Лукойл будет заправлять

Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» на торгах Фонда имущества выиграла право аренды 30 земельных участков под строительство АЗС. Крупная покупка обошлась топливному оператору в 401,7 млн рублей. К 2009 году компания намерена занять 22 процента рынка розничных продаж Северо-Запада.
Как и предсказывали эксперты, торга не было. Представитель нефтяной компании «Татнефть» – единственного соперника «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» – только один раз поднял табличку, увеличив стоимость лота на 3,9 млн рублей. Площадь участков варьируется от 616 кв. метров (Арсенальная ул.) до 10 тыс. кв. метров (Бестужевская ул.). Все АЗС должны быть построены за два года. На пятнах, площадь которых не превышает 1000 кв. метров, компания намерена разместить автоматические станции, на крупных участках – полноценные автозаправочные станции с минимаркетами и автомойками.
По условиям аукциона победитель должен заплатить в бюджет Санкт-Петербурга налогов на сумму около 3 млрд рублей, из которых не менее 100 млн рублей должны быть получены от торговли нефтепродуктами. Генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукта» Владимир Калуженов говорит, что его компания готова освоить участки за отведенные два года и выплатить необходимые налоги в петербургский бюджет. Сейчас, по его словам, всего у компании 136 АЗС, из которых 70 в Санкт-Петербурге, остальные расположены в Ленобласти, Псковской и Новгородской областях, Мурманске. Освоив еще 30 петербургских участков, компания сможет увеличить свою долю на городском рынке с 18 до 22 процентов и занять лидирующие позиции. На сегодняшний день первые три места на петербургском топливном рынке распределились следующим образом: Петербургская топливная компания (ПТК) – 120 АЗС, «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» – 70 АЗС, «Фаэтон Аэро» – 35 станций. Всего на рынке работает около 12 компаний.
Напомним, что в прошлом году «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» также почти без боя на торгах приобрела права аренды 30 земельных участков в Санкт-Петербурге для строительства АЗС за $10,28 млн, и также ее конкурентом была «Татнефть».
По словам Владимира Калуженова, обязательства, которые компания взяла на себя в прошлом году, выполнены: 25 АЗС к концу года будут введены в эксплуатацию. «Пять станций не могут начать работу из-за проблем с подключением к электросетям. Строительство АЗС обходится нам примерно в 28-32 млн рублей, а Ленэнерго требует по 10-12 млн рублей за подключение каждого участка, – заявил он. – Тем не менее, до конца года все АЗС заработают».
Владимир Клуженов заявил, что компания больше не планирует участвовать в торгах на право аренды земельных участков под строительство автозаправок в Санкт-Петербурге, но от идеи покупки АЗС на вторичном рынке не отказывается. 22 декабря 2004 года, например, «ЛУКОЙЛ» купил 37 автозаправочных станций у компании «Балт-Трейд». По словам Владимира Калуженова, перевести в собственность пока удалось только 28, по остальным до сих пор продолжается процесс передачи. Он объясняет это тем, что в бесспорной собственности «Балт-Трейда» находились только 6 АЗС, остальные были или арендованы, или сопровождались различными обременениями.
Эксперты считают, что приход в Петербург таких нефтяных гигантов, как «ЛУКОЙЛ» или «Газпромнефть» приведет к тому, что в итоге на рынке АЗС останется не более пяти-шести компаний, которые и поделят его между собой. Между тем, по словам Олега Ашихмина, руководителя «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга», сейчас у городских властей нет четкой схемы размещения автозаправочных станций и понимания того, сколько АЗС и в каких районах сегодня необходимо. По его мнению, городской рынок уже в определенной степени насыщен. Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора ЗАО «ПТК» также считает, что АЗС в городе на сегодняшний день достаточно. «Уровень насыщенности автозаправочных станций в Петербурге сейчас превышает показатели западноевропейских стран. Не стоит забывать о том, что АЗС – это объект повышенной опасности, поэтому при планировании размещения автозаправочных станций нужно думать не только об удовлетворении потребностей автомобилистов, но и об экологии. Чем больше АЗС, тем хуже экологическая обстановка в городе», – говорит он.
Владимир Калуженов рассказал о планах компании на ближайшую перспективу. В начале лета этого года компания приобрела нефтебазу в Ленинградской области, в поселке Стеклянный. Объемы хранения нефтебазы 6800 кубических метров, плановая мощность по перевалке – 15 тыс. тонн в месяц, ее открытие запланировано на конец августа. ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» рассчитывает в нынешнем году увеличить продажи топлива по сравнению с 2005 годом на 20 процентов до 410 тыс. тонн. До конца года компания намерена купить еще одну нефтебазу.

Автор: Екатерина Меньшикова
рубрика: Бизнес пространство
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.