Нужны законные отходы
Состоявшийся некоторое время назад на базе НПК «Механобр-техника» круглый стол «Строительные отходы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» поднял ряд достаточно значимых проблем. Прежде всего участники круглого стола обратили внимание на то, что в нашем городе минимальная нормативная база. И вице-губернатор Александр Полукеев, и заместитель председателя Комитета по строительству Станислав Логунов, и заместитель председателя Жилищного комитета Георгий Бардашев говорили о необходимости разработки городского закона «Об обращении с отходами в Санкт-Петербурге».
В настоящее время в городе действует всего 5 нормативных актов – постановлений и распоряжений правительства, в том числе постановление, утверждающее «Концепцию по обращению с ТБО до 2014 года». При этом, к примеру, в Москве эту отрасль регулирует 21 нормативно-правовой акт, включая закон «Об отходах производства и потребления».
Отсутствие нормативных актов самым печальным образом сказывается на состоянии отрасли: невозможно контролировать, кто и сколько отходов производит, какое количество идет в переработку и куда отправляется все остальное. По предположению Георгия Бардашева, 95 процентов строительных отходов вывозятся на свалки, причем большая их часть – несанкционированно. А это не просто загрязнение окружающей среды, это еще и экономические потери, ведь переработанные отходы могли бы приносить пользу. К примеру, в Голландии перерабатывается и вторично используется до 94 процентов всех отходов, и только 6 процентов вывозится на полигоны и захоранивается.
Москва делитсЯ опытом
В работе круглого стола помимо городских и областных чиновников, депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга и бизнесменов, занимающихся переработкой строительных отходов, приняли участие председатель Научно-технического совета Управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления правительства Москвы Адам Гонопольский и руководитель регионального отделения Федеральной службы «Ростехнадзор» Борис Леднев.
Адам Гонопольский очень эмоционально, не скрывая ошибок, рассказал о том, как решалась проблема в столице. «На нас проблема строительных отходов свалилась в 1997 году, когда начался массовый снос пятиэтажек. Строительные отходы подскочили до 800 тысяч тонн. Полигоны не справлялись. Сначала пошли традиционным путем: купили 6 штук дорогостоящего зарубежного дробильного оборудования, передали его жилищным службам и успокоились. Но вскоре выяснилось, что переработанные отходы никому не нужны: низкое качество и высокая цена отбили интерес у потенциальных покупателей. Службы, получившие оборудование, обанкротились.
И тогда было решено создать ГУП «Грунт». Бесплатно ему выделили немалые площади для складирования и переработки строительных отходов, передали все приобретенные мощности. Предприятия, занимающиеся сносом зданий, обязали вести раздельный сбор отходов. В таком виде они сдают их в «Грунт». Техногенные грунты идут в дальнейшую переработку. Железо сепарируется и сдается в металлолом, фарфор и фаянс после дробления идут на полигон. Древесные отходы дробятся и направляются на компостирование, а впоследствии используются для замены грунтов газонов в центре города.
Следующий шаг – введение разрешительного порядка на вывоз отходов – позволил избавиться от несанкционированных свалок. Сегодня за КАД могут выехать только специализированные машины, везущие отходы на определенные полигоны. Место сброса, класс опасности отходов и прочие данные указаны в экологическом паспорте, прилагаемом ко всем видам отходов. И за этим строго следит госавтоинспекция. Ни одна машина с мусором, не имеющая соответствующих документов, не может покинуть пределы Москвы.
Последним аккордом стало введение в закон специальной статьи «требования по обращению с отходами строительства», которая и зафиксировала стремление к максимальному использованию отходов, обязательность раздельного сбора, запрет на смешение и разрешительный вывоз. Предоставление ГУП «Грунт» преференций (бесплатная земля, снижение части налогов, оплата из бюджета перерабатываемых грунтов и отходов) позволило предприятию не просто выполнять важное и нужное для города дело, но и работать с прибылью».
Веское слово
федерального Чиновника
Выступление Адама Гонопольского стало откровением не только для петербургских чиновников, но и для руководителя федеральной службы Бориса Леднева. По его словам, он впервые слышит, что в Москве так здорово наладили службу обращения с отходами. Вместе с тем переработка отходов – это не только их измельчение и дальнейшее использование в дорожном строительстве. «Что касается использования отходов и грунта, – сказал чиновник, – их, конечно, использовать можно, но не все поголовно. Только в том случае, если экологи дают «добро». Ведь от дробления класс опасности не меняется. Цикл переработки отходов в Голландии идет 15-20 лет. Это сложный химический процесс. В этом случае действительно может перерабатываться 94 процента. У нас же фантазия дальше дробления не идет», – говорит он.
Борис Леднев порекомендовал правительству Петербурга организовать такое же государственное предприятие, как «Грунт» в Москве, с теми же преференциями, и законодательно закрепить его деятельность. Кроме того, он высказал мысль о необходимости перехода от пятиклассной шкалы опасности, которая была передовой в начале 90-х, но заметно отстает от жизни сейчас, к многоразрядной градации. По его мнению, каждый вид отходов должен иметь собственный класс опасности и – соответственно – собственную цену. Тогда у перерабатывающих предприятий появится интерес, и они будут браться за полноценную переработку, а не только за дробление.
Чисто петербургские проблемы
Свой взгляд на проблему изложили и бизнесмены, работающие в отрасли. Если в Москве сносом зданий и сортировкой строительного мусора занимается 11 компаний, то у нас таковых всего три – «Терминатор», «Ольвекс» и Ассоциация по сносу домов. У них есть необходимая техника, специалисты, умение и желание зарабатывать. По мнению одного из руководителей «Терминатора», Федора Зеленкова, «нужны документы, которые позволят вернуть к использованию переработанные отходы. В целевой программе, которая в данный момент разрабатывается, необходимо обозначить, какая часть отходов должна перерабатываться и как ее можно использовать». Кроме того, необходимо на территории города организовать 2-3 станции по переработке и складированию строительных отходов. Чтобы строители не пытались тайком сбросить отходы куда-нибудь, а везли их в строго оговоренные места. На этих же станциях следует наладить на основе строительных отходов выпуск изделий: щебень, вторичный цемент и т.д. Генеральный директор ЗАО «Ольвекс» Сергей Чавкин добавил, что нужен оператор, который будет принимать отходы у всех подряд и дальше распоряжаться ими по своему усмотрению. Он сообщил, что ему часто предлагают принять отходы, которые не имеют документов. А это как раз те, что идут на несанкционированные свалки. По его мнению, их можно было бы принять, провести необходимые экспертизы, но нет правовых основ. Заниматься же сбором отходов по лесам организации коммерчески невыгодно.
Подводя итог, вице-губернатор Александр Полукеев отметил, что «любые отходы, в том числе и строительные, должны быть максимально переработаны, и только тот небольшой процент отходов, который даже с помощью современных технологий невозможно переработать, подлежит утилизации и захоронению. Но другой вопрос – как это сделать?
Мы, к сожалению, находимся на низшей из возможных ступеней развития, как с точки зрения нормативно-правовой базы, так и с точки зрения исполнения уже существующих законов, – продолжил чиновник. – Необходимо изучить опыт Москвы, где принят 21 нормативный документ в области обращения с отходами, и отрасль рециклинга успешно развивается. Нам также нужен закон, потому что одними постановлениями и распоряжениями проблемы не решить. Эти вопросы стояли в городе последние 25 лет. Наконец мы начинаем их решать».
Автор: Лилиана Глазова
В настоящее время в городе действует всего 5 нормативных актов – постановлений и распоряжений правительства, в том числе постановление, утверждающее «Концепцию по обращению с ТБО до 2014 года». При этом, к примеру, в Москве эту отрасль регулирует 21 нормативно-правовой акт, включая закон «Об отходах производства и потребления».
Отсутствие нормативных актов самым печальным образом сказывается на состоянии отрасли: невозможно контролировать, кто и сколько отходов производит, какое количество идет в переработку и куда отправляется все остальное. По предположению Георгия Бардашева, 95 процентов строительных отходов вывозятся на свалки, причем большая их часть – несанкционированно. А это не просто загрязнение окружающей среды, это еще и экономические потери, ведь переработанные отходы могли бы приносить пользу. К примеру, в Голландии перерабатывается и вторично используется до 94 процентов всех отходов, и только 6 процентов вывозится на полигоны и захоранивается.
Москва делитсЯ опытом
В работе круглого стола помимо городских и областных чиновников, депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга и бизнесменов, занимающихся переработкой строительных отходов, приняли участие председатель Научно-технического совета Управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления правительства Москвы Адам Гонопольский и руководитель регионального отделения Федеральной службы «Ростехнадзор» Борис Леднев.
Адам Гонопольский очень эмоционально, не скрывая ошибок, рассказал о том, как решалась проблема в столице. «На нас проблема строительных отходов свалилась в 1997 году, когда начался массовый снос пятиэтажек. Строительные отходы подскочили до 800 тысяч тонн. Полигоны не справлялись. Сначала пошли традиционным путем: купили 6 штук дорогостоящего зарубежного дробильного оборудования, передали его жилищным службам и успокоились. Но вскоре выяснилось, что переработанные отходы никому не нужны: низкое качество и высокая цена отбили интерес у потенциальных покупателей. Службы, получившие оборудование, обанкротились.
И тогда было решено создать ГУП «Грунт». Бесплатно ему выделили немалые площади для складирования и переработки строительных отходов, передали все приобретенные мощности. Предприятия, занимающиеся сносом зданий, обязали вести раздельный сбор отходов. В таком виде они сдают их в «Грунт». Техногенные грунты идут в дальнейшую переработку. Железо сепарируется и сдается в металлолом, фарфор и фаянс после дробления идут на полигон. Древесные отходы дробятся и направляются на компостирование, а впоследствии используются для замены грунтов газонов в центре города.
Следующий шаг – введение разрешительного порядка на вывоз отходов – позволил избавиться от несанкционированных свалок. Сегодня за КАД могут выехать только специализированные машины, везущие отходы на определенные полигоны. Место сброса, класс опасности отходов и прочие данные указаны в экологическом паспорте, прилагаемом ко всем видам отходов. И за этим строго следит госавтоинспекция. Ни одна машина с мусором, не имеющая соответствующих документов, не может покинуть пределы Москвы.
Последним аккордом стало введение в закон специальной статьи «требования по обращению с отходами строительства», которая и зафиксировала стремление к максимальному использованию отходов, обязательность раздельного сбора, запрет на смешение и разрешительный вывоз. Предоставление ГУП «Грунт» преференций (бесплатная земля, снижение части налогов, оплата из бюджета перерабатываемых грунтов и отходов) позволило предприятию не просто выполнять важное и нужное для города дело, но и работать с прибылью».
Веское слово
федерального Чиновника
Выступление Адама Гонопольского стало откровением не только для петербургских чиновников, но и для руководителя федеральной службы Бориса Леднева. По его словам, он впервые слышит, что в Москве так здорово наладили службу обращения с отходами. Вместе с тем переработка отходов – это не только их измельчение и дальнейшее использование в дорожном строительстве. «Что касается использования отходов и грунта, – сказал чиновник, – их, конечно, использовать можно, но не все поголовно. Только в том случае, если экологи дают «добро». Ведь от дробления класс опасности не меняется. Цикл переработки отходов в Голландии идет 15-20 лет. Это сложный химический процесс. В этом случае действительно может перерабатываться 94 процента. У нас же фантазия дальше дробления не идет», – говорит он.
Борис Леднев порекомендовал правительству Петербурга организовать такое же государственное предприятие, как «Грунт» в Москве, с теми же преференциями, и законодательно закрепить его деятельность. Кроме того, он высказал мысль о необходимости перехода от пятиклассной шкалы опасности, которая была передовой в начале 90-х, но заметно отстает от жизни сейчас, к многоразрядной градации. По его мнению, каждый вид отходов должен иметь собственный класс опасности и – соответственно – собственную цену. Тогда у перерабатывающих предприятий появится интерес, и они будут браться за полноценную переработку, а не только за дробление.
Чисто петербургские проблемы
Свой взгляд на проблему изложили и бизнесмены, работающие в отрасли. Если в Москве сносом зданий и сортировкой строительного мусора занимается 11 компаний, то у нас таковых всего три – «Терминатор», «Ольвекс» и Ассоциация по сносу домов. У них есть необходимая техника, специалисты, умение и желание зарабатывать. По мнению одного из руководителей «Терминатора», Федора Зеленкова, «нужны документы, которые позволят вернуть к использованию переработанные отходы. В целевой программе, которая в данный момент разрабатывается, необходимо обозначить, какая часть отходов должна перерабатываться и как ее можно использовать». Кроме того, необходимо на территории города организовать 2-3 станции по переработке и складированию строительных отходов. Чтобы строители не пытались тайком сбросить отходы куда-нибудь, а везли их в строго оговоренные места. На этих же станциях следует наладить на основе строительных отходов выпуск изделий: щебень, вторичный цемент и т.д. Генеральный директор ЗАО «Ольвекс» Сергей Чавкин добавил, что нужен оператор, который будет принимать отходы у всех подряд и дальше распоряжаться ими по своему усмотрению. Он сообщил, что ему часто предлагают принять отходы, которые не имеют документов. А это как раз те, что идут на несанкционированные свалки. По его мнению, их можно было бы принять, провести необходимые экспертизы, но нет правовых основ. Заниматься же сбором отходов по лесам организации коммерчески невыгодно.
Подводя итог, вице-губернатор Александр Полукеев отметил, что «любые отходы, в том числе и строительные, должны быть максимально переработаны, и только тот небольшой процент отходов, который даже с помощью современных технологий невозможно переработать, подлежит утилизации и захоронению. Но другой вопрос – как это сделать?
Мы, к сожалению, находимся на низшей из возможных ступеней развития, как с точки зрения нормативно-правовой базы, так и с точки зрения исполнения уже существующих законов, – продолжил чиновник. – Необходимо изучить опыт Москвы, где принят 21 нормативный документ в области обращения с отходами, и отрасль рециклинга успешно развивается. Нам также нужен закон, потому что одними постановлениями и распоряжениями проблемы не решить. Эти вопросы стояли в городе последние 25 лет. Наконец мы начинаем их решать».
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Городская среда