Вячеслав Ершов: «Будем заниматься Ленобластью вплотную»
Генеральный директор строительной компании «Консент» Вячеслав Ершов рассказал газете «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» о проектах компании, перспективах развития, а также о своем видении основных проблем отрасли и возможных методах их решения.
– Вячеслав Васильевич, расскажите, пожалуйста, о компании: чем занимается возглавляемая Вами фирма?
– Компания «Консент» окончательно сформировалась в ноябре 2004 года с ориентацией на работы в области пожарной безопасности – тогда мы занимались исключительно проектированием и монтажом систем пожарной сигнализации и пожаротушения. У истоков стояли люди, профессионально связанные с пожарной охраной и получившие соответствующее образование.
В дальнейшем фирма росла, спектр предлагаемых нашим заказчикам услуг расширялся с каждым годом, и по состоянию на текущий момент «Консент» – современная, отлаженная компания, специализирующаяся на проектировании и монтаже инженерных систем зданий. В первую очередь это весь комплекс слаботочных систем, системы электроснабжения, вентиляции, системы противопожарной защиты.
– Назовите, пожалуйста, наиболее значимые объекты, на которых Ваша фирма работала в последнее время.
– Среди объектов строительства, на которых мы были заняты в последние годы, – жилые комплексы компаний «Строительный трест», ЗАО «ЮИТ Лентек», ЗАО «СУ-155», ООО «НСК-Монолит» и многие другие. Участвовали в строительстве жилого района «Славянка» на юге Санкт-Петербурга – там во многих домах и в школе на 825 учащихся нами смонтирована система внутреннего электроснабжения и все слаботочные системы. Еще одна школа, в поселке Осиновая Роща, оборудована нами слаботочными системами и системами пожаротушения по договору с ОАО «ПО «Баррикада». Работаем не покладая рук со многими генподрядными организациями и заказчиками – в общем, со всеми.
– А текущие проекты?
– Таковых у нас сейчас около десятка. Все – интересные и масштабные стройки, в основном, правда, в черте города.
– С кем, с какими компаниями приходится работать?
– Гордимся устоявшимся партнерством с компанией «Возрождение Санкт-Петербурга» (предприятие Группы ЛСР – ред.). Зарекомендовав себя ранее на объектах «Дом у моря» и «Суворовский, 63», в данный момент компания «Консент» параллельно работает на 4 объектах «Возрождения»: жилой комплекс «Зоологический» по адресу Зоологический пер., 4, напротив Эрмитажа, – по некоторым оценкам, самое дорогое жилье в Санкт-Петербурге. Мы выполняем полный комплекс слаботочных сетей и систему пожаротушения в паркинге. Жилой комплекс «Венеция» на Крестовском острове и жилой комплекс «Смольный парк» – тоже наши объекты. Ну и наконец, наш любимый объект компании «Возрождение» – комплекс «Парадный квартал» в центре города, на Кирочной ул. Здесь мы работаем уже на 3-й очереди строительства, знаем, так сказать, каждый проводок.
Далее – интересный в силу своей масштабности проект компании RBI на Новгородской ул., 23. Это комплекс «Александрия», здесь также будет располагаться элитное жилье в сочетании с бизнес-центром класса В. За нами – слаботочные системы и система пожаротушения – наверное, самая мощная из всех, которые доводилось монтировать. На этом объекте мы работаем с генподрядной организацией ЗАО «Евромонолит», с которой у нас давно сложились партнерские отношения. Это не первый объект холдинга RBI, в строительстве которого мы принимаем участие – ранее компания оснастила слаботочными системами комплекс «Таврический» по адресу: Шпалерная ул., 37.
– Какие основные материалы и технологии применяет компания «Консент» при строительстве и проектировании инженерных систем?
– Тут все зависит от специфики объекта и требований заказчика. Понятно, что уровень материалов и технологий на объекте эконом-класса и в элитной квартире в центре Санкт-Петербурга будут разниться. И роль подрядчика здесь – уметь работать с разным оборудованием, от простых решений до систем жизнеобеспечения зданий премиум-класса с «навороченной» автоматикой, сложными системами безопасности и связи.
Мы как подрядная организация в большинстве случаев привязаны к имеющимся у заказчика проектам, поэтому в плане материалов и технологий мы зависим от того, что в них заложено. Если же проектная документация разрабатывается нашими специалистами, то, скорее всего, вы найдете в ней сочетание проверенных решений и новейших технологий.
– Кстати, Вы упомянули проектные работы. Каковы возможности Вашей фирмы в этом направлении?
– Без мощного проектного отдела в нашем бизнесе никуда. У нас такой отдел есть, в нем работают 10 человек, это профессионалы в области слаботочных систем, электрики, систем вентиляции и систем пожаротушения. Участвуем в разработке проектов инженерных систем для самых разных объектов. Из того, что на слуху, – сотрудничаем с архитектурной студией «М-4», помогаем проектировать объекты компаний ЗАО «СУ-155», ООО «Петра-8», Normann, «Балтрос», «Главстрой-СПб», жилой комплекс «Северная долина» на Парнасе. Я забыл сказать: мы участвуем и в монтаже.
Работа проектировщиков для компании очень важна, отдел постоянно развивается. И вот почему: не секрет, что современная ситуация с проведением тендеров на монтажные работы такова, что зачастую заказчик проводит конкурс на монтаж до появления проектной документации стадии «Р». Грубо говоря, претенденту дается предварительная версия проекта, по которой он производит расчет и представляет заказчику стоимость реализации проекта.
Эта стоимость фиксируется контрактом, и любые ошибки и просчеты в дальнейшем относятся на счет подрядчика. Ведь по договору он обязан был все проверить, рассчитать, и от того, как была проделана эта работа, зависит конечная рентабельность.
При этом рабочая документация практически всегда сильно отличается от той, что использовалась на этапе тендера. И нередко оказывается, что та сумма, на которую заключен договор, не позволяют подрядчику с прибылью для себя выполнить работы по обновленной, полной версии проектной документации. Это проблема, с которой наша компания борется именно силами проектного отдела: кроме собственно проектных работ по различным инженерным системам, прежде чем приступить к реализации любого проекта, приходится его проверять на предмет правильности принятых решений, работоспособности системы в целом, справедливости объемов материалов, заложенных в спецификации к проекту. В обязанности инженера входит детальный анализ и, при необходимости, корректировка поступившего проекта.
– Какие проблемы, кроме Вами озвученной, существуют в отрасли, и как их можно решить?
– Одна из проблем – неукротимое желание некоторых заказчиков любыми путями и средствами уменьшить стоимость строительства объекта. Стоит такая цель – заплатить подрядчику как можно меньше денег. То, как за такую низкую цену подрядчик отработает на объекте, к каким последствиям для качества работ это приведет – вопрос другой.
Сколько раз приходилось быть свидетелем того, как по результатам различных конкурсов, проводимых, к слову, серьезными, большими компаниями, работа уходила в руки малоизвестных на рынке фирм, за невероятно низкую стоимость, примерно равную стоимости материалов и оборудования, необходимых для реализации проекта. Это демпинг, занимаются демпингом дилетанты, и с ним, на мой взгляд, надо бороться.
Дальнейшая судьба этих заказов складывается по-разному: где-то со скандалами, с допсоглашениями на увеличение суммы контракта объект удается построить, где-то подрядчик уходит, отработав аванс, и его место занимает другой, за новые деньги.
Между тем всем известно, что для осуществления оперативной деятельности подрядчикам нужен какой-то «воздух», какой-то небольшой запас денег, своего рода страховой фонд на самые разные случаи, возникающие при производстве работ. Загоняя подрядчика в угол, сужая ему коридор для маневра, вы тем самым лишаете его возможности нормально отработать заказ, что нередко идет в ущерб качеству строительства, приводить к срыву сроков и проч. В итоге же страдают люди, которые покупают квартиры. При этом основные генподрядные организации уже вышли из кризиса, но почему-то продолжается эта волна закручивания финансовых гаек.
Преодолеть это, наверное, можно, воспитав у застройщиков понимание безопасной границы, ниже которой они не вправе опускаться, отдавая контракт на работы в чьи-то руки. Речь идет о повышении уровня образования и культуры производства, повышении понимания ответственности перед конечным потребителем. Как этого добиться – другой вопрос. Возможно, проводить семинары и конференции для застройщиков. И один из способов – с помощью средств массовой информации.
Конечно, существуют компании, руководители которых понимают ситуацию и стараются создать условия подрядчику для нормальной работы. Пример тому – ЗАО «Евромонолит», с которым наша фирма сотрудничает по нескольким объектам, и его генеральный директор В.А. Углов.
– Ваше видение того, за счет кого нужно создавать инженерные сети в Ленобласти – правительства, частного инвестора, на основании ГЧП?
– Все три варианта имеют право на жизнь в зависимости от проекта, от ситуации, от объекта. Это всегда очень индивидуально. Однако есть сомнения в способности частных инвесторов серьезно влиять на развитие сетей в Ленобласти.
– Как компания «Консент» решает кадровый вопрос: есть ли проблемы с поиском квалифицированных сотрудников?
– Да, проблема есть. И не только у нас. Если проблему с рядовыми монтажниками получается решать путем привлечения граждан Белоруссии, с официальным оформлением и проверкой квалификации, разумеется, то проблема с инженерным составом куда серьезнее.
У нас идет постоянный поиск кадрового усиления, на всех сайтах вакансий размещены объявления, мы постоянно просматриваем заявки, приглашаем людей на собеседования, но проблема все равно остается. Так что основная наша политика в части персонала – растить собственные кадры. Приглашаем ребят из монтажников, смотрим, кто сам проявляет инициативу, обучаем за счет компании, и высшее образование оплачиваем в том числе – есть несколько таких ребят, – и на курсы повышения квалификации отправляем.
Впрочем, работает у нас не только молодежь, есть и люди старой закалки – без опытных работников никуда. Так что в «Консенте», можно сказать, сплав опыта и молодости.
– В чем, на Ваш взгляд, заключается эффективность производства?
– Тут должно сочетаться несколько факторов. Эффективное управление – профессиональные кадры – современные технологии – хорошая техническая база. Только так и никак иначе.
– А финансовая составляющая?
– А финансовая составляющая на пустом месте не появляется. Деньги нужно зарабатывать, причем зарабатывать ежедневным трудом. И чем больше и правильнее ты вкладываешь в кадры, технологии и техническое оснащение, тем больше сможешь заработать. Я не верю в ситуации, при которых кому-то деньги свалились на голову.
– Расскажите, есть ли у Вас какие-то объекты в области.
– Сегодня участвуем в строительстве жилого комплекса «Всеволожский каскад», объект компании «ГлавСтрой Комплекс». Объект значимый для муниципального образования Всеволожск. Также собственными силами строим там же, во Всеволожске, 3-этажный дом, сейчас заканчиваем работы по возведению 1-го этажа, вышли из цоколя.
С Ленинградской областью связаны и стратегические планы компании. Мы планируем в самом ближайшем будущем приобрести участки земли под строительство в районе второго кольца КАД и выйти на новый для себя уровень в строительстве, выступая в качестве генподрядчика, будем сами лить бетон. Пусть сначала это будут небольшие объекты: детский садик, школа, может быть, 5-6 этажные жилые дома, но вектор развития нами уже выбран.
– Какие задачи стоят перед ООО «Консент» сегодня, в каком направлении идет развитие организации?
– Задача и цель одна – научиться строить дома своими силами, стать строителями с твердой, хорошей оценкой. Мы шаг за шагом, из года в год движемся к этой цели. Надеемся, что в ближайшее время мы ее достигнем. Если смотреть по объемам, по кадровому составу, по нашим познаниям, по росту, то все соответствует этому.
– Спасибо за интервью!
– Пожалуйста. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег с праздником – Днем строителя. Желаю всем успеха и удачи, а также побед – больших и маленьких. Пусть все, что вы создаете, дарит радость, счастье и тепло людям.
рубрика:
Личное дело
автор:
Владислав Никиткин