В середине пути

В канун празднования пятнадцатилетия КУГИ мы беседовали с человеком, пришедшим на работу в комитет в 1995 году, будучи еще студентом четвертого курса. Спустя 11 лет он работает в должности первого заместителя председателя комитета. Алексей Чичканов рассказал о том, каким он видит КУГИ через 15 лет, и какие изменения произошли за то время, пока он работает в этом комитете.
– Чем отличается КУГИ образца 1991 года от комитета 2006 года, или, иначе, Ваше виденье пройденного пути.
– Я бы не стал говорить, что тот комитет, который создавался в 1991 году, и сегодняшний – это одно и тоже. Цели, которые ставились перед комитетом тогда, были совсем другие, чем те, что стоят перед нами сейчас. Надо вспомнить, что в стране происходила массовая приватизация, страна переходила от социалистической плановой экономики к рыночной, и в первую очередь комитет создавался для приватизации государственной собственности. Это направление занимало процентов 70 от всей деятельности. Постепенно в зону ответственности комитета включалась аренда государственного имущества. Раньше полномочия по сдаче в аренду были сосредоточены в различных жилищных органах. Сейчас, по прошествии 15 лет, приватизация хоть и осталась, но это уже 20-30 процентов нашей деятельности. Сейчас задача стоит не столько в передаче объектов в частные руки, сколько в эффективном использовании государственного имущества, хотя эти задачи все равно переплетаются. Сегодня официально признано как у нас в городе, так и на федеральном уровне, что управление коммерческой недвижимостью более эффективно осуществляется частным бизнесом. Государство в части эффективного использования коммерческой недвижимости проигрывает бизнесу. Если говорить о понимании цели, к которой стремится комитет, за 15 лет ничего не поменялось, изменились механизмы, способы достижения этой цели. Если раньше было принято реализовывать как можно быстрей, зачастую не заботясь об эффективности, сейчас, оставшись с меньшим объемом государственного имущества, мы более тщательно, индивидуально подходим к каждому объекту госсобственности, будь то здание или небольшое помещение, акции или машины. Преемственность сохранилась в традиционном понимании функций комитета, от которого мы не отходим с момента его основания – мы нацелены на приватизацию, а это означает, что мы нацелены на самоликвидацию.
– Почему?
– Через какое-то время мы намерены продать все, что не используется государством или не служит государственным целям. Грубо говоря, объекты, где расположены комитеты, школы, государственные структуры, которые должны обеспечивать в силу своих функций работу, необходимую для функционирования государства и социальных потребностей общества, должны остаться. Все остальное, сдаваемое в аренду, все акционерные общества, в которых государство пытается заниматься не свойственным ему бизнесом, – все это должно быть отчуждено. Естественно, реализовывать надо не сразу и эффективно, потому что если мы продадим все сразу, мы спровоцируем социальный взрыв,мы обрушим рынок и успеха не добьемся.
– Ну, 30-летие отметите?
– Думаю, что да. 15-20 лет – это срок жизни нашего комитета, после чего он должен принять другие формы. Может быть, назовут «комитет стратегического развития», но не «управления имуществом», потому что имущества, которым мы будем управлять, не будет. Потому что имущество будет использоваться, и для этого комитет будет не нужен.
– Получается, что частник управляет эффективней, и все надо отдать частнику?
– С точки зрения извлечения доходов частник управляет эффективней, но перед комитетом стоит задача еще управлять так, чтобы осталось имущество для государственных нужд – чтобы детских садов было достаточно, чтобы в больницы и в школы не было очереди, чтобы городские комитеты были размещены, пункты милиции, пенсионный фонд, чтобы они имели место, где разместиться. Но это тоже не единственная задача. Кроме того, необходимо размещать организации, которые снимают, так сказать, социальный стресс. Подобным общественным структурам не найти себе помещений на рынке без нашей помощи. Для нас, может быть, было бы проще продать эти помещения или сдавать их в аренду по коммерческим ставкам, но мы понимаем, что выполняем еще и социальную функцию. При этом мы вынуждены балансировать на грани максимальной доходности для бюджета.
Однако надо избавляться от такого вида поддержки, как льготы при предоставлении помещений. Должна быть иная система субсидирования, а не льготы. Скажем, целевая адресная система выделения денег организациям, которые действительно в этом нуждаются, на покрытие своих издержек. А льготы развращают: многие организации перестают адекватно соотносить свои услуги с пакетом льгот, которые они получают.
– Не могли бы Вы рассказать о себе и своих коллегах по комитету?
– Я пришел сюда в 1995 году, студентом 4-го курса юрфака. И больше работы не менял. Застал Михаила Маневича, его заместителя Германа Грефа, Любовь Совершаеву. У нас очень много людей, которые работают с основания комитета с 1991 года. С точки зрения кадров комитет сильно не изменился. Мы поменялись в идеологии и в подходе.

Автор: Игорь Федоров
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.