Не отставать от ОЭЗ
В борьбе за крупного инвестора индустриальные парки проигрывают строящимся за счет государственной казны особым экономическим зонам. В то же время о тотальном преимуществе ОЭЗ говорить не приходится, уверены эксперты.
Как отметил руководитель отдела развития бизнеса СЗРЦ КПМГ Алексей Лазутин, ОЭЗ образуются решением не субъектов федерации, а решением правительства РФ. В связи с чем размещение в ОЭЗ – это преимущество достаточно крупного инвестора, который способен вести переговоры на федеральном уровне.
По словам директора по развитию объектов недвижимости «ЮИТ Санкт-Петербург» Максима Соболева, ОЭЗ, располагающиеся под Петербургом, можно назвать продвинутыми вариантами индустриальных парков – это также инженерно подготовленные участки, это готовая документация территориального планирования, но резиденты таких площадок вдобавок получают существенные налоговые льготы. «Наиболее интересным для новых инвесторов является, конечно, размещение в особых экономических зонах, потому как резиденты получают существенные льготы по налогу на прибыль, налог на имущество, льготный таможенный режим и другие преференции. И это приводит к тому, что в ОЭЗ под Петербургом общей площадью 129 га, свободно только 2,5 га. То есть в принципе они уже все заполнены. Имеющиеся сейчас проекты были анонсированы уже в начале 2000-х годов», – комментирует господин Соболев.
Сегодня индустриальные парки не могут получить подобных льгот ввиду отсутствия специализированного законодательного регулирования деятельности организованных промышленных зон. «Что касается индустриальных парков, то сегодня каких-то особых льгот нет, кроме возможного участия государства в плане снижения стоимости земли, то есть своего рода субсидирования, распространенного, в основном, в регионах», – отмечает управляющий технополиса «Химград» Айрат Гиззатуллин. По его мнению, сегодня назрела необходимость регулирования этого вопроса на федеральном уровне, потому что правоприменительная практика в российских регионах очень сильно отличается. В результате этого потенциально увеличиваются риски для инвестора, строящего планы по выходу на межрегиональный уровень.
«Поэтому сегодня разрабатывается закон о технопарках, в котором нужно законодательно определить – что такое индустриальный парк, кто может считаться резидентом такого парка, и в перспективе, разобравшись в понятиях, можно будет выйти на определение каких-либо льгот», – отмечает эксперт.
В то же время, несмотря на отсутствие государственной поддержки и стратегического статуса индустриальных парков, по мнению экспертов, конкурентоспособность реализованных площадок может показать тенденцию к росту. «Индустриальные парки, на мой взгляд, могут достаточно успешно конкурировать с ОЭЗ и без льготных условий. Интересно, что многие крупные инвесторы транснационального уровня по разным причинам выбирают место не в самой зоне, а рядом с ОЭЗ», – подчеркивает Алексей Лазутин.
«Налоговые льготы для промышленности – вещь очень хорошая, однако если единственным преимуществом площадки являются налоговые льготы – это пример негативный. В регионах есть много примеров того, что одни лишь налоговые льготы не являются двигателем инвестиционной активности», – добавляет господин Гиззатуллин. Окончательный выбор площадки, по его словам, во много обуславливается стоимостью и качеством размещения.
рубрика:
Перспектива
автор:
Михаил Немировский