петербург Конституционного суда, который, «скорее всего, начнет работать в городе с 1 января 2008 года», и предложение о внесении изменений в закон о пенсионном обеспечении, по которому жители блокадного Ленинграда будут получать вторую пенсию.
Председатель Комитета по законодательству Игорь Михайлов заявил, что законотворческая работа шла в плановом режиме. «Вообще, – отметил г-н Михайлов, – парламент поработал на твердую четверку, вполне достойно нашего города». На последнем заседании Законодательного собрания в целом был принят закон о ежегодном послании губернатора и совместный план законотворческих работ, который каждый год готовился исходя из послания и теперь приобрел правовую базу. Депутат подчеркнул, что первый такой план был реализован на 50 процентов, сейчас эта цифра приблизилась к 80 процентам, что «говорит о том, что работа идет не наперегонки между исполнителями законодательной власти, а в плановом режиме».
Как отметила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, подобный документ принимается в третий раз, и эта практика уже себя оправдала. «Грамотное планирование – основа деятельности органов государственной власти. Это позволяет экономить время и силы, повышает эффективность правотворческого процесса, а принимаемые решения становятся прозрачными и понятными людям». Она также подчеркнула, что предыдущий план законопроектных работ практически выполнен – из 46 законов парламент рассмотрел и принял 41. В 2006-2007 годах планируется рассмотреть 72 закона. Они ориентированы на оказание социальной поддержки петербуржцам, а также на совершенствование экологического законодательства, системы государственного управления, упорядочение застройки в городской черте.
Председатель бюджетно-финансового комитета Владимир Барканов, подводя итоги года, заявил: «Я удовлетворен тем, как прошел год, и есть за что себя похвалить». Он сообщил, что БФК провел 31 заседание, рассмотрел 26 налоговых законов, 7 законов социальной направленности, 12 целевых программ и заслушал 14 отчетов Контрольно-счетной палаты. Самым большим достижением, по мнению депутата, стало принятие программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, которая, «в отличие от федеральных программ, не декларативна, а действует реально». Г-н Барканов отметил, что в данный момент в работе органов исполнительной и законодательной властей отсутствует «грубая полемика и ссоры», и в результате «тезис о том, что престижно и модно не только жить, но и делать бизнес в Санкт-Петербурге, подтвердился путем принятия законов о налоговых льготах и экономических зонах».
Из наиболее значимых планов на следующий год заслуживает внимание сообщение г-на Михайлова о том, что 31 августа будут получены результаты экспертной работы по Уставу Санкт-Петербурга, после чего можно будет поднимать вопрос об изменениях в Уставе. Экспертная группа была создана из специалистов инженерно-экономического университета под руководством представителя губернатора в Уставном суде Алексея Ливеровского, одного из авторов действующего Устава. Депутат отметил, что ряд положений Устава 1994 года изменялся несколько раз, а основная цель, которая ставилась при проведении работы над новым Уставом, это приведение его «в соответствие с бурно меняющимся федеральным законодательством». «Никаких целей по изъятию отдельных положений Устава, например, о государственном секретаре или уполномоченном по правам человека, в Петербурге не ставится. Задачи корректировки Устава будут носить кодификационный характер, а в основе конечного варианта Устава должны быть «политические взгляды «Единой России» – сохранение прижившихся традиций, норм и правил, социально-консервативное понимание развития Санкт-Петербурга», – отметил г-н Михайлов.
Можно предположить, что основная деятельность Законодательного собрания осенью 2006 года будет связана с обсуждением поправок в Устав и принятием бюджета на 2007 год, работа над которым, по словам г-на Барканова, уже начата. Одним из важных законопроектов должен стать и проект Правил землеустройства и застройки.
Вопрос о дате выборов депутатов Законодательного собрания (в марте или в декабре 2007 года) пока остается открытым. Скорее всего, эти выборы будут совмещены с выборами депутатов Государственной думы, полномочия которой заканчиваются в декабре 2007 года. Можно предположить, что на март 2007 года могут быть назначены досрочные выборы депутатов Госдумы. Хотя «единый день голосования» и предназначен только для региональных и местных выборов, проводить выборную кампанию осенью одновременно с обсуждением проекта бюджета 2008 года опасно, учитывая возрастающий к выборам популизм депутатов. Об этом недавно говорил Владимир Путин в беседе с министром финансов Алексеем Кудриным. Также необходимо отметить активность Александра Вешнякова в последнее время и деятельность самой Центральной избирательной комиссии, которая практически приступила к выполнению мероприятий, обязательных до назначения выборов. Г-н Вешняков 12 июля в прямом эфире «Эхо Москвы», отвечая на вопрос нашего корреспондента о дате выборов депутатов Госдумы, заявил, что выборы будут в декабре 2007 года, однако ответ его прозвучал не совсем уверенно.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти