Альтернативная энергетика вопреки
В настоящее время практически все заинтересованные производители альтернативной энергии вынуждены работать на нерегулируемом государством розничном рынке, так как по закону они не имеют права участвовать в оптовом рынке (их мощность менее 25 МВт). Необходимо разрешить производителям энергии из возобновляемых источников участвовать в тарифицируемом оптовом рынке вне зависимости от размеров генерирующих мощностей.
По мнению специалистов, при подготовке любого инвестиционного проекта в области ВИЭ инвестор сталкивается с особенностями ведения российского бизнеса – такими как недостаточный уровень развития законодательной базы, направленной на экономическое и административное стимулирование природоохранной деятельности и обращения с отходами в частности. Остро чувствуется недостаток мер принуждения и поощрения в сфере альтернативной энергетики, отсутствуют преференции инвесторам, а также налицо высокий уровень обеспеченности природными ресурсами. Основные виды сырья и электроэнергия доступны, а внутренние цены на них значительно ниже мировых.
Развитие биогазовой энергетики в Европе было основано на двух формах финансовой поддержки: государственные субсидии в размере 30-50% от стоимости биогазовой установки и «зеленые» тарифы, компенсирующие высокую себестоимость производства «зеленой» энергии. То есть европейские страны несли и несут немалые бюджетные расходы на поддержку «зеленой» энергетики. Причины такой поддержки, конечно, не только в желании сохранить природные ископаемые для будущих поколений и снизить биогенную нагрузку на экосистему. Более прозаические причины заключаются в высокой стоимости природного газа и нефти, которые страны Евросоюза покупают, в том числе в России. Можно сказать и так: европейцам с их проблемой высоких цен на углеводороды повезло, они стимулировали правительства обратить внимание на возобновляемые источники. «У нас, конечно, все по-другому. Сравнительно низкие внутренние цены на углеводороды и существующий запас газовых и нефтяных месторождений не ставят перед правительством насущной проблемы выбора между «зеленой» энергетикой и традиционной углеводородной. Но достаточно ли только экологической мотивации для развития биоэнергетики в России? Я бы ответил так: достаточно для того, чтобы поставить себе «грандиозную» задачу увеличения доли «зеленой» энергетики в общем энергобалансе с 1,5% до 4,5% к 2020 году», – говорит Ян Абубакиров, генеральный директор ООО «НПО «Тэтра электрик». По его словам, в соответствии с этой «задачей» и реализуется государственная политика в области биоэнергетики. Например, несколько месяцев назад Минэнерго России с участием Минрегиона России завершило разработку проекта комплекса мер по стимулированию производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования ВИЭ. В нем, на первый взгляд, много позитивных новаций. Говорится о привлечении в «зеленую» энергетику средств федерального и региональных бюджетов, предлагается заменить разрешительный порядок квалификации генерирующих объектов на основе ВИЭ на заявительный, фиксируется приоритетное право продажи электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ, сетевым организациям. Затронут и ключевой вопрос тарифообразования и субсидирования «зеленой» энергетики.
рубрика:
Альтернативная энергетика
автор:
Ксения Кибич