Золотой купол стоит слишком дорого

Французский архитектор Доминик Перро обещает в полном объеме завершить проект второй сцены Мариинского театра 30 сентября этого года. Несмотря на то, что процесс проектирования объективно затягивается, время завершения строительства оперной сцены остается прежним – конец 2008 года. Однако специалисты Главгосэкспертизы России сильно сомневаются в успешном выполнении намеченных планов к назначенному сроку.
Проект Доминика Перро изначально вызывал много споров не только в профессиональной сфере, но и среди обывателей. В большей степени петербуржцев поражает эстетическая сторона проекта. Основным поводом для споров до сих пор служит гигантский «золотой» купол, предложенный в проекте Доминика Перро. По мнению одних, именно благодаря куполу создается уникальное современное сооружение в Санкт-Петербурге. Другие считают, что из-за вычурного купола новое здание оперной сцены нарушает архитектурное пространство Петербурга. Более того, стало известно, что купольная часть является основной загвоздкой в решении еще и технических проблем в проектировании объекта.
Напомним, что проект второй сцены Мариинского театра уже был представлен на суд Главгосэкспертизы России в декабре прошлого года. Тогда эксперты отказались рассматривать проект, поскольку в нем было много недоработок. В частности, по словам специалистов Главгосэкспертизы, французский архитектор не представил необходимые документы в полном объеме, в том числе смету и генеральный план строительства, не выполнил основные конструкторские расчеты купольной части и несущих конструкций, не определены материалы несущих купола. Вместе с тем эксперты утверждают, что в проекте не предусмотрены вентиляционные системы, не решены задачи, связанные с системами пожарной безопасности и с эксплуатацией здания в целом. Заместитель начальника Главгосэкспертизы России Юрий Мельников считает, что в этом проекте всему виной – злополучный купол. Именно в его части должны быть предусмотрены и вентиляционные, и противопожарные системы. Кроме того, по словам Юрия Мельникова, впоследствии, при эксплуатации здания, купол будет серьезно препятствовать экстренным эвакуационным выходам через окна. Вдобавок ко всем этим проблемам Юрий Мельников отметил, что в проекте Доминика Перро нет даже намека на то, каким образом будет очищаться этот купол от осадков. В дальнейшем это может быть чревато серьезными последствиями. Специалисты предполагают, что французский архитектор просто не учел сурового климата Петербурга.
Претензии к проекту предъявлялись и по поводу высотных отметок второй сцены Мариинского театра. По словам Юрия Мельникова, новое здание может сильно затенить жилые дома на Минском переулке, что недопустимо. В результате проект Доминика Перро был отправлен на серьезную доработку.
Неделю назад французский архитектор держал ответ перед заказчиками по поводу того, как продвигается работа, и подтвердил, что все документы будут готовы и представлены в Главгосэкспертизы России 30 сентября текущего года.
По информации ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (ФГУ «СЗД»), основная часть работы уже выполнена и согласована с руководством дирекции и Мариинского театра. Уже сейчас, как сообщают в ФГУ «СЗД», в измененном проекте здание стало ниже на десять метров и обрело подземный паркинг на 280 автомашин. Проблема с отсутствующими автостоянками, как говорит Юрий Мельников, при первом рассмотрении проекта прибавилась в довесок ко всем уже перечисленным.
К настоящему времени французский архитектор учел замечания российских экспертов, связанные с безопасной эксплуатацией здания. Для решения этих проблем, как говорят в ФГУ «СЗД», приглашены ведущие специалисты. Сейчас металлоконструкции перекрытий разрабатывают сотрудники немецкой компании Bollinger Grohmann и московского института НИЦ «Строительство».
Большой интерес для всех участников проекта сегодня представляет общая стоимость строительства оперной сцены. По условиям международного конкурса строительство сцены должно обойтись федеральному бюджету в 175 млн EURO (без учета сценического оборудования). Однако, как утверждают в ФГУ «СЗД», первый вариант проекта Доминика Перро явно бы обошелся дороже, поэтому архитектору предложили уменьшить стоимость проекта строительства второй сцены. Сейчас главная задача заказчиков и автора проекта – найти компромисс и в ценовом, и в эстетическом отношении. По информации ФГУ «СЗД», заказчик предложил возможные варианты изменения объемно-планировочных решений купольной части второй сцены, чтобы удешевить и облегчить конструкцию. По мнению специалистов Главгосэкспертизы России, чтобы прийти к компромиссу и решить все технические проблемы, от большого купола вообще можно безболезненно избавиться. «С моей точки зрения, купол не привлекает, а, напротив, отторгает, – говорит Юрий Мельников. – Ведь именно из-за него сейчас проводится доработка, а в дальнейшем возможна и переработка проекта». Эксперты сильно сомневаются в том, что проект все-таки будет реализован в назначенные сроки. «Все дело в том, что проект нам должен быть представлен уже предварительно согласованный со всеми необходимыми службами, – объясняет Юрий Мельников. – На это, как известно, требуется по меньшей мере месяц или два. В результате, даже если проект будет в порядке, думаю, мы приступим к его рассмотрению в лучшем случае в декабре этого года».
В данное время продолжается активная работа над проектом. В ФГУ «СЗД» утверждают, что внешне проект не претерпит больших изменений. Несмотря на возникшие проблемы, федеральные власти настроены на реализацию проекта весьма оптимистично. «Идея Доминика Перро выиграла международный конкурс, поэтому новый театр не будет похож ни на Мавзолей Ленина, ни на Александринку!» – заявляет руководитель Росохранкультуры Михаил Швыдкой. На что действительно будет похож театр, будет видно лишь после того, как он будет построен. Судя по всему, это случится не скоро.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.