Земной полет новой арены

Стадион им. Кирова через несколько лет обретет форму космического корабля. Такова идея японского архитектора Кисе Курокавы, победившего в международном конкурсе проектов строительства футбольного стадиона. Долгожданные итоги были подведены на прошлой неделе.
Открытый конкурс на создание архитектурного решения для последующей разработки проекта нового футбольного стадиона в западной части Крестовского острова был объявлен в феврале этого года. На участие в конкурсе подали заявки 17 компаний с мировым именем. В апреле были объявлены результаты первого этапа. Победителями были признаны пять компаний: ОАО «ЛенНИИпроект» совместно с немецкой организацией BSA, ГУП МНИИП «Моспроект-4», GMP International GmbH (Германия), Tomas Taveira — Projectos (Португалия) и Kisho Kurokawa architect & associates (Япония). В течение трех месяцев архитекторы компаний, вышедших в финал, готовили предпроектные предложения для строительства нового стадиона, соответствующего всем требованиям УЕФА и ФИФА. Изначально проектировщики должны были учесть вместимость будущего стадиона — не менее 50 тыс. человек. Однако в июне по инициативе самих же архитекторов были внесены изменения, в результате которых число зрительских мест увеличилось до 62 тысяч. Именно это число соответствует стандартам ФИФА и УЕФА для футбольных арен, принимающих финальные матчи чемпионатов мира. Кроме технических требований архитекторы также должны были предусмотреть оптимальную стоимость проекта — не более $250 млн. Эта сумма, по словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, определялась на основе анализа мировых цен. Губернатор утверждает, что $250 млн — не только оптимальный, но и максимальный для города вариант. Основной источник финансирования — бюджет Санкт-Петербурга.
Арена не только
длЯ футбола
Серьезную поддержку в финансовом плане, по словам Валентины Матвиенко, городу оказала компания «Газпром». «Если бы не Газпром, город не смог бы реализовать столь дорогостоящий проект», — отмечает губернатор. Руководитель Газпрома Алексей Миллер утверждает, что реализация этого проекта выполняется в первую очередь для футбольного клуба «Зенит», который поддерживает акционерная компания. По словам Алексея Миллера, город должен иметь инфраструктуру, позволяющую развивать российский футбол на европейском уровне. Глава Газпрома пообещал, что и в дальнейшем компания будет делать все, чтобы воплощать в жизнь новые архитектурные проекты, связанные с развитием спорта.
Будущий стадион предназначен для всесторонней подготовки петербургской команды к матчам чемпионата России и международных турниров. Между тем, каждая из архитектурных компаний, участвующих в конкурсе, представила проекты многофункционального стадиона международного уровня, предназначенного не только для проведения футбольных матчей, но и для занятий массовой физкультурой и спортом, организации детских спортивных секций, отдыха и развлечения граждан. Участники конкурса стремились показать в своих работах своеобразный центр притяжения жителей и гостей Санкт-Петербурга, одну из самых привлекательных точек города.
По словам Валентины Матвиенко, каждый из представленных проектов заслуживает «самой высокой оценки», но при этом имеет и свои недостатки. Проект японской компании показался конкурсной комиссии наиболее интересным как с эстетической стороны, так и с функциональной.
Зимний корабль
Проект под названием «Космический корабль» отличается в первую очередь системой игрового поля, позволяющей выдвигать его за пределы стадиона, чтобы обеспечивать свежее покрытие круглый год. «Выдвижная система — одна из возможностей для высокого роста дерна, покрывающего игровое поле», — отмечает автор проекта Кисе Курокава. Японские архитекторы изначально провели анализ зимних условий Петербурга и выяснили, что при столь низком солнцестоянии в Северной столице будет довольно сложно обеспечивать свет, необходимый для покрытия стадиона. Кисе Курокава считает, что никакие прозрачные крыши не произведут такого положительного эффекта, как выдвижное поле. В японском проекте все конструкции предусмотрены с учетом северного климата. Так, архитекторы предложили раздвижную крышу стадиона, на которой никогда не будет снега. Специально для этого в зимнее время будет действовать система, обеспечивающая конструкции крыши горячим воздухом.
Проект Кисе Курокавы стоит немногим более $225 млн. По словам главы Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, это оказался один из самых недорогих проектов, что сыграло немаловажную роль в выборе победителя. Кроме того, большое влияние на подведение итогов конкурса, как говорят городские чиновники, оказали результаты интернет-голосования. Более 50 процентов голосов были отданы проекту японской компании.
Доработки за один месЯц
В течение ближайшего месяца Кисе Курокаве предстоит провести необходимые доработки проекта в соответствии с российскими нормами строительства. Городские власти отмечают, что в первую очередь эти доработки должны касаться многофункциональности стадиона. «Стадион должен быть построен не в противовес, а как дополнение к Ледовому дворцу в юго-восточной части города, — говорит Максим Соколов. — Это должен быть еще один крупный центр проведения культурно-массовых мероприятий широкого масштаба». По словам Валентины Матвиенко, проект должен предусматривать комплексное развитие всей западной части Крестовского острова. В результате, как отмечает губернатор, должна получиться зона отдыха и спорта, на территории которой не будет никаких жилых застроек.
Еще одно важное условие, которое нужно учесть японскому архитектору, — возможность круглогодичного использования футбольной арены. Несмотря на то, что системы, обозначенные в проекте, изначально отражают такую идею, эксперты все же увидели недоработки, которых следует избежать. По словам Максима Соколова, главное, чтобы японский архитектор вносил в проект решения, не влияющие на удорожание проекта.
Губернатор сообщила, что в сентябре, после завершения доработки, будет объявлен международный конкурс на проектирование и строительство футбольного стадиона. Победитель этого конкурса по планам властей должен быть определен до конца текущего года. В начале 2007 года при удачном стечении обстоятельств компания-победитель должна приступить к подготовительным работам и непосредственно к строительному процессу. Курировать строительство будет японская компания. Однако вполне вероятно и то, что архитекторы из Токио станут генеральными проектировщиками. Кисе Курокава не отрицает, что примет участие и в этом конкурсе, чтобы затем отвечать за проект в полной мере.
Проект длЯ истории
В данное время постепенно готовится строительная площадка для реализации столь масштабного проекта. Старый стадион им. Кирова, как ни странно, еще действует. По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова, начатый демонтаж конструкций стадиона временно приостановлен, поскольку именно сейчас там тренируются женские футбольные команды. Между тем, Александр Вахмистров дает гарантию, что до конца года строительная площадка будет подготовлена. Иначе говоря, от стадиона останется один земляной вал.
Кисе Курокава сейчас ожидает от заказчика рекомендаций и подробных деталей, связанных с проектом. Архитектор говорит, что для него это первый проект, который будет воплощаться в России. Стадион им. Кирова станет третьим спортивным сооружением, построенным по замыслу Кисе Курокавы. Первые два действуют в Японии. По сравнению с российской ареной, вместимость каждого из них меньше почти на 20 тысяч мест. Название стадиона «Космический корабль», как признался Кисе Курокава, связано с его личными впечатлениями от России. В проекте отразились давние ассоциации с первым космонавтом Юрием Гагариным. Токийский архитектор считает, что его проект станет одной из архитектурных достопримечательностей современного Санкт-Петербурга. История создается именно благодаря новым проектам, отмечает Кисе Курокава. «Нет нового — нет будущего» — такова философия японского мастера.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.