Эксперты одобрили Новую Голландию
Коллегия петербургского градостроительного совета и научно-экспертный совет города с воодушевлением приняли представленный Норманном Фостером проект реконструкции Новой Голландии. Известный британский архитектор предложил построить на острове многофункциональный комплекс, включающий Дворец фестивалей, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Замечаний к архитектурной составляющей проекта практически не было.
На Градсовете Норманн Фостер, заметно волнуясь, представил на суд обычно очень критичной публики из архитектурного бомонда города полную версию своего проекта реконструкции Новой Голландии. Приняли его хорошо: на совете звучали слова о том, что это лучший проект последнего времени, шедевр архитектурной мысли, исключительно удачное сочетание исторического наследия и новых решений… Никита Явейн, бывший руководитель КГИОП, заявил, что проект Фостера удачно отличается от работ заезжих знаменитостей, которые пытаются реализовать в России то, что им не позволяют сделать на родине. «Проект Норманна Фостера – совсем другой пример», – убежден он. В свою очередь, Вера Дементьева, нынешний руководитель КГИОП, отметила, что «наконец-то решилась судьба одного из самых крупных инвестиционных проектов в области реставрации».
Норманн Фостер отметил, что по сравнению с конкурсным вариантом проект несколько изменился. Он предложил убрать мосты через Мойку для того, чтобы «сохранить загадку острова». Транспортную доступность будут обеспечивать мосты через Крюков и Адмиралтейский каналы. По идее архитектора, Новая Голландия должна стать пешеходной зоной, а весь автотранспорт, включая служебный, будет передвигаться под землей. Основной вход на остров предполагается через здание кузницы, здесь же расположатся кассы. Минуя их, зрители попадут в подземный гардероб.
В центре острова будут углублять внутренний водоем острова, так называемый «Ковш», в середине которого разместится сцена для театрализованных представлений. Дворец Фестивалей на три с половиной тысячи мест будет выполнен в форме каркаса корабля, что, по мнению, архитектора, отражает судьбу острова. Его свяжут с Ковшом двумя своеобразными крыльями, где будут устроены еще 2,5 тысячи зрительских мест. Эксплуатировать Дворец можно будет в любую погоду за счет особой конфигурации кровли. Еще один концертный зал на 400 мест организуют в тюремной башне.
Согласно проекту общая площадь возводимых и реконструируемых зданий и помещений составляет 195,8 тыс. кв. метров. В том числе Дворец фестивалей – 26,3 тыс. кв. метров, тюрьма – 10,1 тыс. кв. метров, дом коменданта – 1 тыс. кв. метров, три здания складов площадью 24,9, 38,4 и 18,6 тыс. кв. метров. В них должны разместиться гостиничные комплексы и офисные помещения.
Не все Фостеру масленица
Не смог определиться Норман Фостер с системой освещения острова. С одной стороны, необходимо обеспечить художественную подсветку крыш складов Новой Голландии и «запустить» свет внутрь помещений, с другой – кровли являются архитектурным наследием, и вмешиваться в их устройство нельзя. Архитектор заявил, что им удалось замаскировать окна и источники света, но участники обсуждения посоветовали ему еще раз подумать над этим вопросом.
Возникло недопонимание и с цветом кровель: Фостер предложил сделать их коричневыми, что на его взгляд, соответствует общему тону городских крыш, но специалисты поправили его, заявив, что крыши в Санкт-Петербурге в основном темно-красные.
Были высказаны замечания к составителям конкурсной документации. Михаил Мильчик, член федерального совета по сохранению культурного наследия и рецензент проекта, отметил, что при разработке условий международного конкурса остров не рассматривался как единое пространство и некоторые объекты можно в результате реконструкции потерять. Например, здание Дворца Фестивалей, высота которого достигает 15 метров, перекроет существующую панораму острова. Также можно было обязать инвестора сохранить незастроенной пустующую часть Новой Голландии и шире показать интерьер складов, который открылся после пожара. Или другой пример, приведенный председателем городского отделения Общества охраны памятников истории и культуры Владимиром Лисовским. Он много говорил о «Ковше», который является опытным бассейном, оборудованным в Новой Голландии по инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева, и где над новыми моделями кораблей работали известные судостроители. Владимир Лисовский предложил сохранить хотя бы фрагмент бассейна, тем более что это сооружение представляет интерес и для туристов. Между тем, бассейн в перечень охраняемых объектов не входит, а инвестор, как и архитектор, не видят смысла его сохранять. В ответ на это Вера Дементьева заявила, что конкурсная документация составлялась специалистами высокого класса, и сейчас уже нет смысла говорить об этом.
Удалось Норманну Фостеру отстоять деревья, растущие вдоль складов Новой Голландии. Некоторые предлагали их вырубить, мотивируя это тем, что изначально их на острове не было, и они закрывают обзор со стороны каналов. Архитектор заметил, что остров за время своего существования менялся неоднократно, и выросшие деревья – не самое плохое из изменений.
В итоге Норманн Фостер обнадежил присутствующих на Градсовете, заявив, что его мастерская готова и дальше развивать проект реконструкции, прислушиваясь к замечаниям специалистов.
Между тем, в городе до сих пор говорят о том, что амбициозный проект нельзя реализовывать, поскольку Дворец Фестивалей и подземный паркинг могут вызвать понижение грунтовых вод, осушение и повреждение свай существующих построек. Правда, на Градсовете эти опасения высказаны не были.
ГолландскаЯ историЯ
Постройки на острове Новая Голландия были возведены в 1765–1780 годах по проектам известных архитекторов Саввы Чевакинского и Жана-Батиста Валлен-Деламота. Несмотря на то, что использовались они для сушки и хранения лесоматериалов, необходимых для строительства кораблей, к их созданию архитекторы подошли с ответственностью, свойственной мастерам того времени. Складские помещения стали подлинным образцом эпохи раннего классицизма. Отделку фасадов поручили архитектору-классицисту Жану Батисту Валлен-Деламоту. Он же спроектировал знаменитую арку, выходящую на Крюков канал. В XIX веке в Новой Голландии появились здание морской тюрьмы, построенное в форме ротонды, и кирпичная кузница.
На территории острова сейчас находится 26 зданий общей площадью около 70 тысяч квадратных метров. Пять из них являются памятниками архитектуры федерального значения: три лесных склада, тюрьма и кузница. Их инвестор должен будет сохранить и отреставрировать. Охране подлежит также конфигурация внутреннего ковша.
За последние 100 лет девелоперы не раз присматривались к острову. В начале прошлого века был план разбить его на участки и застроить, однако его реализации помешала война. При советской власти на остров пришли военные, разместившие здесь склады Ленинградской базы ВМФ и ателье по пошиву формы, Новая Голландия стала закрытой территорей.
В 1990 году французская компания СВС заинтересовалась проектом архитектора Вениамина Фабрицкого, который предложил высвободить на севере острова участок под деловую застройку, комплекс Валлен-Деламота реставрировать, разместив в нем учреждения культуры, а в центре острова организовать площадки для фестивалей и карнавалов. Проект оценивался в $300-400 млн. Однако военные с острова не ушли, и французы от идеи отказались. В 1997 году художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предлагал включить Новую Голландию в состав проекта реконструкции Мариинского театра, разрабатываемого американским архитектором Эриком Моссом. В 2003 году военные объекты с острова вывели, и Валентина Матвиенко получила символические ключи от острова, после чего началась подготовка к международному архитектурно-инвестиционному конкурсу. Объявили его в октябре 2005 года. Организатором торгов стал Фонд имущества Петербурга. К участию в состязании допускались только консорциумы в составе инвестор – архитектор – девелопер.
АнглийскаЯ ГолландиЯ
Идеи Вениамина Фабрицкого, архитектора, работавшего над проектом реконструкции острова более 30 лет, частично были использованы при составлении условий этого конкурса. На конкурс выставили территорию в 7,2 га с расположенными на ней 26 зданиями, принадлежащими как городу, так и федералам. Инвестору разрешили снести только постройки советского периода. Предполагалось, что остров может вместить до 220 тыс. кв. метров различных площадей, высоту построек ограничили 23,5 метрами. Среди других обязательных условий было инвестировать в освоение территории не менее $300 млн, реализовать проект за семь лет и построить на острове Дворец фестивалей. Взамен победитель конкурса сможет оформить новые постройки в собственность, а федеральные памятники и Дворец фестивалей получит в аренду на 99 лет. Город со своей стороны компенсирует инвестору затраты на инженерное обеспечение острова, а федеральные власти – на строительство дворца.
На Новую Голландию претендовало немало желающих. 31 января 2005 года были объявлены трое претендентов: «Эн Эйч Ай Групп», учрежденный шведской компанией Ruric AB (на конкурс инвестор представил проект голландского архитектурного бюро ЕЕА стоимостью $483 млн), «Строй-холдинг» в партнерстве с «СБП Интернэшнл» и архитектурными бюро «КСП Энгель и Циммерман» и «Байерише Баубетройунгс» (стоимость проекта – $558 млн), наконец, «СТ Новая Голландия», созданное московским девелоперским холдингом ST Group. Руководитель компании, известный предприниматель Шалва Чигиринский, лично пригласил для работы над проектом своего друга – английского архитектора Норманна Фостера. Англичанин известен как один из основоположников стиля high-tech. Он построил множество современных зданий в Великобритании, Германии, Гонконге. Многие знают его как автора проекта реконструкции Рейхстага в Берлине. Английская королева Елизавета возвела его в 1990 году в рыцарское звание.
Шалва Чигиринский пообещал вложить в остров около $300 млн. Коммерческая привлекательность проекта ясна пока не для всех, но предприниматель настроен оптимистично. «Риски, связанные с реализацией проекта, довольно велики, и просчитать затраты и прибыль затруднительно. Я не знаю, как мы заработаем деньги на этом проекте, но если город будет развиваться, а недвижимость дорожать, мы окажемся в плюсе», – уверен он.
Автор: Екатерина Меньшикова
На Градсовете Норманн Фостер, заметно волнуясь, представил на суд обычно очень критичной публики из архитектурного бомонда города полную версию своего проекта реконструкции Новой Голландии. Приняли его хорошо: на совете звучали слова о том, что это лучший проект последнего времени, шедевр архитектурной мысли, исключительно удачное сочетание исторического наследия и новых решений… Никита Явейн, бывший руководитель КГИОП, заявил, что проект Фостера удачно отличается от работ заезжих знаменитостей, которые пытаются реализовать в России то, что им не позволяют сделать на родине. «Проект Норманна Фостера – совсем другой пример», – убежден он. В свою очередь, Вера Дементьева, нынешний руководитель КГИОП, отметила, что «наконец-то решилась судьба одного из самых крупных инвестиционных проектов в области реставрации».
Норманн Фостер отметил, что по сравнению с конкурсным вариантом проект несколько изменился. Он предложил убрать мосты через Мойку для того, чтобы «сохранить загадку острова». Транспортную доступность будут обеспечивать мосты через Крюков и Адмиралтейский каналы. По идее архитектора, Новая Голландия должна стать пешеходной зоной, а весь автотранспорт, включая служебный, будет передвигаться под землей. Основной вход на остров предполагается через здание кузницы, здесь же расположатся кассы. Минуя их, зрители попадут в подземный гардероб.
В центре острова будут углублять внутренний водоем острова, так называемый «Ковш», в середине которого разместится сцена для театрализованных представлений. Дворец Фестивалей на три с половиной тысячи мест будет выполнен в форме каркаса корабля, что, по мнению, архитектора, отражает судьбу острова. Его свяжут с Ковшом двумя своеобразными крыльями, где будут устроены еще 2,5 тысячи зрительских мест. Эксплуатировать Дворец можно будет в любую погоду за счет особой конфигурации кровли. Еще один концертный зал на 400 мест организуют в тюремной башне.
Согласно проекту общая площадь возводимых и реконструируемых зданий и помещений составляет 195,8 тыс. кв. метров. В том числе Дворец фестивалей – 26,3 тыс. кв. метров, тюрьма – 10,1 тыс. кв. метров, дом коменданта – 1 тыс. кв. метров, три здания складов площадью 24,9, 38,4 и 18,6 тыс. кв. метров. В них должны разместиться гостиничные комплексы и офисные помещения.
Не все Фостеру масленица
Не смог определиться Норман Фостер с системой освещения острова. С одной стороны, необходимо обеспечить художественную подсветку крыш складов Новой Голландии и «запустить» свет внутрь помещений, с другой – кровли являются архитектурным наследием, и вмешиваться в их устройство нельзя. Архитектор заявил, что им удалось замаскировать окна и источники света, но участники обсуждения посоветовали ему еще раз подумать над этим вопросом.
Возникло недопонимание и с цветом кровель: Фостер предложил сделать их коричневыми, что на его взгляд, соответствует общему тону городских крыш, но специалисты поправили его, заявив, что крыши в Санкт-Петербурге в основном темно-красные.
Были высказаны замечания к составителям конкурсной документации. Михаил Мильчик, член федерального совета по сохранению культурного наследия и рецензент проекта, отметил, что при разработке условий международного конкурса остров не рассматривался как единое пространство и некоторые объекты можно в результате реконструкции потерять. Например, здание Дворца Фестивалей, высота которого достигает 15 метров, перекроет существующую панораму острова. Также можно было обязать инвестора сохранить незастроенной пустующую часть Новой Голландии и шире показать интерьер складов, который открылся после пожара. Или другой пример, приведенный председателем городского отделения Общества охраны памятников истории и культуры Владимиром Лисовским. Он много говорил о «Ковше», который является опытным бассейном, оборудованным в Новой Голландии по инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева, и где над новыми моделями кораблей работали известные судостроители. Владимир Лисовский предложил сохранить хотя бы фрагмент бассейна, тем более что это сооружение представляет интерес и для туристов. Между тем, бассейн в перечень охраняемых объектов не входит, а инвестор, как и архитектор, не видят смысла его сохранять. В ответ на это Вера Дементьева заявила, что конкурсная документация составлялась специалистами высокого класса, и сейчас уже нет смысла говорить об этом.
Удалось Норманну Фостеру отстоять деревья, растущие вдоль складов Новой Голландии. Некоторые предлагали их вырубить, мотивируя это тем, что изначально их на острове не было, и они закрывают обзор со стороны каналов. Архитектор заметил, что остров за время своего существования менялся неоднократно, и выросшие деревья – не самое плохое из изменений.
В итоге Норманн Фостер обнадежил присутствующих на Градсовете, заявив, что его мастерская готова и дальше развивать проект реконструкции, прислушиваясь к замечаниям специалистов.
Между тем, в городе до сих пор говорят о том, что амбициозный проект нельзя реализовывать, поскольку Дворец Фестивалей и подземный паркинг могут вызвать понижение грунтовых вод, осушение и повреждение свай существующих построек. Правда, на Градсовете эти опасения высказаны не были.
ГолландскаЯ историЯ
Постройки на острове Новая Голландия были возведены в 1765–1780 годах по проектам известных архитекторов Саввы Чевакинского и Жана-Батиста Валлен-Деламота. Несмотря на то, что использовались они для сушки и хранения лесоматериалов, необходимых для строительства кораблей, к их созданию архитекторы подошли с ответственностью, свойственной мастерам того времени. Складские помещения стали подлинным образцом эпохи раннего классицизма. Отделку фасадов поручили архитектору-классицисту Жану Батисту Валлен-Деламоту. Он же спроектировал знаменитую арку, выходящую на Крюков канал. В XIX веке в Новой Голландии появились здание морской тюрьмы, построенное в форме ротонды, и кирпичная кузница.
На территории острова сейчас находится 26 зданий общей площадью около 70 тысяч квадратных метров. Пять из них являются памятниками архитектуры федерального значения: три лесных склада, тюрьма и кузница. Их инвестор должен будет сохранить и отреставрировать. Охране подлежит также конфигурация внутреннего ковша.
За последние 100 лет девелоперы не раз присматривались к острову. В начале прошлого века был план разбить его на участки и застроить, однако его реализации помешала война. При советской власти на остров пришли военные, разместившие здесь склады Ленинградской базы ВМФ и ателье по пошиву формы, Новая Голландия стала закрытой территорей.
В 1990 году французская компания СВС заинтересовалась проектом архитектора Вениамина Фабрицкого, который предложил высвободить на севере острова участок под деловую застройку, комплекс Валлен-Деламота реставрировать, разместив в нем учреждения культуры, а в центре острова организовать площадки для фестивалей и карнавалов. Проект оценивался в $300-400 млн. Однако военные с острова не ушли, и французы от идеи отказались. В 1997 году художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предлагал включить Новую Голландию в состав проекта реконструкции Мариинского театра, разрабатываемого американским архитектором Эриком Моссом. В 2003 году военные объекты с острова вывели, и Валентина Матвиенко получила символические ключи от острова, после чего началась подготовка к международному архитектурно-инвестиционному конкурсу. Объявили его в октябре 2005 года. Организатором торгов стал Фонд имущества Петербурга. К участию в состязании допускались только консорциумы в составе инвестор – архитектор – девелопер.
АнглийскаЯ ГолландиЯ
Идеи Вениамина Фабрицкого, архитектора, работавшего над проектом реконструкции острова более 30 лет, частично были использованы при составлении условий этого конкурса. На конкурс выставили территорию в 7,2 га с расположенными на ней 26 зданиями, принадлежащими как городу, так и федералам. Инвестору разрешили снести только постройки советского периода. Предполагалось, что остров может вместить до 220 тыс. кв. метров различных площадей, высоту построек ограничили 23,5 метрами. Среди других обязательных условий было инвестировать в освоение территории не менее $300 млн, реализовать проект за семь лет и построить на острове Дворец фестивалей. Взамен победитель конкурса сможет оформить новые постройки в собственность, а федеральные памятники и Дворец фестивалей получит в аренду на 99 лет. Город со своей стороны компенсирует инвестору затраты на инженерное обеспечение острова, а федеральные власти – на строительство дворца.
На Новую Голландию претендовало немало желающих. 31 января 2005 года были объявлены трое претендентов: «Эн Эйч Ай Групп», учрежденный шведской компанией Ruric AB (на конкурс инвестор представил проект голландского архитектурного бюро ЕЕА стоимостью $483 млн), «Строй-холдинг» в партнерстве с «СБП Интернэшнл» и архитектурными бюро «КСП Энгель и Циммерман» и «Байерише Баубетройунгс» (стоимость проекта – $558 млн), наконец, «СТ Новая Голландия», созданное московским девелоперским холдингом ST Group. Руководитель компании, известный предприниматель Шалва Чигиринский, лично пригласил для работы над проектом своего друга – английского архитектора Норманна Фостера. Англичанин известен как один из основоположников стиля high-tech. Он построил множество современных зданий в Великобритании, Германии, Гонконге. Многие знают его как автора проекта реконструкции Рейхстага в Берлине. Английская королева Елизавета возвела его в 1990 году в рыцарское звание.
Шалва Чигиринский пообещал вложить в остров около $300 млн. Коммерческая привлекательность проекта ясна пока не для всех, но предприниматель настроен оптимистично. «Риски, связанные с реализацией проекта, довольно велики, и просчитать затраты и прибыль затруднительно. Я не знаю, как мы заработаем деньги на этом проекте, но если город будет развиваться, а недвижимость дорожать, мы окажемся в плюсе», – уверен он.
Автор: Екатерина Меньшикова
рубрика:
Большие проекты