Евгений Домрачев: «Высотные доминанты должны быть»

В канун Дня строителя Евгений Домрачев, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, рассказал корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» Татьяне Крамаревой о том, каковы приоритеты в градостроительной политике региона.

– Евгений Владимирович, как бы Вы охарактеризовали нынешнюю градостроительную политику Ленобласти?
– Если коротко – это помощь и содействие со стороны региональных и муниципальных властей по стимулированию развития северо-восточных районов Ленобласти и гармоничное и  сбалансированное развитие территорий муниципалитетов, прилегающих к Санкт-Петербургу.
В русле этой темы правительством Ленобласти принят ряд областных законов, направленных на создание экономических стимулов по развитию северо-восточных районов, созданию индустриальных парков и технопарков практически в каждом муниципальном районе.
 
– На совещании, посвященном подготовке документов территориального планирования муниципальных образований, Александр Дрозденко заявил, что Ленобласть оказалась в числе  последних среди субъектов РФ по этому показателю. Как ускорить процесс и уложиться в срок, отведенный правительством страны на подготовку документов планировки, до конца 2012 года?
– Да, схема территориального планирования у нас пока не утверждена, но здесь есть свои плюсы и свои минусы. Активно разрабатываются схемы территориального планирования каждого района, и к концу года в каждом муниципальном  районе их утвердят. В Сосновоборском городском округе и большинстве поселений разрабатываются  генеральные планы, и они также скоро будут готовы у большей части МО уже к концу года. Поэтому при завершении проекта схемы территориального планирования Ленинградской области мы максимально учтем наложение схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских и сельских поселений области.
 
– А в чем причина запрета на строительство зданий свыше 16 этажей, введенного новыми нормативами градостроительного проектирования, которые утверждены областным правительством в феврале нынешнего года?
– Эти нормативы разрабатывались и согласовывались в течение двух лет. Документ пять раз дорабатывался по замечаниям отраслевых комитетов и муниципальных органов власти. Нормативы были в открытом доступе на вэб-странице нашего комитета. Любые организации и заинтересованные граждане могли принять участие в обсуждении. Все их мнения были учтены. Понятно, что нормативы, может быть, сейчас вызывают критику инвесторов-застройщиков, но, по отзывам в Интернете, потребители жилья в большинстве своем положительно восприняли это решение. А чем вызвано ограничение… Застройщик обязан обеспечить противопожарную безопасность жильцов многоэтажного дома – это дополнительный лифт в отдельной шахте  дома свыше 16 этажей, довольно сложная система внутреннего пожаротушения. При эксплуатации эта дополнительная инженерная нагрузка ложится на плечи ТСЖ. Но есть и внешняя составляющая – эвакуация из высотного здания в случае пожара, за которую отвечают органы власти на местах, в том числе на уровне субъекта РФ. Сегодня мы не можем в полной мере обеспечить такую эвакуацию. 
Кроме того, при высотной застройке довольно серьезная проблема возникает с водоснабжением и водоотведением. Сдаваемые в эксплуатацию здания должны обеспечиваться инженерными сетями.
Ну и следующий проблемный аспект – это обеспечение объектами социального, культурного и бытового обслуживания – учреждениями здравоохранения, дошкольного воспитания и школами. К сожалению, это требование не выполняется  должным образом при подготовке проектов планировки территорий, где ведется многоэтажное строительство. Поэтому у нас создана рабочая группа, в задачи которой входит оценка возможности развития территорий, прилегающих к Петербургу, – например в МО Всеволожского района: как ведется строительство, какие уже возникают проблемы с вводом в эксплуатацию. Наверное, по результатам деятельности этой группы будут сделаны соответствующие выводы и предложения.
 
– Нужны ли вообще Ленинградской области высотные здания?
– В некоторых точках – для градостроительных акцентов – высотные доминанты, считаю, нужны. Но, подчеркну, речь идет о высотных общественных зданиях. Мы сами подбирали площадку для Газпрома, когда строительство Охта-центра в Санкт-Петербурге стало невозможным. 
 
– А поможет ли введение ограничительной нормы, с Вашей точки зрения,  уменьшить объемы уплотнительной застройки в регионе?
– Конечно. И мы  будем этим заниматься. Уплотнительная застройка означает, что инвестор-застройщик «садится» на существующие сети, как правило, существенно на этом экономя, но ухудшая условия проживания в прилегающих кварталах.
 
 – Сейчас – спонтанно– можете привести примеры протестов местных жителей против уплотнительной застройки?
 – Да, в Тосно: конфликт спровоцировало строительство в сложившейся застройке 18-этажного жилого дома, такая же ситуация имеет место в Ново-Девяткино, Колтушах и других поселениях. 
 
– Однако же разрешение на строительство наверняка было получено…
– Есть техническая сторона: санитарные нормы инсоляции, пожарные нормы, благоустройство прилегающей территории, что называется, на грани фола. Проект принимается. Но, как правило, после ввода в эксплуатацию возникает конфликтная ситуация. Предположим, у вас под окнами вдруг вырастает 16- или 18-этажный дом. У вас вид из окна, конечно, ухудшается. Более того – возрастает нагрузка на  окружающую территорию: появляются проблемы с парковкой машин, обустройством территории. 
 
– В чем, на Ваш взгляд, основной архитектурный недостаток современных проектов, представляемых на экспертизу?
– С принятием Градостроительного кодекса РФ и закона о местном самоуправлении за архитектурный облик стали отвечать органы местного самоуправления. И, к сожалению, сегодня к нам на рассмотрение не поступают проекты жилых и общественных зданий, проходящих экспертизу. Но думаю, все-таки  значимые объекты необходимо представлять на градостроительный совет, в который включены все специалисты из профильных комитетов, а также от ведущих проектных организаций.  А когда «келейно» проходит экспертизу проект дома в том же Тосно, – результат налицо. Органам МСУ делегированы действительно колоссальные полномочия. Но в силу того, что у них отсутствует как опыт, так и специалисты, они и принимают такие решения. Эту ситуацию мы будем исправлять. С принятием, может быть, и областных нормативных актов. 
 
– И все-таки, что скажете об архитектурных достоинствах и недостатках новых проектов как главный архитектор Ленобласти?
– Появляется много интересных зданий общественного назначения. Построены интересные  спортивные объекты в Гатчине, Коммунаре. В Тихвине в прошлом году введен очень хороший стадион в основном за счет бюджетных средств.
Появились частные заказчики с хорошим вкусом, с пониманием проектировщиков и архитекторов. Много строится малоэтажного индивидуального жилья  с выразительной архитектурой, чего не было в прежние времена.  А вот многоэтажное строительство рассчитано на безликого среднестатистического человека. Это чистый бизнес.
 
– А каких проектов, по Вашему мнению, региону не хватает?
– Конечно, дошкольных учебных заведений и школ в околопетербургских поселениях. К сожалению, застройщики в большинстве своем  уходят от темы комплексного строительства, включающего объекты сферы обслуживания. При этом так называемые депрессивные территории – северо-восток области – нуждаются в социальных объектах малой вместимости – к примеру, детских садах семейного типа, максимум на 25 детей. В то же время обеспеченность объектами торговли превышает нормативы даже в депрессивных районах.
рубрика: Градостроительство
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.