Быть или не быть собору в Пушкине?
На минувшей неделе консультационный совет КГИОП провел выездное заседание на месте раскопа собора Святой Екатерины в Царском Селе. Построенный в 1835-1840 годах известным придворным архитектором Константином Тоном, собор простоял почти век и был взорван тайно ночью столетие спустя, не дожив до своего юбилея всего один год. В 1961 году на месте бывшего собора, непосредственно над алтарной его частью, был установлен памятник В.И. Ленину, который в 2004 году неизвестные вандалы сбросили с постамента. По мнению экспертов, памятник был разбит настолько, что восстановлению не подлежал.
В связи с этим появилась возможность восстановить историческую справедливость: возвести собор на прежнем месте. Для этого весной нынешнего года Институт истории материальной культуры РАН по заказу ООО «Стройсвет» и под контролем КГИОП начал археологические раскопки остатков собора. В настоящее время раскопки практически завершены. В ближайшее время планируется провести техническую экспертизу состояния фундамента и остатков стен. Она необходима для того, чтобы решить, возможно ли строительство храма на их основе.
Только в рамках закона
По мнению Веры Дементьевой, председателя КГИОП, раскоп в таких масштабах в Петербурге давно уже не проводился, велись только археологические изыскания. «Он дал по-настоящему впечатляющие результаты: вся история создания этого Собора здесь видна, – говорит главный охранник культуры. – Раскоп проведен в границах культурного слоя размером 250 на 170 кв. метров. Наличие данного охраняемого культурного слоя можно посмотреть на всех наших картах, включая последнее зонирование и карту территории памятников Генплана».
Консультативный совет выехал на раскоп, чтобы решить, что делать: законсервировать его и оставить для посещения гражданами в нынешнем виде, либо на основе фундамента воссоздать собор. По мнению Веры Дементьевой, это вопрос очень сложный и дискуссионный. «Конечно, в своих решениях мы будем руководствоваться только нормами охранного законодательства, как российского, так и международного, – отметила руководитель КГИОП. – Статья нашего российского законодательства говорит о том, что утраченные памятники могут быть воссозданы современными методами реконструкции и строительства в исключительных случаях при наличии достаточного количества научной документации, при обоснованной градостроительной необходимости».
Масштабный раскоп
Раскоп представляет из себя фундаментальное зрелище: подвальная часть собора сохранилась достаточно хорошо. Открыты дренажная и тепловая система, разработанные архитектором, который был еще и профессиональным инженером. Фундамент был построен из бутового камня, сохранились фрагменты наружных стен.
«Если вы посмотрите на южный обрез нашего раскопа, – говорит научный сотрудник истории материальной культуры Наталья Соловьева, – то увидите тонкую черную линию посередине между двумя слоями глины. Это уровень земной поверхности, с которой строился собор. Выше над вторым уровнем глины красная полоса – это гибель собора, когда он был взорван и раскатан экскаваторами, еще выше расположена черная полоса – это время сооружения памятника Ленину. Мы с вами находимся как бы перед входом в храм, вот остатки крыльца, сохранились несущие пилоны. Перед нами с восточной стороны – алтарная часть. Здесь мы видим несколько уровней жизни собора: фундамент, построенный Тоном, вокруг фундамента глиняный замок, потому что близко грунтовые воды. Дренажная система, система отопления (кирпичные кладки – это тепловоды) – это все Тон. Далее – центральный столб и от него идущие две косые кладки – это уже перестройка 1846 года, автор неизвестен. По источникам мы знаем, что был момент, когда нарушились стяжки купола, их надо было как-то закрепить. И последняя косая кирпичная вымостка – это ремонт Данини, который завершил реставрацию в 1892 году». Наталья Соловьева рассказала такую легенду: из кирпича, сохранившегося после взрыва храма, построили баню, но она так ни одного дня и не проработала.
Во время раскопа обнаружена также стена склепа главноуправляющего дворцовыми правлениями и городом Царское село, героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора от артиллерии Я.В. Захоржевского.
Доминанта Царского Села
Собор представлял собой красивый светлый храм с пятью золочеными куполами. Он был рассчитан на 2 тысячи человек. Великолепный пятиярусный иконостас украшали иконы в серебряных и золоченых ризах, престол был одет в среброкованую одежду. В украшении собора принимали участие известные русские художники – Федор Бруни и Федор Брюллов. Также в нем находились картины Ван-Дейка «Распятие» и Паоло Веронезе «Слава Богородицы». Собор имел два придела – во имя Святого благоверного князя Александра Невского и во имя равноапостольных Константина и Елены. Остатки внутреннего убранства находятся сейчас в Гатчинском и Екатерининском дворцах.
По мнению Веры Дементьевой, это значительный памятник в истории Отечественной культуры, одна из первых построек Константина Тона в русском византийском стиле, положившая начало новому направлению в архитектуре. Собор являлся высотной доминантой главной площади Царского Села. От железнодорожного вокзала Широкая улица вела прямо к его входу.
По словам главного археолога Константина Плоткина, в московских архивах найдены проекты архитектора Тона, в том числе и проект данного собора. До этого считалось, что они не сохранились. После получения фотоматериалов возможно решение вопроса о воссоздании собора. На настоящий момент Консультационный совет принял решение о консервации раскопа и строительстве укрытия, чтобы обнаруженный фундамент не погиб зимой. Если полученные из Москвы документы сочтут достаточными для воссоздания храма, со следующего года начнется строительство. Предполагается, что вновь возведенный храм будет освящен в дни празднования 300-летия Царского Села в 2010 году.
Автор: Лилиана Глазова
В связи с этим появилась возможность восстановить историческую справедливость: возвести собор на прежнем месте. Для этого весной нынешнего года Институт истории материальной культуры РАН по заказу ООО «Стройсвет» и под контролем КГИОП начал археологические раскопки остатков собора. В настоящее время раскопки практически завершены. В ближайшее время планируется провести техническую экспертизу состояния фундамента и остатков стен. Она необходима для того, чтобы решить, возможно ли строительство храма на их основе.
Только в рамках закона
По мнению Веры Дементьевой, председателя КГИОП, раскоп в таких масштабах в Петербурге давно уже не проводился, велись только археологические изыскания. «Он дал по-настоящему впечатляющие результаты: вся история создания этого Собора здесь видна, – говорит главный охранник культуры. – Раскоп проведен в границах культурного слоя размером 250 на 170 кв. метров. Наличие данного охраняемого культурного слоя можно посмотреть на всех наших картах, включая последнее зонирование и карту территории памятников Генплана».
Консультативный совет выехал на раскоп, чтобы решить, что делать: законсервировать его и оставить для посещения гражданами в нынешнем виде, либо на основе фундамента воссоздать собор. По мнению Веры Дементьевой, это вопрос очень сложный и дискуссионный. «Конечно, в своих решениях мы будем руководствоваться только нормами охранного законодательства, как российского, так и международного, – отметила руководитель КГИОП. – Статья нашего российского законодательства говорит о том, что утраченные памятники могут быть воссозданы современными методами реконструкции и строительства в исключительных случаях при наличии достаточного количества научной документации, при обоснованной градостроительной необходимости».
Масштабный раскоп
Раскоп представляет из себя фундаментальное зрелище: подвальная часть собора сохранилась достаточно хорошо. Открыты дренажная и тепловая система, разработанные архитектором, который был еще и профессиональным инженером. Фундамент был построен из бутового камня, сохранились фрагменты наружных стен.
«Если вы посмотрите на южный обрез нашего раскопа, – говорит научный сотрудник истории материальной культуры Наталья Соловьева, – то увидите тонкую черную линию посередине между двумя слоями глины. Это уровень земной поверхности, с которой строился собор. Выше над вторым уровнем глины красная полоса – это гибель собора, когда он был взорван и раскатан экскаваторами, еще выше расположена черная полоса – это время сооружения памятника Ленину. Мы с вами находимся как бы перед входом в храм, вот остатки крыльца, сохранились несущие пилоны. Перед нами с восточной стороны – алтарная часть. Здесь мы видим несколько уровней жизни собора: фундамент, построенный Тоном, вокруг фундамента глиняный замок, потому что близко грунтовые воды. Дренажная система, система отопления (кирпичные кладки – это тепловоды) – это все Тон. Далее – центральный столб и от него идущие две косые кладки – это уже перестройка 1846 года, автор неизвестен. По источникам мы знаем, что был момент, когда нарушились стяжки купола, их надо было как-то закрепить. И последняя косая кирпичная вымостка – это ремонт Данини, который завершил реставрацию в 1892 году». Наталья Соловьева рассказала такую легенду: из кирпича, сохранившегося после взрыва храма, построили баню, но она так ни одного дня и не проработала.
Во время раскопа обнаружена также стена склепа главноуправляющего дворцовыми правлениями и городом Царское село, героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора от артиллерии Я.В. Захоржевского.
Доминанта Царского Села
Собор представлял собой красивый светлый храм с пятью золочеными куполами. Он был рассчитан на 2 тысячи человек. Великолепный пятиярусный иконостас украшали иконы в серебряных и золоченых ризах, престол был одет в среброкованую одежду. В украшении собора принимали участие известные русские художники – Федор Бруни и Федор Брюллов. Также в нем находились картины Ван-Дейка «Распятие» и Паоло Веронезе «Слава Богородицы». Собор имел два придела – во имя Святого благоверного князя Александра Невского и во имя равноапостольных Константина и Елены. Остатки внутреннего убранства находятся сейчас в Гатчинском и Екатерининском дворцах.
По мнению Веры Дементьевой, это значительный памятник в истории Отечественной культуры, одна из первых построек Константина Тона в русском византийском стиле, положившая начало новому направлению в архитектуре. Собор являлся высотной доминантой главной площади Царского Села. От железнодорожного вокзала Широкая улица вела прямо к его входу.
По словам главного археолога Константина Плоткина, в московских архивах найдены проекты архитектора Тона, в том числе и проект данного собора. До этого считалось, что они не сохранились. После получения фотоматериалов возможно решение вопроса о воссоздании собора. На настоящий момент Консультационный совет принял решение о консервации раскопа и строительстве укрытия, чтобы обнаруженный фундамент не погиб зимой. Если полученные из Москвы документы сочтут достаточными для воссоздания храма, со следующего года начнется строительство. Предполагается, что вновь возведенный храм будет освящен в дни празднования 300-летия Царского Села в 2010 году.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Cобытия и комментарии