Небоскребы в Северной Венеции?

Петербург находится на пороге настоящей архитектурно-строительной революции. Дело в том, что возможности города расти вширь, почти исчерпаны. Выход, как и во всем мире, остается только один: расти вверх.
Есть разные примеры того, как это происходит в других странах. Например, Амстердам – сердце Нидерландов – ревностно следит за тем, чтобы никакого высотного строительства, даже, несмотря на космическую дороговизну земли, не происходило. Не менее дорогой Лондон решил допустить строительство высотных домов, вопреки протестам горожан. И получилось неплохо – город словно помолодел. В Париже пошли по своему пути: новые архитектурные формы приветствуются, но это должно быть нечто выдающееся. Там по каждой новостройке идут горячие споры, но принимается согласованное решение.
Везде к архитектурным новинкам люди относятся по-разному. Исток разного восприятия – в разных типах сознания. Например, граждане с радикальным типом сознания будут радостно приветствовать любые архитектурные новшества. А люди консервативно-охранительного типа всегда будут выступать против нововведений и за сохранение «традиционного исторического облика» города. В Петербурге есть и те, и другие. Первые считают, что строительство «высоток» на ближайших окраинах, например, на Охте, – вполне допустимо. Вторые эти идеи критикуют. Но все, и те, и другие, дружно выступают против строительства «мини-высоток» в замкнутых пространствах питерских дворов, окруженных классическими «пятиэтажками». (Такие проекты у некоторых инвесторов уже возникали). Чтобы протесты не принимали политический оборот, наши законодатели должны скорее принять Высотный кодекс, чтобы было ясно: что, где и как можно строить.
Президент
защитил историю
На днях по поводу современной застройки в исторических кварталах и центрах городов высказался президент Владимир Путин. Он заявил, что для России, как и для других государств, это актуальная проблема.
«Моя точка зрения: памятники архитектуры и особенно исторические центры городов представляют огромную историческую, культурную и духовную ценность, – заявил президент. – Необходимо их беречь и ими дорожить. А если строится что-то новое, то оно должно гармонично вписываться в реставрируемое старое». По словам главы государства, «главную роль в обеспечении сохранности памятников культуры и установлении ответственности за их повреждения призвано играть законодательство страны». Он сообщил, что Градостроительным кодексом РФ предусмотрено к 2010 году утвердить систему регулирования застройки центров исторических городов через генеральные планы их развития.
«При этом многое зависит от того, насколько качественно и чиновники, и проектировщики, и застройщики будут исполнять закон, а общество – участвовать в контроле за их деятельностью», – заключил Владимир Путин.
Можем строить,
можем – нет
Мнения петербургских законодателей не так однозначны. Например, депутат петербургского Законодательного собрания Ватаняр Ягья заявил «Строительному Еженедельнику», что «исторический центр города, особенно Невский и его окрестности, не должен быть застроен высотными зданиями никогда».
«Хотя, что считать высотками? – оговорился депутат. – Например, в Шанхае здания ниже 29 этажей – это низкие здания. Для Петербурга эти критерии, конечно, не подходят».
Однако, по мнению парламентария в городских районах советского периода застройки, можно и нужно строить высотные здания из стекла и бетона. «Это не только город украсит, но и позволит решить многим горожанам жилищную проблему», – заявил он.
«Увы, город ограничен региональными границами. Даже если произойдет объединение Ленобласти и Петербурга, это не значит, что город сможет расти вширь безмерно. Так что высотное строительство – это перспективно», – заключил депутат.
Другой парламентарий Владимир Гольман сообщил, что, по его мнению, огульно критиковать все высотное строительство в городе – неправильно. «Надо локально смотреть каждое здание, каждое отдельное градостроительное решение. И надо понимать, что город не может жить только историей, он должен развиваться», – заявил он. По мнению депутата, отличным примером гармонии исторической архитектуры и ультра-современных ее течений является Париж. «Елисейские поля застроены современными зданиями. В продолжение Триумфальной арки сделана арка Ля де Фенса. Это район высотных административных зданий, так называемый «новый Париж». Два огромных объема, два пласта времени – и удивительный эффект. Хотя местные жители поначалу возражали, теперь все довольны и показывают этот удивительный район туристам», – сообщил эксперт.
«Почему бы в Петербурге не сделать что-то подобное? Строить мы умеем. И когда делаем все грамотно, получается отлично», – заключил депутат.

Автор: Наталья Ковтун
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.