Стройка. Кадровый голод.
В информационном центре «Строительного Еженедельника» состоялось первое заседание Клуба профессионалов, в рамках которого состоялся круглый стол. Обсуждаемый вопрос – «Дефицит квалифицированных кадров в строительстве, проблема подготовки и переподготовки специалистов».
Строительная отрасль испытывает острую нехватку квалифицированных кадров: инженеров, технологов, архитекторов, бетонщиков, каменщиков. Наблюдается дефицит менеджеров. Однако образовательные программы часто не стыкуются с требованиями строительных компаний, предъявляемыми к претендентам на рабочие места. Пути решения проблемы обсуждались во время круглого стола представителями Администрации Санкт-Петербурга, специалистами высших учебных заведений и строительных компаний.
Первым выступил Владимир Привалов, начальник отдела трудоустройства управления Федеральной Государственной службы занятости населения Санкт-Петербурга:
– Согласно статистике нашего управления, существует нехватка рабочих рук в строительной отрасли. В банке данных службы занятости сейчас 60 тысяч вакансий, поданных работодателями, и 75 процентов из них (около 48 тыс.), – это вакансии рабочих специальностей. По данным Госкомстата, в Петербурге сейчас насчитывается около 55 тыс. безработных, которые активно ведут поиск работы. Треть из них, примерно 16,5 тыс. человек, претендуют на вакансии рабочих специальностей.
В условиях дефицита рабочих кадров и возрастающей потребности строительные компании активно привлекают на работу иностранных граждан. По официальным данным Управления по делам миграции, в 2005 году было привлечено 23 тысячи иностранных граждан, из них 13 тысяч в строительную отрасль. На самом деле эта цифра гораздо больше. В целом объем использующийся нелегальной рабочей силы в Петербурге приблизительно составляет от 150 тысяч человек.
Молодое пополнение
на подмогу
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и высшей школе:
– Что касается притока новых специалистов на рынок рабочий силы. Нехватки в обучающихся у нас нет. В этом году было принято 62 тысячи студентов на 1-й курс высших учебных заведений, и 31 тысяча – в среднеспециальные учреждения. Как показывает практика, диплом о завершении обучения получат 90 процентов от числа всех поступивших. Часть из них вернутся к себе домой, в итоге мы получаем примерно 40-50 тысяч будущих новых специалистов, что не так уж и мало. Если в 1991 году в городе насчитывалась 221 тысяча студентов, в 2006 году их стало 443 тысячи, то есть за 15 лет масштабы подготовки специалистов, в том числе и по инженерно-строительным специальностям, увеличились вдвое. А объемы строительства и ввода жилья в 2005 году едва приблизились к уровню советского периода, то есть нет и полуторакратного увеличения. Мы можем увеличить прием молодежи в учебные заведения максимум процентов на 10. Однако увеличение количества набора студентов – это не решение проблемы дефицита кадров.
По данным службы занятости, количество поданных работодателями строительных вакансий и число выпускников учебных заведений и ПТУ сопоставимо. Но число вакансий не сокращается, и мы упираемся в проблему производительности труда. Необходимо повышать квалификацию уже имеющихся специалистов, чтобы они были востребованными.
Со стороны руководства города, мы активно работаем в этом направлении. Так, в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга взят курс на развитие системы среднеспециального и высшего образования. Приняты постановления по развитию высшей школы – до 2010 года и 2007 года, сейчас согласовываем с различными отраслями промышленности, какие им необходимы объемы рабочей силы, что должно быть включено в программы образования.
Кадры надо
квалифицировать
Нина Балберова, директор института повышения квалификации ГАСУ:
– Проблема повышения квалификации и переподготовки кадров действительно стоит остро. Наш институт провел анкетирование среди 10 тысяч инженерно-технических работников (из примерно 70 тысяч человек, вообще занятых в строительстве), и выяснилось, что около 30 процентов специалистов не имеют базового строительного образования. Это экономисты, педагоги, гуманитарии, но не строители. Поэтому единственная в ближайшее время возможность улучшить качество специалистов – профессиональная переподготовка. Наш вуз вплотную занимается этим вопросом, работают различные курсы. Ежегодно через нас проходят около пяти тысяч человек.
Однако для улучшения качества переподготовки и повышения квалификации необходимо сотрудничать индивидуально с каждой компанией, поскольку уровень подготовки у всех работников разный.
Сегодня спрос на повышение квалификации в строительной отрасли большой. Поэтому множество организаций предлагает различные курсы, но не всегда они дают необходимый уровень знаний, так как не всегда такие учебные центры обладают соответствующей технической базой. Необходимо как можно тщательнее контролировать такие организации. У строительных компаний должны быть отделы, которые будут заниматься вопросами переподготовки специалистов, составлять рейтинг учебных заведений, по каким показателям они удовлетворяют их требованиям, по каким – нет.
Наталья Кизиева, ректор «Межотраслевого института подготовки кадров и информации» (МИПКИ):
– Мы также занимаемся повышением квалификации работников строительного комплекса, реализуем программы, начиная от краткосрочного повышения квалификации и вплоть до высшего профессионального образования. Действительно, базовое образование строительного профиля есть только у половины абитуриентов, повышающих свою квалификацию.
Алена Юркина, директор по стратегическому развитию НПЦ инновационных технологий в недвижимости «Интехнедвижимость»:
– Как человек, вплотную занимающийся вопросами повышения квалификации, я бы хотела затронуть еще одну проблему, о которой мало говорят. В сфере промышленной недвижимости существует острая нехватка специалистов по управлению эксплуатацией зданий и сооружений. Сейчас все вопросы эксплуатации зданий решаются по старой схеме и модели, которая не отвечает сегодняшним требованиям. Промышленных предприятий в Петербурге стало больше, им необходимо оптимизировать и минимизировать строительные и эксплутационные издержки. А заниматься этим некому! Наш институт взял на себя роль подготовки таких специалистов, и мы разработали уникальный программный продукт. Сейчас он позволяет предприятию контролировать эксплуатационные издержки практически полностью. Экономия от внедрения такой системы достигает 25-30 процентов.
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и высшей школе:
– Действительно, и эта проблема весьма актуальна, особенно в плане нехватки специалистов по ТСЖ. В городе дефицит примерно в 70 тысяч человек управляющих. Для их подготовки также необходима специальная программа. Сейчас выбирают всех подряд на эту должность, а нужны люди с высшим или хотя бы среднеспециальным строительно-техническим образованием.
Вузы бьютсЯ за металл
Николай Ватин, завкафедрой инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета:
– Прежде чем говорить о качественном образовании, хотел обратить внимание вот еще на какой факт. Сфера образовательных услуг в строительстве – это огромный рынок, на котором происходит борьба. Повышение квалификации обойдется человеку или предприятию примерно в 7 тыс. рублей за минимальный 72-часовой курс. Обучение на нашем инженерно-строительном факультете стоит порядка 35 тысяч в семестр. Это деньги огромные! Можно представить, какие деньги крутятся на этом рынке, и, конечно, есть желающие легко их получить.
Мне кажется, что рынок образовательных услуг в значительной степени сегодня дутый, наряду с подготовкой настоящих специалистов идет обыкновенная продажа «корочек». Известно, что документ о повышении квалификации специалиста необходимо представлять в систему лицензирования. Как тут быть? Есть два пути – пойти учиться или купить «бумажку» в одном из безвестных филиалов какого-нибудь вуза всего за тысячу рублей, но рынок не получает полноценного квалифицированного специалиста.
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и Высшей школе:
– Бюджету, и это официальная цифра по Федерации, подготовка одного специалиста обходится в 18 тыс. рублей в год. Но это явное недофинансирование, реальная стоимость, даже без учета оборудования – 29-30 тыс. рублей в год. Соответственно, платное обучение обычно дороже, и недостатка в центрах по переподготовке специалистов в Санкт-Петербурге нет. Мы выдаем в год в среднем по 30-35 лицензий на дополнительное образование, но сюда входит и пятилетний цикл, то есть те центры, которые каждые 5 лет возобновляют лицензии. Сейчас в Петербурге работает 49 государственных вузов, 41 негосударственный, выдающие дипломы государственного образца.
…И о рабоЧих
Имелс Ивилян, руководитель ресурсного центра при Комитете по образованию, директор строительно-индустриального профессионального лицея №50:
– Раз речь зашла о стоимости подготовки, давайте поговорим об учебных заведениях, которые готовят квалифицированных рабочих. В последнее время положение с деньгами у профтехучилищ действительно улучшилось. Недофинансирование всегда присутствует, но то, что закладывается в смету, почти все оплачивается. Другое дело, что в ней не хватает многих статей, например, денег на инструменты и стройматериалы.
Сегодня существует программа по развитию учреждений начального профессионального образования Петербурга до 2010 года, где предполагается привлекать средства бюджета и работодателей, в общей сложности на 30 миллионов. Однако строительные корпорации пока идут к нам неохотно. А ведь каменщики, бетонщики, монтажники нужны всем! Вот с заводом ЖБИ мы в прошлом году заключили договор и подготовили им первую группу бетонщиков-специалистов из числа взрослых, за счет средств работодателей. На этом все и закончилось. Хочу сказать представителям строительных компаний, что система профтехобразования развивается, лицеи и ПТУ осваивают новые методы подготовки специалистов.
Наш лицей №50 принимает участие в российско-немецком проекте улучшения подготовки кадров в сфере строительства. В 1998 году мы начали готовить специалистов по сухому методу отделки, получили единственный в России профессиональный стандарт по этому методу. В Комитете по образованию на основании решения правительства создано три ресурсных центра, один по строительным специальностям, существует комиссия по разработке и внедрению образовательных стандартов, в том числе и профессиональных. Мы изучаем представленные варианты стандартов, новые программы, ждем только работодателей.
Сергей Соловьев, советник управляющего ЗАО «Победа ЛСР»:
– Проблема начального профессионального образования в том, что в отличие от высшего, оно не развивалось все эти годы. Если в 80-е годы было более 40 учебных заведений, которые тысячами выпускали строителей, то два года назад выяснилось, что в городе выпускает каменщиков и бетонщиков фактически только лицей №50. Все дело в том, что система начального профобразования была завязана на базовых предприятиях, которые нуждались в кадрах. Сейчас необходимо эту практику возобновлять. Если на Западе лицей полностью готовит строителей на своей базе, имеет свои мастерские, строительные площадки, оборудование, то у нас без помощи строительных компаний ПТУ пока функционировать не может.
Группа ЛСР сейчас пытается помочь тем училищам, которые хотят возродить подготовку каменщиков. Мы работаем с двумя площадками 50-го лицея, который сейчас стал ресурсным центром подготовки строительных профессий, 116-м лицеем, который расширил подготовку каменщиков, 97-м училищем, Ижорским политехническим лицеем. Кроме того, сейчас возобновляют группы строителей 8-е училище в Тярлево, 62-е училище в Авиагородке, которое раньше готовило вертолетчиков.
Многие организации заинтересованы в сотрудничестве, хотели бы помогать училищам, организовывать практику, но вопрос упирается в то, что деньги часто тратятся в «никуда». Выпускники либо уходят в армию, либо не хотят работать по специальности, либо идут к конкурентам.
Раиса Поветкина, начальник службы персонала «Эталон «ЛенСпецСму»:
– Конечно, мы испытываем потребность в рабочих, в тех же отделочниках. Но руководство больше ориентировано на такие группы, где люди надежные, непьющие, уже отслужили в армии… Со своей стороны, мы предлагаем хорошую зарплату для рабочих строительной отрасли, в среднем, в зависимости от квалификации, они получают у нас 15-25 тысяч рублей.
Имелс Ивилян: руководитель ресурсного центра при Комитете по образованию, директор строительно-индустриального профессионального лицея №50:
– Необходим конструктивный диалог, долгосрочные договоры. У нас 700 строителей сегодня обучается, неужели мы десять непьющих-надежных для «ЛенСпецСму» не подготовим? Что касается отсрочки от армии, мы ее даем, но на срок обучения. Если группа бетонщиков обучается 10 месяцев, то на эти 10 месяцев они ее и получают. Есть выход – набирать на обучение группы взрослых, уже демобилизованных. Но я бы не стал сбрасывать со счетов и молодых. Ведь этот парень, который у вас проходил практику, он ведь после армии готов вернуться на прошлое место работы, потому что понимает, что лучше он работы не найдет.
Николай Ватин, завкафедрой инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета.
– Политехнический университет год назад заключал договор с управлением службы занятости на профподготовку людей по востребованным на рынке специальностям. Сейчас это все временно заглохло. Но ведь, имея очень сильную базу специалистов высшей квалификации, мы вполне можем организовывать профессиональную подготовку по сметному делу, монтажу систем оборудования, нужны только заказы от работодателей. К примеру, заказал ЛСР у нас программу «Строительство для не строителей», и мы уже второй год учим людей по ней.
За союз…
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и Высшей школе:
– На мой взгляд, работодатели во многом правы, когда говорят о том, что у них нет никакой гарантии, что выпускники придут к ним после обучения за счет компании. По сути, мы пытаемся работодателя заставить оплачивать обучение не персонифицированного специалиста. В других странах эта проблема решается более оптимально. В Финляндии, например, работодатель обязан по закону ежегодно один процент от фонда оплаты труда потратить на повышение квалификации своих специалистов либо перечислить остатки в фонд развития образовательных технологий. Нам также необходимо законодательное решение, тогда деньги пойдут в систему повышения квалификации.
Владимир Привалов, начальник отдела трудоустройства Управления Федеральной Государственной службы занятости населения:
– Я хотел бы добавить, что сейчас впервые в Санкт-Петербурге Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли разрабатывается документ «Программа развития рынка труда» на период 2006-2025 годов. В его разработке принимали участие специалисты Комитета по образованию, Комитета по науке и высшей школе, государственной федеральной службы занятости, Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Основная задача этой программы – обеспечить нормальное социально-экономическое развитие Петербурга с точки зрения необходимой численности кадров, стабильное функционирование социально-демографической квалификационной структуры в соответствии с потребностями экономики Санкт-Петербурга. Предусмотрена и оптимизация структуры подготовки кадров, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования рынка труда. Сейчас эта программа находится в стадии согласования в Администрации Санкт-Петербурга.
Кроме того, с 15 января 2007 года вступает в силу новая редакция закона об иностранцах. Для тех строительных компаний, которые привлекают иностранных рабочих, существенно упрощается процедура их оформления на работу. Сейчас работодатель должен подать определенные документы в управление по делам миграции и получить разрешение и потом уже трудоустроить. А по новому закону граждане приезжают к нам, сами получают разрешение и ищут себе работодателя. Система регистрации настолько упрощена, что даже возможна регистрация не только в жилых, но и нежилых помещениях.
Чтобы проблема дефицита кадров исчезла, необходимы совместные действия государства, представителей бизнеса, учебных заведений – именно к такому выводу пришли участники круглого стола, часть из которых уже входит в Комиссию по кадрам при Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». Было решено вплотную заняться вопросами взаимодействия строительных компаний и образовательных учреждений, чтобы вузы и ПТУ учитывали потребности работодателя, а он, в свою очередь, участвовал в вопросах разработки профессиональных стандартов, в системе подготовки специалистов. Только таким образом можно изменить ситуацию катастрофической нехватки рабочих кадров в строительстве.
Автор: Юлия Меньшикова
Строительная отрасль испытывает острую нехватку квалифицированных кадров: инженеров, технологов, архитекторов, бетонщиков, каменщиков. Наблюдается дефицит менеджеров. Однако образовательные программы часто не стыкуются с требованиями строительных компаний, предъявляемыми к претендентам на рабочие места. Пути решения проблемы обсуждались во время круглого стола представителями Администрации Санкт-Петербурга, специалистами высших учебных заведений и строительных компаний.
Первым выступил Владимир Привалов, начальник отдела трудоустройства управления Федеральной Государственной службы занятости населения Санкт-Петербурга:
– Согласно статистике нашего управления, существует нехватка рабочих рук в строительной отрасли. В банке данных службы занятости сейчас 60 тысяч вакансий, поданных работодателями, и 75 процентов из них (около 48 тыс.), – это вакансии рабочих специальностей. По данным Госкомстата, в Петербурге сейчас насчитывается около 55 тыс. безработных, которые активно ведут поиск работы. Треть из них, примерно 16,5 тыс. человек, претендуют на вакансии рабочих специальностей.
В условиях дефицита рабочих кадров и возрастающей потребности строительные компании активно привлекают на работу иностранных граждан. По официальным данным Управления по делам миграции, в 2005 году было привлечено 23 тысячи иностранных граждан, из них 13 тысяч в строительную отрасль. На самом деле эта цифра гораздо больше. В целом объем использующийся нелегальной рабочей силы в Петербурге приблизительно составляет от 150 тысяч человек.
Молодое пополнение
на подмогу
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и высшей школе:
– Что касается притока новых специалистов на рынок рабочий силы. Нехватки в обучающихся у нас нет. В этом году было принято 62 тысячи студентов на 1-й курс высших учебных заведений, и 31 тысяча – в среднеспециальные учреждения. Как показывает практика, диплом о завершении обучения получат 90 процентов от числа всех поступивших. Часть из них вернутся к себе домой, в итоге мы получаем примерно 40-50 тысяч будущих новых специалистов, что не так уж и мало. Если в 1991 году в городе насчитывалась 221 тысяча студентов, в 2006 году их стало 443 тысячи, то есть за 15 лет масштабы подготовки специалистов, в том числе и по инженерно-строительным специальностям, увеличились вдвое. А объемы строительства и ввода жилья в 2005 году едва приблизились к уровню советского периода, то есть нет и полуторакратного увеличения. Мы можем увеличить прием молодежи в учебные заведения максимум процентов на 10. Однако увеличение количества набора студентов – это не решение проблемы дефицита кадров.
По данным службы занятости, количество поданных работодателями строительных вакансий и число выпускников учебных заведений и ПТУ сопоставимо. Но число вакансий не сокращается, и мы упираемся в проблему производительности труда. Необходимо повышать квалификацию уже имеющихся специалистов, чтобы они были востребованными.
Со стороны руководства города, мы активно работаем в этом направлении. Так, в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга взят курс на развитие системы среднеспециального и высшего образования. Приняты постановления по развитию высшей школы – до 2010 года и 2007 года, сейчас согласовываем с различными отраслями промышленности, какие им необходимы объемы рабочей силы, что должно быть включено в программы образования.
Кадры надо
квалифицировать
Нина Балберова, директор института повышения квалификации ГАСУ:
– Проблема повышения квалификации и переподготовки кадров действительно стоит остро. Наш институт провел анкетирование среди 10 тысяч инженерно-технических работников (из примерно 70 тысяч человек, вообще занятых в строительстве), и выяснилось, что около 30 процентов специалистов не имеют базового строительного образования. Это экономисты, педагоги, гуманитарии, но не строители. Поэтому единственная в ближайшее время возможность улучшить качество специалистов – профессиональная переподготовка. Наш вуз вплотную занимается этим вопросом, работают различные курсы. Ежегодно через нас проходят около пяти тысяч человек.
Однако для улучшения качества переподготовки и повышения квалификации необходимо сотрудничать индивидуально с каждой компанией, поскольку уровень подготовки у всех работников разный.
Сегодня спрос на повышение квалификации в строительной отрасли большой. Поэтому множество организаций предлагает различные курсы, но не всегда они дают необходимый уровень знаний, так как не всегда такие учебные центры обладают соответствующей технической базой. Необходимо как можно тщательнее контролировать такие организации. У строительных компаний должны быть отделы, которые будут заниматься вопросами переподготовки специалистов, составлять рейтинг учебных заведений, по каким показателям они удовлетворяют их требованиям, по каким – нет.
Наталья Кизиева, ректор «Межотраслевого института подготовки кадров и информации» (МИПКИ):
– Мы также занимаемся повышением квалификации работников строительного комплекса, реализуем программы, начиная от краткосрочного повышения квалификации и вплоть до высшего профессионального образования. Действительно, базовое образование строительного профиля есть только у половины абитуриентов, повышающих свою квалификацию.
Алена Юркина, директор по стратегическому развитию НПЦ инновационных технологий в недвижимости «Интехнедвижимость»:
– Как человек, вплотную занимающийся вопросами повышения квалификации, я бы хотела затронуть еще одну проблему, о которой мало говорят. В сфере промышленной недвижимости существует острая нехватка специалистов по управлению эксплуатацией зданий и сооружений. Сейчас все вопросы эксплуатации зданий решаются по старой схеме и модели, которая не отвечает сегодняшним требованиям. Промышленных предприятий в Петербурге стало больше, им необходимо оптимизировать и минимизировать строительные и эксплутационные издержки. А заниматься этим некому! Наш институт взял на себя роль подготовки таких специалистов, и мы разработали уникальный программный продукт. Сейчас он позволяет предприятию контролировать эксплуатационные издержки практически полностью. Экономия от внедрения такой системы достигает 25-30 процентов.
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и высшей школе:
– Действительно, и эта проблема весьма актуальна, особенно в плане нехватки специалистов по ТСЖ. В городе дефицит примерно в 70 тысяч человек управляющих. Для их подготовки также необходима специальная программа. Сейчас выбирают всех подряд на эту должность, а нужны люди с высшим или хотя бы среднеспециальным строительно-техническим образованием.
Вузы бьютсЯ за металл
Николай Ватин, завкафедрой инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета:
– Прежде чем говорить о качественном образовании, хотел обратить внимание вот еще на какой факт. Сфера образовательных услуг в строительстве – это огромный рынок, на котором происходит борьба. Повышение квалификации обойдется человеку или предприятию примерно в 7 тыс. рублей за минимальный 72-часовой курс. Обучение на нашем инженерно-строительном факультете стоит порядка 35 тысяч в семестр. Это деньги огромные! Можно представить, какие деньги крутятся на этом рынке, и, конечно, есть желающие легко их получить.
Мне кажется, что рынок образовательных услуг в значительной степени сегодня дутый, наряду с подготовкой настоящих специалистов идет обыкновенная продажа «корочек». Известно, что документ о повышении квалификации специалиста необходимо представлять в систему лицензирования. Как тут быть? Есть два пути – пойти учиться или купить «бумажку» в одном из безвестных филиалов какого-нибудь вуза всего за тысячу рублей, но рынок не получает полноценного квалифицированного специалиста.
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и Высшей школе:
– Бюджету, и это официальная цифра по Федерации, подготовка одного специалиста обходится в 18 тыс. рублей в год. Но это явное недофинансирование, реальная стоимость, даже без учета оборудования – 29-30 тыс. рублей в год. Соответственно, платное обучение обычно дороже, и недостатка в центрах по переподготовке специалистов в Санкт-Петербурге нет. Мы выдаем в год в среднем по 30-35 лицензий на дополнительное образование, но сюда входит и пятилетний цикл, то есть те центры, которые каждые 5 лет возобновляют лицензии. Сейчас в Петербурге работает 49 государственных вузов, 41 негосударственный, выдающие дипломы государственного образца.
…И о рабоЧих
Имелс Ивилян, руководитель ресурсного центра при Комитете по образованию, директор строительно-индустриального профессионального лицея №50:
– Раз речь зашла о стоимости подготовки, давайте поговорим об учебных заведениях, которые готовят квалифицированных рабочих. В последнее время положение с деньгами у профтехучилищ действительно улучшилось. Недофинансирование всегда присутствует, но то, что закладывается в смету, почти все оплачивается. Другое дело, что в ней не хватает многих статей, например, денег на инструменты и стройматериалы.
Сегодня существует программа по развитию учреждений начального профессионального образования Петербурга до 2010 года, где предполагается привлекать средства бюджета и работодателей, в общей сложности на 30 миллионов. Однако строительные корпорации пока идут к нам неохотно. А ведь каменщики, бетонщики, монтажники нужны всем! Вот с заводом ЖБИ мы в прошлом году заключили договор и подготовили им первую группу бетонщиков-специалистов из числа взрослых, за счет средств работодателей. На этом все и закончилось. Хочу сказать представителям строительных компаний, что система профтехобразования развивается, лицеи и ПТУ осваивают новые методы подготовки специалистов.
Наш лицей №50 принимает участие в российско-немецком проекте улучшения подготовки кадров в сфере строительства. В 1998 году мы начали готовить специалистов по сухому методу отделки, получили единственный в России профессиональный стандарт по этому методу. В Комитете по образованию на основании решения правительства создано три ресурсных центра, один по строительным специальностям, существует комиссия по разработке и внедрению образовательных стандартов, в том числе и профессиональных. Мы изучаем представленные варианты стандартов, новые программы, ждем только работодателей.
Сергей Соловьев, советник управляющего ЗАО «Победа ЛСР»:
– Проблема начального профессионального образования в том, что в отличие от высшего, оно не развивалось все эти годы. Если в 80-е годы было более 40 учебных заведений, которые тысячами выпускали строителей, то два года назад выяснилось, что в городе выпускает каменщиков и бетонщиков фактически только лицей №50. Все дело в том, что система начального профобразования была завязана на базовых предприятиях, которые нуждались в кадрах. Сейчас необходимо эту практику возобновлять. Если на Западе лицей полностью готовит строителей на своей базе, имеет свои мастерские, строительные площадки, оборудование, то у нас без помощи строительных компаний ПТУ пока функционировать не может.
Группа ЛСР сейчас пытается помочь тем училищам, которые хотят возродить подготовку каменщиков. Мы работаем с двумя площадками 50-го лицея, который сейчас стал ресурсным центром подготовки строительных профессий, 116-м лицеем, который расширил подготовку каменщиков, 97-м училищем, Ижорским политехническим лицеем. Кроме того, сейчас возобновляют группы строителей 8-е училище в Тярлево, 62-е училище в Авиагородке, которое раньше готовило вертолетчиков.
Многие организации заинтересованы в сотрудничестве, хотели бы помогать училищам, организовывать практику, но вопрос упирается в то, что деньги часто тратятся в «никуда». Выпускники либо уходят в армию, либо не хотят работать по специальности, либо идут к конкурентам.
Раиса Поветкина, начальник службы персонала «Эталон «ЛенСпецСму»:
– Конечно, мы испытываем потребность в рабочих, в тех же отделочниках. Но руководство больше ориентировано на такие группы, где люди надежные, непьющие, уже отслужили в армии… Со своей стороны, мы предлагаем хорошую зарплату для рабочих строительной отрасли, в среднем, в зависимости от квалификации, они получают у нас 15-25 тысяч рублей.
Имелс Ивилян: руководитель ресурсного центра при Комитете по образованию, директор строительно-индустриального профессионального лицея №50:
– Необходим конструктивный диалог, долгосрочные договоры. У нас 700 строителей сегодня обучается, неужели мы десять непьющих-надежных для «ЛенСпецСму» не подготовим? Что касается отсрочки от армии, мы ее даем, но на срок обучения. Если группа бетонщиков обучается 10 месяцев, то на эти 10 месяцев они ее и получают. Есть выход – набирать на обучение группы взрослых, уже демобилизованных. Но я бы не стал сбрасывать со счетов и молодых. Ведь этот парень, который у вас проходил практику, он ведь после армии готов вернуться на прошлое место работы, потому что понимает, что лучше он работы не найдет.
Николай Ватин, завкафедрой инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета.
– Политехнический университет год назад заключал договор с управлением службы занятости на профподготовку людей по востребованным на рынке специальностям. Сейчас это все временно заглохло. Но ведь, имея очень сильную базу специалистов высшей квалификации, мы вполне можем организовывать профессиональную подготовку по сметному делу, монтажу систем оборудования, нужны только заказы от работодателей. К примеру, заказал ЛСР у нас программу «Строительство для не строителей», и мы уже второй год учим людей по ней.
За союз…
Александр Викторов, председатель Комитета по науке и Высшей школе:
– На мой взгляд, работодатели во многом правы, когда говорят о том, что у них нет никакой гарантии, что выпускники придут к ним после обучения за счет компании. По сути, мы пытаемся работодателя заставить оплачивать обучение не персонифицированного специалиста. В других странах эта проблема решается более оптимально. В Финляндии, например, работодатель обязан по закону ежегодно один процент от фонда оплаты труда потратить на повышение квалификации своих специалистов либо перечислить остатки в фонд развития образовательных технологий. Нам также необходимо законодательное решение, тогда деньги пойдут в систему повышения квалификации.
Владимир Привалов, начальник отдела трудоустройства Управления Федеральной Государственной службы занятости населения:
– Я хотел бы добавить, что сейчас впервые в Санкт-Петербурге Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли разрабатывается документ «Программа развития рынка труда» на период 2006-2025 годов. В его разработке принимали участие специалисты Комитета по образованию, Комитета по науке и высшей школе, государственной федеральной службы занятости, Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Основная задача этой программы – обеспечить нормальное социально-экономическое развитие Петербурга с точки зрения необходимой численности кадров, стабильное функционирование социально-демографической квалификационной структуры в соответствии с потребностями экономики Санкт-Петербурга. Предусмотрена и оптимизация структуры подготовки кадров, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования рынка труда. Сейчас эта программа находится в стадии согласования в Администрации Санкт-Петербурга.
Кроме того, с 15 января 2007 года вступает в силу новая редакция закона об иностранцах. Для тех строительных компаний, которые привлекают иностранных рабочих, существенно упрощается процедура их оформления на работу. Сейчас работодатель должен подать определенные документы в управление по делам миграции и получить разрешение и потом уже трудоустроить. А по новому закону граждане приезжают к нам, сами получают разрешение и ищут себе работодателя. Система регистрации настолько упрощена, что даже возможна регистрация не только в жилых, но и нежилых помещениях.
Чтобы проблема дефицита кадров исчезла, необходимы совместные действия государства, представителей бизнеса, учебных заведений – именно к такому выводу пришли участники круглого стола, часть из которых уже входит в Комиссию по кадрам при Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». Было решено вплотную заняться вопросами взаимодействия строительных компаний и образовательных учреждений, чтобы вузы и ПТУ учитывали потребности работодателя, а он, в свою очередь, участвовал в вопросах разработки профессиональных стандартов, в системе подготовки специалистов. Только таким образом можно изменить ситуацию катастрофической нехватки рабочих кадров в строительстве.
Автор: Юлия Меньшикова
рубрика:
Городская среда