Реальный мир кино
С июля прошлого года количество кинотеатров в Санкт-Петербурге увеличилось более чем на 60 процентов. Тем не менее, по мнению специалистов, о насыщении рынка говорить пока рано: в городе до сих пор существуют районы, жители которых испытывают недостаток современных залов. Частично решить эту проблему призвана программа реорганизации киносети, согласно которой городские кинотеатры «разберут» частные инвесторы и районные администрации.
В Санкт-Петербурге сегодня насчитывается 32 городских кинотеатра. Из них в ведении Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга вскоре должно остаться только 7, преимущественно детские. Шесть кинотеатров будут переданы в ведение районных администраций, пять, являющихся государственными учреждениями, будут ликвидированы в установленном порядке, судьбу оставшихся 10 зданий будет решать КУГИ, планируется, что они будут переданы под инвестиционные цели. Кинотеатры, которые останутся городскими, будут реконструированы и частично перепрофилированы. В «Прибое», например, Комитет по культуре планирует создать Центр современного искусства, в «Фестивале» – культурный центр и базу для городских оркестров, а в «Охту» переедет театр «Буфф». Районам будут переданы пять кинотеатров, администрации смогут использовать кинотеатры по своему усмотрению, но «крутить кино» в них не перестанут. Инвесторам здания кинотеатров также будут передаваться при условии сохранения функций кинопоказа.
Концепция реорганизации киносети, которая должна быть одобрена осенью этого года, предполагает ряд управленческих решений, направленных на уточнение организационно-правовых форм, по которым функционируют кинотеатры. Например, давно сгоревший и переданный Церкви «Спартак» до сих пор числится как государственное учреждение. Такая же ситуация с кинотеатром «Художественный», где уже два года работает компания «Синема Мир». «Ряд кинотеатров ликвидируется как государственные учреждения, но не как площадки для демонстрации кинофильмов», – говорит Наталья Пахомова, начальник отдела искусств и международных связей Комитета по культуре.
Лишний билетик
«Речь идет в первую очередь об оптимизации городской киносети: за собой мы оставляем детские кинотеатры, а инвесторам будут предложены те объекты, которые доказали свою экономическую несостоятельность», – утверждает Наталья Пахомова. К таким объектам она отнесла так называемые «тысячники» – кинотеатры на тысячу и более мест, расположенные в спальных районах города, например, «Максим», «Прометей», «Планета». «Они давно уже не финансируются бюджетом и переведены на самоокупаемость, поэтому как кинотеатры практически не функционируют. По нашей статистике, средняя посещаемость одного сеанса в таком кинотеатре – не более 17 человек. Большая часть помещений сдается в аренду. Город обвиняют в том, что он лишает петербуржцев «очагов культуры». Но надо видеть, что сейчас происходит в этих кинотеатрах: прием стеклотары, магазины шуб, все что угодно, но только не кино. Между тем, в результате реорганизации из 32 кинотеатров 24 сохранят свои социально-культурные функции, изменив организационно-правовые формы. Оставить их в ведении Комитета неразумно, поскольку реконструкция каждого из этих кинотеатров обойдется примерно в 70 млн рублей», – рассказывает Наталья Пахомова.
Яркий пример – кинотеатр «Художественный», который, будучи передан инвестору, получил второе рождение. «Художественный» – один из первых кинотеатров не только в Санкт-Петербурге, но и в России: его открыли более ста лет назад в здании, построенном архитектором Артемом Джороговым в начале XIX века. «Когда мы пришли в этот кинотеатр, в нем не то что не показывали кино, здесь не было электричества, везде наблюдались протечки, со стен сыпался кирпич, а в Большом зале проводились дискотеки, – рассказывает Елена Ромашова, заместитель генерального директора ООО «Синема Мир». – Нам потребовалось полтора года и около $4,5 млн, чтобы практически заново построить «Художественный», где с момента постройки ни разу не делался капитальный ремонт. По всему периметру Большого зала мы сделали специальную железобетонную стяжку, которая держит стеновой кирпич, по сути – дом в доме, укрепили колонны и перекрытия, чтобы они смогли выдержать вес амфитеатра, установили сложную систему звукоизоляции, которая необходима в современном кинотеатре». До реконструкции в «Художественном» было два зала вместимостью более 900 человек, сейчас посмотреть кино в шести залах могут единовременно 800 посетителей.
Власти Москвы пошли по такому пути еще год назад. Согласно планам городской администрации из 152 кинотеатров, оставшихся в собственности города, около 60 по-прежнему будут сдаваться в аренду кинопрокатным сетям и культурным учреждениям, 20 займутся показом некоммерческого кино, 10 будут переданы префектурам, а на базе остальных предполагается построить торговые центры с обязательным сохранением кинопоказа.
В Санкт-Петербурге в начале августа на торгах Фонда имущества также уже были реализованы два кинотеатра: «Зенит» на Гастелло, 7 и «Сатурн» на Бабушкина, 40 приобрела московская лизинговая компании ОАО «Ликострой», оба по начальной стоимости – 27 млн рублей и 38 млн рублей соответственно.
Большое кино
И петербургские, и московские сети кинопроката считают такие предложения интересными, но оговариваются, что приобретение муниципального кинотеатра возможно при условии полной реконструкции объектов и превращения их в мультиплексы, имеющие более высокую рентабельность.
«Мультиплексы становятся более популярными, чем небольшие кинотеатры с одним-двумя залами. Это напрямую связано с более широким репертуаром, частотой киносеансов и прочими удобствами. Тем не менее, одним из важных факторов при выборе кинотеатра остается его месторасположение, то есть близость к дому», – рассказывает Эдуард Пичугин, генеральный директор петербургской сети кинотеатров «Кронверк Синема». По его словам, кинотеатр не обязательно должен располагаться в торгово-развлекательном комплексе: согласно статистике, только 3-4 процента посетителей ТРК становятся зрителями.
«Наиболее перспективными типами кинотеатров являются миниплексы (от 2 до 7 залов) и мультиплексы (более 8 залов). Доля однозальных кинотеатров в РФ сокращается, однако, на мой взгляд, и у таких кинотеатров есть шанс на успех при условии их специализации – ориентир на конкретного потребителя и создание группы постоянных клиентов, применении новых технологий – цифровой кинопоказ, и диверсификации деятельности – демонстрация альтернативного кино», – утверждает Ксения Леонтьева, аналитик компании «Невафильм», занимающейся проектированием и оборудованием кинотеатров.
С этим утверждением согласна и Елена Ромашова. Еще один проект «Синема Мир» – кинотеатр «Нева», расположенный напротив «Художественного». Согласно проекту реконструкции там будет всего два зала на 100 человек. «Мы взялись за этот проект только потому, что рассматриваем его как продолжение «Художественного». С таким количеством мест как самостоятельному кинотеатру «Неве» очень сложно будет окупиться. Мы же, пользуясь удачным расположением, планируем его просто как два дополнительных зала», – говорит она. Реконструкция кинотеатра площадью 600 кв. метров обойдется «Синема Мир» в $1 млн.
Культурный спрос
и предложение
Современный кинотеатр – это кинотеатр, осуществляющий регулярный коммерческий кинопоказ с 35-миллиметровой кинопленки, с многоканальным звуком в комфортабельном зале; кинопоказы в таком кинотеатре являются основными источниками дохода для собственника. По данным компании «Невафильм», на начало 2006 года в Петербурге действует 23 современных кинотеатра на 87 кинозалов общей вместимостью около 16 тыс. человек. По мнению Ксении Леонтьевой, рынок кинотеатров Санкт-Петербурга сейчас активно развивается, что связано с общим экономическим ростом региона. Однако на сегодняшний день структура киносети не отвечает в полной мере потребностям кинозрителей, прежде всего, по причине весьма неравномерного распределения кинотеатров по территории города и высокой их концентрации в центре. В Центральном районе, например, насчитывается 6 кинотеатров, отвечающих современным требованиям, в Приморском – 3. В Московском районе можно посетить лишь 1 кинотеатр, а в Невском современного кинопоказа вообще нигде не найти.
«Что касается потенциала кинорынка, то он еще достаточно велик. Количество кинотеатров в городе можно удвоить. В Лондоне, например, насчитывается 2000 экранов, а в Санкт-Петербурге меньше 100. Естественный прирост зрителя в наших кинотеатрах – 10-15 процентов в год. Логично, что количество экранов будет увеличиваться», – утверждает Эдуард Пичугин.
Последние два года были весьма значительными для рынка кинотеатров Санкт-Петербурга. Компания «Синема Парк» открыла крупнейший в городе кинотеатр из 9 залов на 2346 мест общей площадью около 8000 кв. метров. Первый кинотеатр сети в Петербурге разместился в ТРК «Гранд Каньон» на проспекте Энгельса, 154. Уже через год «Синема Парк» обещает еще один мультиплекс такой же площади.
Лидером по количеству посадочных мест сегодня остается компания «Кронверк Синема», владеющая сетью из шести мультиплексов в спальных районах города: «Норд», «Меркурий», «Академический», «Нео», «Заневский каскад» и «Балканский».
Конкуренцию «Кронверк Синема», владеющей 33 кинозалами, должна составить «Каро Фильм», открывшая в этом году два кинотеатра: семизальный кинотеатр на 1150 мест входит в состав ТРК «Континент», расположенного на проспекте Стачек, а девятизальный мультиплекс на 1200 мест разместился в ТРК «Варшавский экспресс». К концу 2009 года руководство компании обещает увеличить свою петербургскую сеть до 10 киноцентров. В январе свой первый кинотеатр в Петербурге открыла компания «Киномакс». Четырехзальный центр разместился в ТРК «Румба». По заявлению петербургских представителей компании, в ближайших планах «Киномакса» открыть в Петербурге еще три кинотеатра.
Ожидается также выход на петербургский рынок и других федеральных сетей: Rising Star Media – кинотеатр Kino Star City и компания Vinci.
Автор: Екатерина Меньшикова
В Санкт-Петербурге сегодня насчитывается 32 городских кинотеатра. Из них в ведении Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга вскоре должно остаться только 7, преимущественно детские. Шесть кинотеатров будут переданы в ведение районных администраций, пять, являющихся государственными учреждениями, будут ликвидированы в установленном порядке, судьбу оставшихся 10 зданий будет решать КУГИ, планируется, что они будут переданы под инвестиционные цели. Кинотеатры, которые останутся городскими, будут реконструированы и частично перепрофилированы. В «Прибое», например, Комитет по культуре планирует создать Центр современного искусства, в «Фестивале» – культурный центр и базу для городских оркестров, а в «Охту» переедет театр «Буфф». Районам будут переданы пять кинотеатров, администрации смогут использовать кинотеатры по своему усмотрению, но «крутить кино» в них не перестанут. Инвесторам здания кинотеатров также будут передаваться при условии сохранения функций кинопоказа.
Концепция реорганизации киносети, которая должна быть одобрена осенью этого года, предполагает ряд управленческих решений, направленных на уточнение организационно-правовых форм, по которым функционируют кинотеатры. Например, давно сгоревший и переданный Церкви «Спартак» до сих пор числится как государственное учреждение. Такая же ситуация с кинотеатром «Художественный», где уже два года работает компания «Синема Мир». «Ряд кинотеатров ликвидируется как государственные учреждения, но не как площадки для демонстрации кинофильмов», – говорит Наталья Пахомова, начальник отдела искусств и международных связей Комитета по культуре.
Лишний билетик
«Речь идет в первую очередь об оптимизации городской киносети: за собой мы оставляем детские кинотеатры, а инвесторам будут предложены те объекты, которые доказали свою экономическую несостоятельность», – утверждает Наталья Пахомова. К таким объектам она отнесла так называемые «тысячники» – кинотеатры на тысячу и более мест, расположенные в спальных районах города, например, «Максим», «Прометей», «Планета». «Они давно уже не финансируются бюджетом и переведены на самоокупаемость, поэтому как кинотеатры практически не функционируют. По нашей статистике, средняя посещаемость одного сеанса в таком кинотеатре – не более 17 человек. Большая часть помещений сдается в аренду. Город обвиняют в том, что он лишает петербуржцев «очагов культуры». Но надо видеть, что сейчас происходит в этих кинотеатрах: прием стеклотары, магазины шуб, все что угодно, но только не кино. Между тем, в результате реорганизации из 32 кинотеатров 24 сохранят свои социально-культурные функции, изменив организационно-правовые формы. Оставить их в ведении Комитета неразумно, поскольку реконструкция каждого из этих кинотеатров обойдется примерно в 70 млн рублей», – рассказывает Наталья Пахомова.
Яркий пример – кинотеатр «Художественный», который, будучи передан инвестору, получил второе рождение. «Художественный» – один из первых кинотеатров не только в Санкт-Петербурге, но и в России: его открыли более ста лет назад в здании, построенном архитектором Артемом Джороговым в начале XIX века. «Когда мы пришли в этот кинотеатр, в нем не то что не показывали кино, здесь не было электричества, везде наблюдались протечки, со стен сыпался кирпич, а в Большом зале проводились дискотеки, – рассказывает Елена Ромашова, заместитель генерального директора ООО «Синема Мир». – Нам потребовалось полтора года и около $4,5 млн, чтобы практически заново построить «Художественный», где с момента постройки ни разу не делался капитальный ремонт. По всему периметру Большого зала мы сделали специальную железобетонную стяжку, которая держит стеновой кирпич, по сути – дом в доме, укрепили колонны и перекрытия, чтобы они смогли выдержать вес амфитеатра, установили сложную систему звукоизоляции, которая необходима в современном кинотеатре». До реконструкции в «Художественном» было два зала вместимостью более 900 человек, сейчас посмотреть кино в шести залах могут единовременно 800 посетителей.
Власти Москвы пошли по такому пути еще год назад. Согласно планам городской администрации из 152 кинотеатров, оставшихся в собственности города, около 60 по-прежнему будут сдаваться в аренду кинопрокатным сетям и культурным учреждениям, 20 займутся показом некоммерческого кино, 10 будут переданы префектурам, а на базе остальных предполагается построить торговые центры с обязательным сохранением кинопоказа.
В Санкт-Петербурге в начале августа на торгах Фонда имущества также уже были реализованы два кинотеатра: «Зенит» на Гастелло, 7 и «Сатурн» на Бабушкина, 40 приобрела московская лизинговая компании ОАО «Ликострой», оба по начальной стоимости – 27 млн рублей и 38 млн рублей соответственно.
Большое кино
И петербургские, и московские сети кинопроката считают такие предложения интересными, но оговариваются, что приобретение муниципального кинотеатра возможно при условии полной реконструкции объектов и превращения их в мультиплексы, имеющие более высокую рентабельность.
«Мультиплексы становятся более популярными, чем небольшие кинотеатры с одним-двумя залами. Это напрямую связано с более широким репертуаром, частотой киносеансов и прочими удобствами. Тем не менее, одним из важных факторов при выборе кинотеатра остается его месторасположение, то есть близость к дому», – рассказывает Эдуард Пичугин, генеральный директор петербургской сети кинотеатров «Кронверк Синема». По его словам, кинотеатр не обязательно должен располагаться в торгово-развлекательном комплексе: согласно статистике, только 3-4 процента посетителей ТРК становятся зрителями.
«Наиболее перспективными типами кинотеатров являются миниплексы (от 2 до 7 залов) и мультиплексы (более 8 залов). Доля однозальных кинотеатров в РФ сокращается, однако, на мой взгляд, и у таких кинотеатров есть шанс на успех при условии их специализации – ориентир на конкретного потребителя и создание группы постоянных клиентов, применении новых технологий – цифровой кинопоказ, и диверсификации деятельности – демонстрация альтернативного кино», – утверждает Ксения Леонтьева, аналитик компании «Невафильм», занимающейся проектированием и оборудованием кинотеатров.
С этим утверждением согласна и Елена Ромашова. Еще один проект «Синема Мир» – кинотеатр «Нева», расположенный напротив «Художественного». Согласно проекту реконструкции там будет всего два зала на 100 человек. «Мы взялись за этот проект только потому, что рассматриваем его как продолжение «Художественного». С таким количеством мест как самостоятельному кинотеатру «Неве» очень сложно будет окупиться. Мы же, пользуясь удачным расположением, планируем его просто как два дополнительных зала», – говорит она. Реконструкция кинотеатра площадью 600 кв. метров обойдется «Синема Мир» в $1 млн.
Культурный спрос
и предложение
Современный кинотеатр – это кинотеатр, осуществляющий регулярный коммерческий кинопоказ с 35-миллиметровой кинопленки, с многоканальным звуком в комфортабельном зале; кинопоказы в таком кинотеатре являются основными источниками дохода для собственника. По данным компании «Невафильм», на начало 2006 года в Петербурге действует 23 современных кинотеатра на 87 кинозалов общей вместимостью около 16 тыс. человек. По мнению Ксении Леонтьевой, рынок кинотеатров Санкт-Петербурга сейчас активно развивается, что связано с общим экономическим ростом региона. Однако на сегодняшний день структура киносети не отвечает в полной мере потребностям кинозрителей, прежде всего, по причине весьма неравномерного распределения кинотеатров по территории города и высокой их концентрации в центре. В Центральном районе, например, насчитывается 6 кинотеатров, отвечающих современным требованиям, в Приморском – 3. В Московском районе можно посетить лишь 1 кинотеатр, а в Невском современного кинопоказа вообще нигде не найти.
«Что касается потенциала кинорынка, то он еще достаточно велик. Количество кинотеатров в городе можно удвоить. В Лондоне, например, насчитывается 2000 экранов, а в Санкт-Петербурге меньше 100. Естественный прирост зрителя в наших кинотеатрах – 10-15 процентов в год. Логично, что количество экранов будет увеличиваться», – утверждает Эдуард Пичугин.
Последние два года были весьма значительными для рынка кинотеатров Санкт-Петербурга. Компания «Синема Парк» открыла крупнейший в городе кинотеатр из 9 залов на 2346 мест общей площадью около 8000 кв. метров. Первый кинотеатр сети в Петербурге разместился в ТРК «Гранд Каньон» на проспекте Энгельса, 154. Уже через год «Синема Парк» обещает еще один мультиплекс такой же площади.
Лидером по количеству посадочных мест сегодня остается компания «Кронверк Синема», владеющая сетью из шести мультиплексов в спальных районах города: «Норд», «Меркурий», «Академический», «Нео», «Заневский каскад» и «Балканский».
Конкуренцию «Кронверк Синема», владеющей 33 кинозалами, должна составить «Каро Фильм», открывшая в этом году два кинотеатра: семизальный кинотеатр на 1150 мест входит в состав ТРК «Континент», расположенного на проспекте Стачек, а девятизальный мультиплекс на 1200 мест разместился в ТРК «Варшавский экспресс». К концу 2009 года руководство компании обещает увеличить свою петербургскую сеть до 10 киноцентров. В январе свой первый кинотеатр в Петербурге открыла компания «Киномакс». Четырехзальный центр разместился в ТРК «Румба». По заявлению петербургских представителей компании, в ближайших планах «Киномакса» открыть в Петербурге еще три кинотеатра.
Ожидается также выход на петербургский рынок и других федеральных сетей: Rising Star Media – кинотеатр Kino Star City и компания Vinci.
Автор: Екатерина Меньшикова
рубрика:
Среда обитания