Алексей Мешков: «Власть и бизнес должны быть партнерами»

Вице-губернатором Ленинградской области по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу назначен Алексей Мешков, ранее занимавший должность заместителя генерального директора ООО «Интегрированные системы безопасности». Корреспондент газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» встретился с новым вице-губернатором и поговорил о том, как он собирается развивать энергетическую отрасль и сферу ЖКХ в регионе.

– Алексей Борисович, как Вам поможет решать задачи общего характера тот опыт, который Вы получили, работая в коммерческой структуре?
– Действительно, последний год моего рабочего стажа связан с деятельностью ООО «Интегрированные системы безопасности», где я курировал вопросы установки пожарных систем в жилых и промышленных комплексах. Однако и особенности работы жилищно-коммунального хозяйства мне близки и понятны, так как я больше 10 лет работал в организациях, связанных с этой отраслью. Начинал свою деятельность в 90-х годах в ГУП «Леноблжилкомхоз» Ленинградской области. После этого я два года проработал директором ГУЖА Фрунзенского района. А после  был директором Санкт-Петербургского ГУП «Завод МПБО-2», которое занимается утилизацией городских отходов. С юридической точки зрения, это коммерческие предприятия, но они очень плотно интегрированы в систему государственной власти Санкт-Петербурга и Ленобласти, поэтому опыт работы в этих структурах мне будет только на пользу при исполнении сегодняшних обязанностей. А что касается профессиональной подготовки, то я инженер-электрик и экономист-менеджер. 
 
– Вы уже побывали на объектах энергетического хозяйства Ленобласти? 
– Да, мне удалось побывать в нескольких районах региона и посмотреть на котельные, которые там функционируют, а также оценить уровень существующих проблем. Я бы разделил все вопросы, связанные с тепловым хозяйством, на два блока: первый связан с котельными, которые работают на газе, а второй – с агрегатами, которые функционируют благодаря мазуту и углю. Если с первыми проблем практически нет, так как они построены недавно и технически исправны, то мазутные и угольные котельные уже устарели. Они неэффективны, у них низкий КПД, и на их эксплуатацию затрачиваются большие средства. Это является проблемой для региона. Наше видение ситуации таково, что Ленобласти нужно перевести все котельные на газ. Речь идет о природном газе – в тех районах, где уже есть такая возможность. А там, где еще не подведены газовые трубопроводы, мы будем строить котельные на сжиженных углеводородах, или на сжиженном природном газе. 
 
– Как Вы оцениваете общее развитие энергетической отрасли региона? 
 – Ленинградская область, по оценкам федеральных органов власти находится на шестом месте по качеству подготовки к отопительному сезону, а это самый важный критерий на сегодня. Если посмотреть объективно на качество услуг, которые оказываются в тепло-, электроснабжении, в ЖКХ, то оно разное. Как я уже говорил, если котельная новая и теплосети заменены, то проблем нет. По неэффективным котельным существуют большие трудности с температурным режимом, с заменой сетей. С точки зрения жилищных услуг, все зависит от конкретных мест. В городах, расположенных ближе к Санкт-Петербургу, качество услуг выше, так как лучше контроль над соблюдением их выполнения. Что касается более отдаленных поселений, то там качество хуже, так как Жилищной инспекции Ленинградской области труднее контролировать процесс. Думаю, что здесь большую активность должны проявлять именно местные органы власти. 

– Губернатор Александр Дрозденко положительно настроен на реорганизацию муниципальной системы власти. Как это, с Вашей точки зрения, может повлиять  и на сферу жилищно-коммунального хозяйства?
– Действительно, Александр Юрьевич уделяет много внимания сфере ЖКХ. Мы часто выезжаем на совещания в муниципальные районы области, где в первую очередь всегда поднимается вопрос качества предоставления услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. Идет серьезный спрос как с глав районов и глав поселений, так и с вице-губернаторов. Мы будем по-новому строить систему работы с муниципальными районами. Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы больше давали муниципальным органам методологической и информационной поддержки. Считаю, что также нужно ужесточать контроль над выполнением инвестиционных программ, плановых ремонтов и процессом подготовки энергетического хозяйства к зиме. С одной стороны, мы будем активнее помогать, а с другой – жестче контролировать. Конечно, в этом процессе должна усилиться роль Жилищной инспекции.
 
– Как это сделать, за счет чего? 
– Я считаю, что Жилищной инспекции нужно наладить более тесные взаимоотношения, то есть организационную работу именно с муниципальными районами. Штат этого органа государственной власти составляет восемь человек. Понятно, что такому количеству сотрудников тяжело контролировать целую область. Значит нужно выстроить другую систему работы и обновить методы работы с муниципальными районами, ведь это обязанности именно Жилищной инспекции. Мы сейчас ищем различные способы и варианты более эффективного выстраивания рабочей системы для сотрудников Жилищной инспекции. Смотрим, как это происходит в соседних регионах, прорабатываем варианты. Думаю, что в ближайшее время мы скажем, какие конкретные шаги готовы предпринять для решения этого вопроса. 
 
– А как Вы смотрите на развитие нетрадиционных, «зеленых» источников энергии в Ленобласти? 
– Во всем мире нетрадиционные источники энергии уже давно считаются традиционными. Занимаясь очень плотно проблемами переработки отходов, мы еще в Санкт-Петербурге пытались задействовать бытовые отходы и получать из них метан. Думаю, что это можно сделать и в Ленобласти. Я считаю, что развитие данных технологий должно иметь территориальную привязку. Не нужно делать развитие «зеленых» источников энергии самоцелью. Нужно развивать их в связи с технологической потребностью, особенно там, где это эффективно с экономической и экологической точек зрения.  
 
– Выступая перед депутатами Законодательного собрания Ленобласти, Вы заявили о том, что нужно больше развивать государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ…
– Да, но прежде всего мы ждем выхода в свет нового федерального закона о ГЧП. Он даст нам основные принципы работы в правовом поле. Конечно, сегодня есть закон о концессиях, которым можно пользоваться в полной мере, что и происходит. Основные направления его применения в ЖКХ мы видим  в партнерстве, которое будет осуществляться с инвесторами при строительстве газовых котельных. Также мы будем привлекать инвестиции в систему водоснабжения и водоотведения. Проблем в этой сфере даже больше, чем в теплоэнергетике. Качество воды не во всех населенных пунктах соответствует требованиям и нормам. Именно в этих трех направлениях мы и будем работать с инвесторами.
 
– Как Вы собираетесь решать вопрос с «бесхозными» сетями? 
– Такого понятия, как «бесхозные» сети, вообще не должно быть. Есть механизм, который определяет, что если сети ничьи, то они достаются муниципальному образованию. Единственная проблема – в том, что прежде чем передать эти сети в муниципальное образование, нужно оформить некий технический пакет документов, который стоит недешево. Все упирается в финансы, которые нужны для подготовки этой документации, чтобы сети можно было легализовать. Получается, что как только муниципальные образования найдут эти деньги, то они все эти сети оформят в свою собственность, а потом уже смогут заключать договоры на их эксплуатацию. 
 
– Представители рынка, как правило, всегда страшатся смены власти. На что могут рассчитывать компании при взаимодействии с административными структурами в правительстве Ленобласти, отвечающими за развитие энергетики? 
– Я хочу подчеркнуть, что мы будем более открыты для бизнеса. Постараемся, прежде всего, предоставлять понятную и ясную информацию. Как раз сейчас идет разработка электронной площадки в Интернете, где мы будем размещать как можно больше сведений о своей деятельности. Мы хотим, чтобы к нам пришли инвесторы, поэтому будем создавать банки данных по привлечению инвестиций, по технологиям, по компаниям. Мы надеемся быть открытыми для бизнеса. На мой взгляд, власть и бизнес должны быть партнерами. 
рубрика: Власть
автор: Лидия Горборукова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.