Троицкий Феникс
Пожар, уничтоживший центральный купол Троицкого собора, послужил толчком к скорейшему восстановлению храма. Печальное событие оборачивается в пользу многострадального собора. Власти планируют полностью отреставрировать храм в течение следующего года.
Пожар в соборе Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка — не первая трагедия, постигшая здание храма со времен его постройки. Первое несчастье произошло в 1834 году при строительстве собора. Тогда центральный купол, выполненный из металла, сорвало бурей. Второй раз центральный купол изготовили из дерева. Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от артиллерийских обстрелов. Единственная полноценная реставрация храма проводилась после войны и была завершена в 1960-х годах. Очередное восстановление храма началось лишь в 1996 году и тянется по сей день. Как говорит председатель Комитета по охране памятников Вера Дементьева, изначально не были установлены конкретные сроки проведения реставрации. «Работы велись по мере поступления финансовых средств из федерального бюджета», — объясняет Вера Дементьева. Троицкий собор является памятником архитектуры федерального значения, именно поэтому основное финансирование поступало из государственной казны. Так, по словам Веры Дементьевой, в 2004 году государство выделило 4 млн рублей, в 2005 — 5,2 млн рублей, в 2006 — 5,7 млн рублей. Глава КГИОП называет такую систему финансированием «в час по чайной ложке». По словам Веры Дементьевой, федералы выделяли «мизерные суммы», что и явилось основной причиной долгого и мучительного процесса реставрации. Город, в свою очередь, успел принять участие в восстановлении лишь одного из куполов, выделив на это 21 млн рублей. Вера Дементьева сетует на то, что КГИОП несколько лет просто «не имел права» финансировать реставрацию федеральных памятников в связи с разделением полномочий по охране объектов культурного наследия между городом и Федерацией. Ситуация изменилась лишь в январе этого года. Сегодня, по словам главы КГИОП, город полностью готов принимать участие в восстановлении памятников и городских, и федеральных.
Десятилетнюю реставрацию Троицкого собора резко приостановил пожар 25 августа этого года, полностью уничтожив большой деревянный купол.
Поджог или халатность
Огонь не успел охватить интерьеры здания, поэтому людям удалось спасти иконы и всю утварь, принадлежащую церкви. Более того, по словам священника Троицкого собора Константина Пархоменко, православные службы по-прежнему ведутся, не прекращаясь.
Что явилось истинной причиной пожара, сегодня неизвестно. Константин Пархоменко на прошлой неделе официально высказал версию о том, что это был поджог. Отец Константин мотивирует это фотоснимками, которые были сделаны сотрудниками часовни Троицкого собора. Как говорит священник, на этих фотографиях четко показано, что «возгорание произошло в нескольких местах одновременно». Священнослужители полагают, что вероятный поджог «можно связать с акциями националистов, которым мешали шестиконечные звезды». «К нам часто приходили люди и угрожали, что скоро мы можем взлететь на воздух вместе со своими шестиконечными звездами», — добавил Константин Пархоменко.
Другая версия исходит от сотрудников МЧС. Исполняющий обязанности начальника главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу Леонид Беляев на 80 процентов уверен в том, что «возгорание произошло по причине халатного отношения к проведению сварочных работ». По словам Леонида Беляева, в настоящее время заведено уголовное дело по статье 168 УК — халатность при обращении с огнем. Реставрацию Троицкого собора в течение десяти лет вела компания «Стройтехуслуги». Руководитель Росохранкультуры Виталий Калинин подписал приказ о назначении комиссии по проверке этой компании на предмет возможного лишения ее лицензии. По словам Виталия Калинина, работа комиссии сегодня затруднена в связи с состоянием здоровья генерального директора «Стройтехуслуги» Сергея Блинова (сразу после пожара директор попал в больницу), и соответствующая документация поступает на проверку не сразу.
Реставраторам делать неЧего
Выяснить, каковы настоящие причины столь масштабного пожара, — дело соответствующих служб. Сегодня все силы властей, священников и реставраторов направлены на проведение первоочередных мероприятий по перекрытию кровли. Как говорит Константин Пархоменко, эти работы позволят сохранить функционирующий храм.
По словам заместителя главы КГИОП Ольги Таратыновой, никаких проектов реставрации не может быть до тех пор, пока не будет сделано комплексное обследование храма после пожара. «Все мероприятия по восстановлению храма должны опираться на фиксацию существующего состояния здания», — отмечает Ольга Таратынова.
Сегодня институт «Спецпроектреставрация» выполняет комплексное обследование храма. На первом этапе исследуются конструкции кровли. По словам директора института Владимира Фомина, на эту работу требуется максимум девять дней. Второй этап — более сложный — исследование купольных конструкций. Параллельно с этими работами будет вестись просушка и вентилирование собора. Только после этого сотрудники «Спецпроектреставрации» приступят к созданию проекта противоаварийных мероприятий. На это, по подсчетам специалистов, уйдет не менее двух недель.
Архитекторы планируют до ноября этого года разработать проект воссоздания центрального купола. Уже сейчас известно, что третий купол Троицкого собора будет выполняться не из дерева, а из металла. «Пока мы проводим обследование, реставраторам в храме делать нечего», — утверждает Владимир Фомин.
Между тем петербургские реставраторы уже вносят свою лепту в восстановление храма. Союз реставраторов Санкт-Петербурга официально заявил о том, что выполнит противоаварийные работы по перекрытию купола за свой счет. На прошлой неделе бригада высотников Союза реставраторов начала работы по затягиванию сеткой временной кровли барабана пострадавшего от огня купола. Кроме того, реставраторы Союза оказывают содействие специалистам МЧС в спуске обгоревших конструкций. Специально для этого собраны две лестницы для демонтажа и спуска крупногабаритных конструкций. Сегодня главная задача для всех — уберечь собор от различных осадков и влаги. Несмотря на то, что само здание храма уцелело, власти опасаются, что со временем могут проявиться новые разрушения. По словам Ольги Таратыновой, под угрозой находится кирпичный купол внутри здания. В первую очередь от огня мог сильно пострадать известковый раствор, с помощью которого проводилась кирпичная кладка. Уже сегодня, как отмечает Ольга Таратынова, там развиваются новые трещины.
Урок длЯ всех
По словам Владимира Фомина, сегодня сотрудники института обследуют здание, не дожидаясь поступления бюджетных средств. В том, что деньги обязательно поступят, уверяет Вера Дементьева. На прошлой неделе стало ясно, что на первоочередные мероприятия по восстановлению храма город выделит 50 млн рублей. К осени следующего года власти планируют завершить реставрацию центрального купола. Речь о реставрации оставшейся части собора пойдет позже, когда власти полностью узнают, каковы ущербы, нанесенные пожаром. Вера Дементьева отмечает, что всех выделенных городских средств все равно недостаточно для того, чтобы полноценно провести работы. Глава КГИОП призывает федеральные власти принять в восстановлении храма такое же активное участие. Пока в пользу федералов действует один важный аргумент: Троицкий собор вошел в число объектов культурного наследия, на реставрацию которых будет выделено дополнительное финансирование. О том, сколько в целом понадобится денег для того, чтобы привести собор в достойный вид, сегодня не осмеливается сказать никто. Между тем, город при любых обстоятельствах серьезно намерен отреставрировать собор в указанный срок.
Пожар в Троицком соборе, как признают власти, послужил уроком для всех. Город оказался не готовым к подобным трагедиям. Более того, именно несчастье побудило власти наконец обратить внимание на один из уникальнейших памятников архитектуры. Сейчас чиновники и реставраторы серьезно задумались не только над восстановлением Троицкого собора. Объектов культурного наследия, пребывающих в подобном состоянии, в данное время в Санкт-Петербурге много. Службы МЧС в срочном порядке ведут внеплановые проверки всех таких зданий. По словам Леонида Беляева, пока из восьми проверенных объектов нет ни одного, «где все было бы хорошо».
Автор: Марина Голокова
Пожар в соборе Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка — не первая трагедия, постигшая здание храма со времен его постройки. Первое несчастье произошло в 1834 году при строительстве собора. Тогда центральный купол, выполненный из металла, сорвало бурей. Второй раз центральный купол изготовили из дерева. Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от артиллерийских обстрелов. Единственная полноценная реставрация храма проводилась после войны и была завершена в 1960-х годах. Очередное восстановление храма началось лишь в 1996 году и тянется по сей день. Как говорит председатель Комитета по охране памятников Вера Дементьева, изначально не были установлены конкретные сроки проведения реставрации. «Работы велись по мере поступления финансовых средств из федерального бюджета», — объясняет Вера Дементьева. Троицкий собор является памятником архитектуры федерального значения, именно поэтому основное финансирование поступало из государственной казны. Так, по словам Веры Дементьевой, в 2004 году государство выделило 4 млн рублей, в 2005 — 5,2 млн рублей, в 2006 — 5,7 млн рублей. Глава КГИОП называет такую систему финансированием «в час по чайной ложке». По словам Веры Дементьевой, федералы выделяли «мизерные суммы», что и явилось основной причиной долгого и мучительного процесса реставрации. Город, в свою очередь, успел принять участие в восстановлении лишь одного из куполов, выделив на это 21 млн рублей. Вера Дементьева сетует на то, что КГИОП несколько лет просто «не имел права» финансировать реставрацию федеральных памятников в связи с разделением полномочий по охране объектов культурного наследия между городом и Федерацией. Ситуация изменилась лишь в январе этого года. Сегодня, по словам главы КГИОП, город полностью готов принимать участие в восстановлении памятников и городских, и федеральных.
Десятилетнюю реставрацию Троицкого собора резко приостановил пожар 25 августа этого года, полностью уничтожив большой деревянный купол.
Поджог или халатность
Огонь не успел охватить интерьеры здания, поэтому людям удалось спасти иконы и всю утварь, принадлежащую церкви. Более того, по словам священника Троицкого собора Константина Пархоменко, православные службы по-прежнему ведутся, не прекращаясь.
Что явилось истинной причиной пожара, сегодня неизвестно. Константин Пархоменко на прошлой неделе официально высказал версию о том, что это был поджог. Отец Константин мотивирует это фотоснимками, которые были сделаны сотрудниками часовни Троицкого собора. Как говорит священник, на этих фотографиях четко показано, что «возгорание произошло в нескольких местах одновременно». Священнослужители полагают, что вероятный поджог «можно связать с акциями националистов, которым мешали шестиконечные звезды». «К нам часто приходили люди и угрожали, что скоро мы можем взлететь на воздух вместе со своими шестиконечными звездами», — добавил Константин Пархоменко.
Другая версия исходит от сотрудников МЧС. Исполняющий обязанности начальника главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу Леонид Беляев на 80 процентов уверен в том, что «возгорание произошло по причине халатного отношения к проведению сварочных работ». По словам Леонида Беляева, в настоящее время заведено уголовное дело по статье 168 УК — халатность при обращении с огнем. Реставрацию Троицкого собора в течение десяти лет вела компания «Стройтехуслуги». Руководитель Росохранкультуры Виталий Калинин подписал приказ о назначении комиссии по проверке этой компании на предмет возможного лишения ее лицензии. По словам Виталия Калинина, работа комиссии сегодня затруднена в связи с состоянием здоровья генерального директора «Стройтехуслуги» Сергея Блинова (сразу после пожара директор попал в больницу), и соответствующая документация поступает на проверку не сразу.
Реставраторам делать неЧего
Выяснить, каковы настоящие причины столь масштабного пожара, — дело соответствующих служб. Сегодня все силы властей, священников и реставраторов направлены на проведение первоочередных мероприятий по перекрытию кровли. Как говорит Константин Пархоменко, эти работы позволят сохранить функционирующий храм.
По словам заместителя главы КГИОП Ольги Таратыновой, никаких проектов реставрации не может быть до тех пор, пока не будет сделано комплексное обследование храма после пожара. «Все мероприятия по восстановлению храма должны опираться на фиксацию существующего состояния здания», — отмечает Ольга Таратынова.
Сегодня институт «Спецпроектреставрация» выполняет комплексное обследование храма. На первом этапе исследуются конструкции кровли. По словам директора института Владимира Фомина, на эту работу требуется максимум девять дней. Второй этап — более сложный — исследование купольных конструкций. Параллельно с этими работами будет вестись просушка и вентилирование собора. Только после этого сотрудники «Спецпроектреставрации» приступят к созданию проекта противоаварийных мероприятий. На это, по подсчетам специалистов, уйдет не менее двух недель.
Архитекторы планируют до ноября этого года разработать проект воссоздания центрального купола. Уже сейчас известно, что третий купол Троицкого собора будет выполняться не из дерева, а из металла. «Пока мы проводим обследование, реставраторам в храме делать нечего», — утверждает Владимир Фомин.
Между тем петербургские реставраторы уже вносят свою лепту в восстановление храма. Союз реставраторов Санкт-Петербурга официально заявил о том, что выполнит противоаварийные работы по перекрытию купола за свой счет. На прошлой неделе бригада высотников Союза реставраторов начала работы по затягиванию сеткой временной кровли барабана пострадавшего от огня купола. Кроме того, реставраторы Союза оказывают содействие специалистам МЧС в спуске обгоревших конструкций. Специально для этого собраны две лестницы для демонтажа и спуска крупногабаритных конструкций. Сегодня главная задача для всех — уберечь собор от различных осадков и влаги. Несмотря на то, что само здание храма уцелело, власти опасаются, что со временем могут проявиться новые разрушения. По словам Ольги Таратыновой, под угрозой находится кирпичный купол внутри здания. В первую очередь от огня мог сильно пострадать известковый раствор, с помощью которого проводилась кирпичная кладка. Уже сегодня, как отмечает Ольга Таратынова, там развиваются новые трещины.
Урок длЯ всех
По словам Владимира Фомина, сегодня сотрудники института обследуют здание, не дожидаясь поступления бюджетных средств. В том, что деньги обязательно поступят, уверяет Вера Дементьева. На прошлой неделе стало ясно, что на первоочередные мероприятия по восстановлению храма город выделит 50 млн рублей. К осени следующего года власти планируют завершить реставрацию центрального купола. Речь о реставрации оставшейся части собора пойдет позже, когда власти полностью узнают, каковы ущербы, нанесенные пожаром. Вера Дементьева отмечает, что всех выделенных городских средств все равно недостаточно для того, чтобы полноценно провести работы. Глава КГИОП призывает федеральные власти принять в восстановлении храма такое же активное участие. Пока в пользу федералов действует один важный аргумент: Троицкий собор вошел в число объектов культурного наследия, на реставрацию которых будет выделено дополнительное финансирование. О том, сколько в целом понадобится денег для того, чтобы привести собор в достойный вид, сегодня не осмеливается сказать никто. Между тем, город при любых обстоятельствах серьезно намерен отреставрировать собор в указанный срок.
Пожар в Троицком соборе, как признают власти, послужил уроком для всех. Город оказался не готовым к подобным трагедиям. Более того, именно несчастье побудило власти наконец обратить внимание на один из уникальнейших памятников архитектуры. Сейчас чиновники и реставраторы серьезно задумались не только над восстановлением Троицкого собора. Объектов культурного наследия, пребывающих в подобном состоянии, в данное время в Санкт-Петербурге много. Службы МЧС в срочном порядке ведут внеплановые проверки всех таких зданий. По словам Леонида Беляева, пока из восьми проверенных объектов нет ни одного, «где все было бы хорошо».
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Cобытия и комментарии