Профессиональное образование в строительстве: перезагрузка

 Борис Буданов, вице-президент Федерации образования строителей

Сергей Чусов, исполнительный директор Ленинградского областного союза строителей, директор СРО НП «Проектировщики Северо-Запада»

Владимир Кобзаренко, директор СРО НП «Строители Ленинградской области» 

Григорий Дементьев, генеральный директор, руководитель российско-финского проекта Edustroi

Анатолий Вдовинов, заместитель председателя Территориальной организации профсоюза работников строительства и промышленности Санкт-Петербурга и Ленобласти РФ 

Ирина Романова, исполняющий обязанности директора ГОУ «Киришский политехнический институт»

Алина Досканова, директор политехнического колледжа Санкт-Петербургского государственного горного университета 

Климент Кан, директор АНО «Северо-Западный учебно-производственный комбинат»

Ольга Кремлёва, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой хозяйственного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Павел Сажин, проектор по учебной и научной работе Межотраслевого института подготовки Кадров и информации, генеральный директор НП «МАПО» (Международный альянс профессионального образования)

Лидия Горборукова, заместитель главного редактора газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область», модератор

Профессиональная подготовка строителей и улучшение условий их труда – начальная точка отсчета на пути к решению вопросов качества, увеличения производительности и безопасности в строительстве, снижения сроков ведения работ и затрат. При этом давно не секрет, что кадровый голод и острый дефицит молодежи на стройках налицо. Как изменить ситуацию – привлечь молодежь на стройки, улучшить образовательную систему, а также правильно разработать профессиональные стандарты в строительстве?

Эти темы стали основными для обсуждения на круглом столе «Я б в строители пошел» о развитии системы образования в строительной сфере Ленобласти. Организатором мероприятия выступила газета «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» совместно с СРО НП «Строители Ленинградской области». 
 
Владимир Кобзаренко: 
– Я хочу поблагодарить всех, кто пришел на этот круглый стол, потому что темы, которые мы сегодня будем обсуждать, очень важны для развития строительной отрасли Ленинградской области, а значит, и для региональной экономики в целом. Я хотел бы, чтобы наше мероприятие прошло в информационно-аналитическом режиме и стало очередным напоминанием для власти, бизнеса, что эти вопросы надо решать сообща и как можно быстрее. 
 
Лидия Горборукова, заместитель главного редактора газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область», модератор: 
– В чем недостатки современной системы образования в строительной отрасли? Какие шаги нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию?
 
Борис Буданов:
– Первая проблема в сфере строительного образования – это проблема профессиональной ориентации молодежи. Отсутствует популяризация профессии строителя начиная со школьного возраста. Cитуация такова, что отсутствует первичная информация об общем количестве рабочих на стройках, их специализации и о том, какой заказ нужно делать учебным заведениям на подготовку смены и по каким профессиям. 
Ни одна строительная фирма не предоставит информацию, так как считает ее коммерческой тайной. Я попытался сосчитать косвенным путем. Я нашел информацию, сколько выпускается кирпичей и продается в отрасли. Зная трудозатраты, необходимые для создания 1 куб. м кладки, я посчитал, сколько примерно людей требуется, чтобы переработать весь этот кирпич. У меня получилось, что в городе нужно максимум 5 тыс. человек каменщиков. При текучести рабочей силы в 10% в год учебные заведения должны готовить 500 человек. А у нас – речь идет о Санкт-Петербурге – учебные заведения практически не готовят каменщиков. Например, строительно-индустриальный профессиональный лицей № 50 в год может выпустить от 20 до 50 человек, а надо 500. И возникает вопрос: а кто же работает на стройке каменщиком, и какая у них квалификация, и кто ее контролирует? Вторая проблема: как учить будущих строителей? Ведь обучение должно происходить по профессиональным стандартам. А сложилась ситуация, что у нас в отрасли разработан всего лишь один профессиональный стандарт. Тогда как контролируется рабочий процесс, если никто не знает, что должен уметь человек, работающий в ней? Поэтому о качестве строительства в этой связи говорить трудно. 
 
Лидия Горборукова: 
– Какую роль в развитии системы профессионального образования строителей, повышении их квалификации принимают саморегулируемые организации, строительные союзы Ленинградской области? 
 
Сергей Чусов: 
– Подготовка квалифицированных кадров в нашей стране актуальна для всех регионов России, и Ленинградская область с Санкт-Петербургом не исключение. В течение двух лет Ленинградский областной союз строителей совместно с СРО НП «Строители Ленинградской области» занимается вопросами профобразования строителей. Это особенно актуально в связи с тем, что 30% рабочих на наших стройках – это гастарбайтеры. Но экономия на квалифицированных кадрах упирается в то, что мы теряем качество. Саморегулируемые организации, в том числе Национальное объединение строителей, взялись серьезно за решение этого вопроса, в том числе сделали упор на разработку профессиональных стандартов в строительстве. В частности, основная цель «ЛенОблСоюзСтроя» – организовать взаимодействие между работодателями и сферой профессионального образования. 
Мы понимаем, что все образовательные стандарты давно устарели. Их нужно менять, так как появляются новые строительные материалы и технологии. 
С другой стороны, надо постоянно поднимать престиж рабочих профессий – каменщика, штукатура, – хотя при этом у нас не хватает и инженеров, и проектировщиков. 
В Ленобласти реализуется проект «Регион созидания», в рамках которого проходят мероприятия согласно плану губернатора Ленобласти. Совместно с Федерацией образования строителей и профессиональными образовательными учреждениями Санкт-Петербурга и Ленобласти мы проводим конкурсы профессионального мастерства, направленные на поднятие престижа рабочих профессий: каменщика, штукатура, электрика, сварщика. Мы пытаемся привлечь внимание работодателей, общественности. Хотелось бы, чтобы наши чиновники более внимательно вникали в эти вопросы и взаимодействовали с профессиональным сообществом. 

Владимир Кобзаренко: 
– Саморегулирование призвано для реализации двух основных задач: первая – это повышение качества строительства, а вторая – это безопасность. Все зависит от специалиста. Если не касаться национального происхождения наших рабочих на стройках, то нужно обращать в первую очередь внимание на культуру, мораль, навыки, умения специалиста, наконец, моторику. Именно непрофессионализм влияет на качество строительных работ, эксплуатационные характеристики здания во времени, например, неправильно замешанный бетонный раствор в конце концов приведет к разрушению конструкции. 
Из-за дефицита квалифицированных рабочих приходится зачастую отказываться от использования новых эффективных технологий при производстве работ. Как результат, увеличенная доля ручного труда на стройках снижает производительность и эффективность труда, увеличивает сроки и стоимость возводимых объектов. 
Всем уже давно понятно, что отрасль строительства и эксплуатации зданий и сооружений в настоящее время остро нуждается в профессионально компетентных работниках, особенно в квалифицированных рабочих и специалистах. Профессиональные стандарты для них отсутствуют. Сертификация работников действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Правильно сказал Борис Буданов о том, что нет должной мотивации у нашей молодежи. Но мы сами виноваты в том, что не воспитываем ее. Потому что нет в системе общего образования должной систематизированной работы по профессиональной ориентации школьников 10-14 лет, по приобретению элементарных трудовых навыков школьниками 15-16 лет.
Отсутствует широкомасштабная система контрактной профессиональной подготовки. Например, вариант софинансирования: со стороны работодателя – стипендия обучающемуся и гарантия профессионального трудоустройства, со стороны государства – полное обеспечение учебного процесса, включая оплату наставничества во время производственной практики. 
Так как необходимые профессиональные знания, умения и навыки закладываются на стадии подготовки и переподготовки профессиональных кадров, а на необходимом уровне поддерживаются регулярным повышением квалификации кадров, то первоочередное внимание необходимо уделять именно подготовке и переподготовке профессиональных кадров всех трудоспособных возрастных категорий. 
В этих условиях строительные организации должны понимать, что, не уделяя должного внимания подготовке, переподготовке и последующему повышению квалификации работников, они все больше и больше сталкиваются с дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов.
Подтверждают это и проводимые в Ленинградской области в 2011-2012 годах в рамках проекта «Регион созидания» конкурсы профессионального мастерства строительных рабочих, а также мероприятия, связанные с проектами «Строймастер» (НОСТРОЙ), LenEDU (в соответствии с программой Enpi CBC) и взаимодействие с VALO, WorldSkills. Строительные организации испытывают трудности с отбором участников конкурсов. Среди участников конкурсов практически нет молодых рабочих.
Со своей стороны, СРО НП «Строители Ленинградской области» совместно с Ленинградским областным союзом строителей активно участвует в организации разработки профессиональных стандартов. Национальное объединение строителей также взялось за это дело – 20 июля состоялось заседание Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ, на котором решался вопрос о формировании концепции разработки отраслевых профессиональных стандартов рабочих профессий. 
Чтобы решить все эти вопросы, необходимо активное участие строительных организаций и их профессиональных сообществ в разработке профессиональных стандартов, в содействии обучению учащихся профессиональным умениям и навыкам, в делегировании опытных квалифицированных работников в экспертные комиссии по оценке соответствия профстандарту компетентности и т. д. 
Подчеркну, что эти вопросы можно решить лишь при решительном взаимодействии бизнеса, власти и системы профессионального образования. 
 
Климент Кан: 
– Я считаю, что нужно разработать единые квалификационные требования, которые позволят каждому работодателю сделать расчет, сколько каких специалистов и с каким разрядом работает на его стройке. На мой взгляд, к сожалению, сегодня более 80% строительных компаний не имеют в постоянном штате рабочих специальностей, их приглашают на сезон. И как правило, сами строительные компании не могут прогнозировать, сколько на следующий год им потребуются специалистов. Я согласен с тем, что если мигрант приезжает на работу, то его тоже нужно квалифицировать. Нужно создать совместные программы по адаптации и обучению тех рабочих, которые приезжают из Таджикистана, Узбекистана, Украины, Белоруссии. Однако любое учебное заведение не имеет таких полномочий, здесь должна быть интегрированная политика с органами власти, которые занимаются образованием. 
С другой стороны, строительные компании также не хотят платить за обучение рабочих рук. На подготовку специалистов заявки в учебные заведения должны исходить от строительных компаний. На мой взгляд, нужно настаивать на том, чтобы все члены саморегулируемых организаций вносили часть средств от объема выполненных работ в фонд, направленный на развитие строительного образования. 
 
Ольга Кремлёва:
–  В крупных городах Ленинградской области (Выборг, Тихвин, Сосновый Бор, Гатчина и др.) из числа выпускников школ примерно четверть не планирует обучаться в Санкт-Петербурге или других образовательных центрах, а предпочла бы остаться на «малой родине». Это связано не столько с региональным «патриотизмом», сколько с прагматическими соображениями: привязанность к членам семьи, друзьям, экономия на оплате съемного жилья и иная мотивация. Удовлетворить спрос на региональное обучение по месту жительства способны многочисленные филиалы санкт-петербургских вузов, упорно цепляющиеся за жизнь в перечисленных городах Ленинградской области. В основном они ведут подготовку экономистов, специалистов государственного и муниципального управления, менеджеров, рынок спроса на которые ощущает перенасыщенность. Перепрофилирование на подготовку специалистов по строительным специальностям предоставит возможность расширить контингент абитуриентов и востребованных выпускников.
 
Павел Сажин:
– Учебные заведения и профессиональное сообщество по отдельности не могут создать профессиональные стандарты. Это интерактивный подход. Как уже сказал Владимир Кобзаренко, в НОСТРОЙ начали активно обсуждать создание профессиональных стандартов в строительстве. НОП также обратился к решению этого вопроса. 
В НОСТРОЙ для разработки профессиональных стандартов привлечены все профильные организации: Министерство труда и социальной защиты РФ, Центр изучения проблем профессионального образования, НИИ труда и другие. Сегодня разрабатывается методология – «рамка стандарта». После того как она будет создана, будет начата непосредственная работа над разработкой профессиональных стандартов по профессиям. На это примерно уйдет 1,5 года. Это огромная работа, которая должна проводиться по всем профессиям, специальностям. Надо учесть, что профессиональные стандарты – это живой документ, который нужно постоянно совершенствовать в соответствии с требованиями времени. Деньги уже выделены. Например, в НОП эта сумма составляет 3,8 млн рублей. 
 
Лидия Горборукова: 
– А какова сегодня средняя заработная плата в строительной сфере Ленинградской области и Санкт-Петербурга?
 
Анатолий Вдовинов: 
– По последним данным, в целом по Северо-Западному региону заработная плата в среднем составляет 31 тыс. рублей, в строительной отрасли в Санкт-Петербурге – 27 тыс. рублей (9-е место по видам деятельности), в Ленобласти – 31 тыс. рублей. Имеется тенденция к снижению. Зарплата складывается из основной части, премии и КТУ (коэффициент трудового участия). Его распределяли руководители, и он может достигать 70% от общей зарплаты. В настоящее время КТУ зачастую сознательно удерживается, что влечет за собой снижение выплат. 
 
Лидия Горборукова:
– Какие совместные программы профессионального образования в строительстве существуют между Ленинградской областью и зарубежными партнерами? Чему мы можем научиться, например, у наших соседей-финнов? 
 
Григорий Дементьев:
– Сегодня существует два совместных проекта с финскими коллегами: EDUSTROI, который рассчитан на Санкт-Петербург, и LenEDU, который реализуется в Ленобласти.
Основные цели проектов – создать концепцию учебного производственного центра. Будет построена функциональная модель, схема и технология обучения, принципы построения и реализации учебных планов, требования к инфраструктуре и преподавателям, финансовая модель. Уже есть много предложений по этой концепции, все их нужно правильно сформулировать и построить этот центр на основе государственно-частного партнерства при появлении заинтересованных инвесторов. В рамках проекта будет разработан учебный план и пилотные программы для рабочих, ИТЭР и руководителей строительных компаний. Эти программы будут созданы совместно с финскими учебными центрами. С российской стороны – Санкт-Петербурга и Ленинградской области – присутствуют, на мой взгляд, все ключевые организации, которые должны этим заниматься: Союз строительных объединений и организаций, Федерация образования строителей, СРО НП «Строители Ленобласти», «ЛенОблСоюзСтрой», Международный альянс профессионального образования, Комитет по строительству Санкт-Петербурга, ОАО «Технопарк», Фонд содействия реформированию ЖКХ РФ и другие организации. 
В Финляндии действует публичный, или демонстрационный экзамен. Это очень простой подход для проверки квалификации на практике. Для наших реалий было бы очень полезно, особенно для проверки миграционных рабочих.
Проект EDUSTROI уже начался, а LenEDU официально начнется в середине августа. 
 
Ирина Романова:
– На сегодня у учебных заведений существуют отношения с работодателями, но они скудные. Это та же самая система, что есть в Германии, но в искаженном виде. По сути, бизнес не заинтересован брать студентов к себе на практику, потому что отсутствует какое-либо финансирование. А образовательные стандарты сегодня сжаты настолько, что мы должны подготовить квалифицированного специалиста, например маляра, за 10 месяцев – это теория, практика и обучение моторике. Во время практики, естественно, идет большой процент порчи стройматериалов, с которыми работает ученик. Затраты компании никто не возмещает. Здесь и происходит несостыковка. Со своей стороны, мы стараемся помимо основной специальности дать еще дополнительную. Нам нужны хорошие базы. Если б работодателю начислялись за это деньги, то ему было бы интересней работать и выгоднее брать к себе студентов. 
 
Лидия Горборукова:
– Какую роль международные соревнования WorldSkills могут сыграть в решении проблем профессионального образования? 
 
Алина Досканова: 
– Конкурсы профессионального мастерства путем взаимодействия всех заинтересованных лиц – работодателей, образовательных учреждений, государства, студентов – пытаются решить эту проблемы. Международная организация WorldSkilss International занимается не только вопросами профориентации и популяризации рабочих профессий посредством проведения конкурсов профессионального мастерства, но это и большой подготовительной работой к проведению конкурсов. На этом уровне как раз и происходит взаимодействие реального сектора экономики и образовательных учреждений. 
Участвуя в международном конкурсе, мы имеем возможность ознакомиться с образовательными стандартами разных стран. На сегодня в РФ формируется структура, создана организация, которая является национальным оператором в РФ, формируются региональные представители – в каждом субъекте РФ будет создан отраслевой центр компетенции. Ленобласть является одним из регионов-инициаторов по участию в данном проекте, а также участвует в создании регламентирующих документов, которые будут распространены для все другие регионы. Международные соревнования будут проводиться в Лейпциге в июле 2013 года, а до этого времени необходимо провести региональные отборочные и национальные соревнования по пяти специальностям: каменщик, плиточник, сварщик, камнетес и столяр.
рубрика: НП «Строители ЛО»
автор: Екатерина Костина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.