На рынке все стабильно
В ритейле рост будет наблюдаться в течение ближайших нескольких лет. Также будут создаваться новые торговые площади за счет открытия торгово-развлекательных комплексов и гипермаркетов. Так считает президент Гильдии управляющих и девелоперов Санкт-Петербурга, управляющий партнер группы компаний «АйБи ГРУПП» Юрий Борисов.
Так, если в прошлом году было введено в эксплуатацию 279 тыс. кв. метров новых торговых площадей, то прогноз на 2006-2007 годы составляет 1 млн 150 тыс. кв. метров. При этом значительную долю составят площади новых гипермаркетов. Так, если в прошлом году были построены гипермаркеты общей площадью 105,6 тыс. кв. метров, то уже в этом году эта цифра вырастет вдвое, составив около 217 тыс. кв. метров. Лидером в этом плане станет «Доринда Холдинг» с пятью гипермаркетами «О’Кей», за ним следует дочерняя фирма компании «Агроторг» с четырьмя гипермаркетами «Карусель». Также четыре гипермаркета построит компания «Рамстор» и два – компания «Лента». Кроме того, в этом году на петербургский рынок выйдут московский «Мосмарт» с тремя объектами и «Седьмой Континент» с продовольственной сетью «Наш Маркет», размещаемой в торговых центрах «Гранд-Каньон» и «Мега». Рост темпов строительства новых гипермаркетов приведет к тому, что уже к концу этого года на 100 тысяч жителей Петербурга будет приходиться по одному гипермаркету (в прошлом году это соотношение составляло один на 300 тысяч). Это на 23 процента превышает соответствующий среднероссийский показатель.
«Характерно, что на волне массового строительства гипермаркетов и торгово-развлекательных комплексов в Петербург направились и московские консультанты», – говорит Юрий Борисов. Также он отмечает рост интереса к этой сфере и со стороны международных девелоперов, которые в прошлом году реализовали в Петербурге целый ряд крупных проектов. Это, прежде всего, два комплекса «Мега» компании «ИКЕА», а также торговые центры турецкой компании «Рамэнка» и итальянской Promocentro Italia. Характерно также укрупнение проектов. Так, общая площадь ТРК «Гранд Каньон» составляет 73 тыс. кв. метров.
Г-н Борисов прогнозирует усиление конкуренции в этом сегменте рынка. «В московском ритейле сегодня дикая конкуренция, и вскоре аналогичная ситуация будет наблюдаться и у нас. Вероятно, что в этих условиях на первый план будет выходить архитектурное решение проекта», – говорит он. Иначе говоря, вместо уже привычных «коробок» инвесторы сделают ставку на более привлекательное архитектурное оформление объекта, что, по идее, является дополнительным фактором для привлечения покупателей.
На рынке аренды торговых площадей все также стабильно. При этом ожидается их подорожание в центральной части города в среднем на 20 процентов. Наиболее же высоко котируемые площади на Невском проспекте могут подорожать и на 50 процентов. Цена одного квадратного метра здесь может вырасти до $15 тысяч. Иное дело – офисная недвижимость.
«Стагнация на рынке офисной недвижимости продолжается. Рост здесь возможен лишь в отдаленной перспективе», – говорит г-н Борисов. Он считает, что главная причина создавшегося положения – отсутствие свободных площадей под строительство бизнес-центров в исторической части города. В итоге в городе наблюдается острый дефицит бизнес-центров класса «А». По этому показателю Петербург отстает от Москвы в шесть раз. Реконструкция же не решает проблемы. Дело в том, что инвестиции в реконструкцию очень затратная вещь. «Это убивает многие хорошие проекты на корню», – говорит г-н Борисов. Он считает, что на сегодняшний день только западные инвестиции могут изменить ситуацию. Кстати, шведская компания Ruric AB не так давно объявила о намерении реконструировать пять выкупленных ею в собственность городских зданий в бизнес-центры класса «А». Объем инвестиций этой компаний в петербургскую недвижимость уже составил около $50 млн, а в этом году должен возрасти еще на $100-150 млн.
Итак, ситуация на рынке коммерческой недвижимости в Петербурге в целом (за исключением рынка офисных площадей) выглядит весьма благоприятной. В ближайшие годы будет создаваться все больше торговых площадей, а арендные ставки – расти. О каком-либо насыщении рынка в этом отношении говорить пока не приходится.
Предварительные итоги развития рынка коммерческой недвижимости в этом году и его перспективы на ближайшее время будут обсуждены на 4-й Всероссийской конференции «Коммерческая недвижимость России: управление, инвестиции, развитие», которая пройдет в Петербурге с 25 по 27 сентября. Предполагается, что в ней примут участие около 400 человек, представляющих 250 компаний. Ожидается участие представителей иностранных компаний из США, Великобритании, Финляндии и Австрии. В ходе конференции планируется обсудить такие вопросы, как взаимоотношения управляющих с местными и федеральными властями, проблемы управления территориями, развитие промышленных зон, инвестиционные возможности и риски, связанные с реализацией проектов, и ряд других.
«Гостей конференции ожидает ряд новшеств», – говорит Юрий Борисов. Во-первых, будет существенно расширена выставочная экспозиция. Во-вторых, будет проведено два конкурса: на лучший реализованный девелоперский проект (в сфере торговой, офисной и жилой недвижимости) и на лучшее освещение рынка коммерческой недвижимости журналистами. Также будет работать новая секция гостиничной недвижимости.
Автор: Игорь Черевко
Так, если в прошлом году было введено в эксплуатацию 279 тыс. кв. метров новых торговых площадей, то прогноз на 2006-2007 годы составляет 1 млн 150 тыс. кв. метров. При этом значительную долю составят площади новых гипермаркетов. Так, если в прошлом году были построены гипермаркеты общей площадью 105,6 тыс. кв. метров, то уже в этом году эта цифра вырастет вдвое, составив около 217 тыс. кв. метров. Лидером в этом плане станет «Доринда Холдинг» с пятью гипермаркетами «О’Кей», за ним следует дочерняя фирма компании «Агроторг» с четырьмя гипермаркетами «Карусель». Также четыре гипермаркета построит компания «Рамстор» и два – компания «Лента». Кроме того, в этом году на петербургский рынок выйдут московский «Мосмарт» с тремя объектами и «Седьмой Континент» с продовольственной сетью «Наш Маркет», размещаемой в торговых центрах «Гранд-Каньон» и «Мега». Рост темпов строительства новых гипермаркетов приведет к тому, что уже к концу этого года на 100 тысяч жителей Петербурга будет приходиться по одному гипермаркету (в прошлом году это соотношение составляло один на 300 тысяч). Это на 23 процента превышает соответствующий среднероссийский показатель.
«Характерно, что на волне массового строительства гипермаркетов и торгово-развлекательных комплексов в Петербург направились и московские консультанты», – говорит Юрий Борисов. Также он отмечает рост интереса к этой сфере и со стороны международных девелоперов, которые в прошлом году реализовали в Петербурге целый ряд крупных проектов. Это, прежде всего, два комплекса «Мега» компании «ИКЕА», а также торговые центры турецкой компании «Рамэнка» и итальянской Promocentro Italia. Характерно также укрупнение проектов. Так, общая площадь ТРК «Гранд Каньон» составляет 73 тыс. кв. метров.
Г-н Борисов прогнозирует усиление конкуренции в этом сегменте рынка. «В московском ритейле сегодня дикая конкуренция, и вскоре аналогичная ситуация будет наблюдаться и у нас. Вероятно, что в этих условиях на первый план будет выходить архитектурное решение проекта», – говорит он. Иначе говоря, вместо уже привычных «коробок» инвесторы сделают ставку на более привлекательное архитектурное оформление объекта, что, по идее, является дополнительным фактором для привлечения покупателей.
На рынке аренды торговых площадей все также стабильно. При этом ожидается их подорожание в центральной части города в среднем на 20 процентов. Наиболее же высоко котируемые площади на Невском проспекте могут подорожать и на 50 процентов. Цена одного квадратного метра здесь может вырасти до $15 тысяч. Иное дело – офисная недвижимость.
«Стагнация на рынке офисной недвижимости продолжается. Рост здесь возможен лишь в отдаленной перспективе», – говорит г-н Борисов. Он считает, что главная причина создавшегося положения – отсутствие свободных площадей под строительство бизнес-центров в исторической части города. В итоге в городе наблюдается острый дефицит бизнес-центров класса «А». По этому показателю Петербург отстает от Москвы в шесть раз. Реконструкция же не решает проблемы. Дело в том, что инвестиции в реконструкцию очень затратная вещь. «Это убивает многие хорошие проекты на корню», – говорит г-н Борисов. Он считает, что на сегодняшний день только западные инвестиции могут изменить ситуацию. Кстати, шведская компания Ruric AB не так давно объявила о намерении реконструировать пять выкупленных ею в собственность городских зданий в бизнес-центры класса «А». Объем инвестиций этой компаний в петербургскую недвижимость уже составил около $50 млн, а в этом году должен возрасти еще на $100-150 млн.
Итак, ситуация на рынке коммерческой недвижимости в Петербурге в целом (за исключением рынка офисных площадей) выглядит весьма благоприятной. В ближайшие годы будет создаваться все больше торговых площадей, а арендные ставки – расти. О каком-либо насыщении рынка в этом отношении говорить пока не приходится.
Предварительные итоги развития рынка коммерческой недвижимости в этом году и его перспективы на ближайшее время будут обсуждены на 4-й Всероссийской конференции «Коммерческая недвижимость России: управление, инвестиции, развитие», которая пройдет в Петербурге с 25 по 27 сентября. Предполагается, что в ней примут участие около 400 человек, представляющих 250 компаний. Ожидается участие представителей иностранных компаний из США, Великобритании, Финляндии и Австрии. В ходе конференции планируется обсудить такие вопросы, как взаимоотношения управляющих с местными и федеральными властями, проблемы управления территориями, развитие промышленных зон, инвестиционные возможности и риски, связанные с реализацией проектов, и ряд других.
«Гостей конференции ожидает ряд новшеств», – говорит Юрий Борисов. Во-первых, будет существенно расширена выставочная экспозиция. Во-вторых, будет проведено два конкурса: на лучший реализованный девелоперский проект (в сфере торговой, офисной и жилой недвижимости) и на лучшее освещение рынка коммерческой недвижимости журналистами. Также будет работать новая секция гостиничной недвижимости.
Автор: Игорь Черевко
рубрика:
Статистика и аналитика