Проблем будет меньше

Строительная отрасль относится к тем бюджетообразующим отраслям, благодаря которым в последние годы городская казна наполняется все больше и больше. Строители не только помогают городу решать такие проблемы, как обеспечение горожан жильем, предоставление новых рабочих мест, освоение новых территорий, оснащение земельных участков инженерной инфраструктурой, но и возводят множество других объектов, в том числе и социальных.
И хотя строительный бизнес уже давно является частным, вставшим на ноги в пореформенные девяностые, тем не менее, городским властям приходится за ним присматривать. Ведь мегаполис, подобный Петербургу, это большой, сложный организм, в котором все должно работать синхронно, без перекосов. Комитет по строительству сегодня курирует большинство вопросов строительного комплекса. Около двух лет его возглавляет молодой, энергичный профессионал с хорошим чувством юмора Роман Филимонов. Он – гость нашей редакции.
– Роман Евгеньевич, на последнем заседании правительства Валентина Матвиенко неоднократно предлагала Вам взять под свою опеку строительство то детских садов, то спортивных объектов, а то и моргов с кладбищами, объясняя это тем, что «строить должны строители». Насколько расширился объем полномочий Комитета за последний год?
– Полномочия Комитета по строительству не расширились, они были всегда. Просто в стародавние времена эти полномочия были размыты по другим комитетам. Например, раньше под реконструкцией понимался «капитальный ремонт с расселением». Соответственно, эти вопросы курировали отраслевые комитеты, которые занимались не строительством, а эксплуатацией зданий и сооружений, что, на мой взгляд, неправильно.
Губернатор приняла мудрое решение о том, что вся реконструкция должна быть сосредоточена в руках профильного комитета, то есть Комитета по строительству. В связи с тем, что это привело к увеличению объемов работы, был увеличен штат нашего комитета. Более того, у нас появилось новое направление – контроль за выполнением крупных инвестиционных проектов, в которых опосредованно участвуют бюджетные деньги. Опосредованно – это через систему замены оплаты на выполнение работ.
Еще одно направление, которым сегодня занимается Комитет по строительству – это комплексное освоение больших территорий. Мы осуществляем контроль за выполнением обязательств инвесторами. Так, у нас есть застройщики, которые в достаточно большом объеме производят работы вместо внесения в бюджет денег на инфраструктуру. Мы просто обязаны их контролировать. Приведу простой пример. Широко известный проект китайского квартала «Балтийская Жемчужина» предполагает большой объем суммы замены. Вместо отчислений в городскую казну на этой территории инвесторы построят объекты социальной и инженерной инфраструктуры, проложат дороги, выполнят работы по благоустройству.
В ведении Комитета по строительству также находятся вопросы, связанные с реализацией приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Кроме того, мы тесно взаимодействуем с федеральными органами исполнительной власти – Министерством регионального развития, Росстроем. Активное строительство жилья для военнослужащих в Пушкине – один из результатов такого сотрудничества. По этой программе к 2007 году предполагается сдать более 150 тыс. кв. метров или 2539 квартир. Мы оказываем им посильную помощь, как в этом проекте, так и в иных федеральных программах, которые реализуются на территории нашего города. Наша главная задача состоит в том, чтобы помочь федеральным органам власти наладить взаимодействие с региональными.
Немаловажным направлением является увеличение объемов всех выполняемых Комитетом работ. В связи с этим стоит отметить, что объем работ Комитета по строительству по адресной инвестиционной программе в 2006 году по сравнению с прошлым годом увеличился в 2,5 раза, настолько же он увеличится и в 2007 году.
– Летом на одном из заседаний губернатор поручила Вам разработать программу по реновации территорий, занятых домами первых массовых серий. Тогда было предложено пойти по московскому пути – сносу «хрущевок». Как обстоят дела с исполнением данного поручения?
– Сразу же по итогам заседания при губернаторе была создана специальная рабочая группа по подготовке предложений по реновации (реконструкции) кварталов, застроенных жилыми домами первых массовых серий. В состав рабочей группы вошли представители всех профильных комитетов – Жилищного, Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по управлению городским имуществом, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, а также главы администраций Кировского, Московского, Фрунзенского и Калининского районов. В заседаниях этого органа принимают участие депутаты Законодательного собрания и специалисты проектных организаций.
На сегодняшний день уже проведено несколько заседаний и выработана основная методика. Наиболее проблемными и острыми являются вопросы взаимоотношений с жителями тех кварталов, которые планируются под снос. Это связано с тем, что районы в плане собственности у нас неоднородны: есть государственный и частный жилые фонды, есть нежилые помещения, которые находятся в собственности, либо сдаются в аренду городом. Необходимо увязать интересы всех проживающих и работающих в данном микрорайоне. На одном из заседаний рабочей группы было принято решение о том, что подход к каждому кварталу должен быть индивидуальным. Кроме того, реновацию территорий предполагается выделить в отдельную целевую программу, которая должна быть утверждена Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В ней планируется прописать весь механизм переселения граждан.
Участниками рабочей группы на обсуждение были предложены несколько пилотных кварталов, каждый из которых отработан во всех заинтересованных профильных комитетах. Так, например, КУГИ рассмотрел все кварталы относительно собственности, Жилищный комитет – в плане эксплуатации фонда, степени его надежности, ветхости, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению – имеются ли запасы энергоресурсов на этих территориях. Ведь если начнется новое строительство, потребуются дополнительные мощности. Вот комитет и проанализировал, есть ли эта мощность на близлежащих источниках, обеспечат ли сети пропускную способность…
На последнем заседании, состоявшемся 27 сентября, мы рассмотрели основные положения целевой программы, определились с пилотными кварталами, в которых начнутся работы уже в следующем году, выстроили рейтинг кварталов по приоритетности. В первую очередь внимание обратят на те из них, где больше ветхого фонда и есть возможность обеспечить подачу энергоресурсов. Итоги заседания в течение недели будут доложены губернатору и членам правительства, которые, в свою очередь, внесут собственные предложения и дадут конкретные поручения. В октябре мы вынесем программу по реновации кварталов, застроенных жилыми домами первых массовых серий, на заседание правительства, а затем – после ее утверждения – передадим в Законодательное собрание города.
Хотелось бы немного рассказать об идеологии программы. Поскольку каждый квартал индивидуален, эта программа может быть реализована как на бюджетные дотации, так и на инвестиционные средства. Есть обязательное условие: инвестор на реконструкцию каждого квартала будет определяться на конкурсной основе. Если будет принято решение о выделении бюджетных средств, то победит тот, кто предложит наименьшую сумму для реновации квартала. В том случае, если речь пойдет об инвестиционных средствах, победитель будет выявлен по наибольшему вкладу или наилучшему проекту развития территории реновации. Во главу угла, безусловно, ставятся жители, поскольку программа принимается не ради уничтожения «хрущевок», а для преобразования кварталов, создания нормальных условий жизни людей.
– На брифинге, посвященному бюджету-2007, вице-губернатор Михаил Осеевский назвал Вас и руководителя КБДХ Олега Виролайнена долларовыми миллиардерами, объяснив это тем, что Вашим комитетам выделяется почти по 30 млрд рублей. На что Вы планируете потратить эту кругленькую сумму?
– Прежде всего, это реализация социальных программ. Правительство Санкт-Петербурга планирует построить 7 детских садов и 3 школы, в 2008 году планируется заложить еще 6 школ и 3 детских сада соответственно. Возможно, что последних будет сдано больше. Сейчас решается вопрос по реконструкции зданий бывших детских садов, отданных в аренду в 90-е годы.
На реконструкцию художественных школ, театров и некоторых других объектов городским бюджетом предусмотрено около 222 млн рублей. Огромные, беспрецедентные средства заложены на строительство жилья для государственных нужд. В 2007 году мы планируем построить 256 тыс. кв. метров жилья для очередников и для расселения ветхого и аварийного фонда, на 2008 год предусмотрено около 300 тыс. кв. метров. В общей сложности нам выделяется 5,74 млрд рублей.
Не забываем мы и про обязательства города по вопросам инженерной подготовки территорий, что тоже является немаловажным аспектом при жилищном строительстве. На будущий год планируется на эти цели затратить 1,8 млрд рублей, что в два раза больше чем в текущем году. В 2007 мы завершаем инженерную подготовку 56 квартала Северо-Приморской части и на 90 процентов подготовим 59 квартал. Будут начаты работы в 55 и 58 квартале СПЧ. Из четырех намеченных кварталов Юго-Запада 1,5 планируется сдать в следующем году и 2,5 – в 2008 году. Наша идеология такая: застройщик получает все технические условия на уровне первого колодца, то есть источник присоединения находится на его территории, остается только заплатить за подключение, и можно приступать к работе.
– Роман Евгеньевич, Ваш прогноз на итоги нынешнего года.
– Прогноз по итогам этого года более чем оптимистичный. Результат ввода по школам на сегодняшний день налицо: построены и сданы в эксплуатацию два объекта, в том числе школа «Динамика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если говорить о жилье, то ввод домов идет в плановом режиме. Мы свои обязательства выполним и сдадим в срок. Сейчас Комитет по строительству плотно работает с Ленэнерго, у нас есть взаимопонимание. Совместно проводим анализ тех зданий, которые вводятся в этом году. Процентов на 80 эти объекты будут обеспечены энергией Ленэнерго.
– А руководство Ленэнерго утверждает, что на все 100 процентов...
– Дело вот в чем, можно говорить – на 100 процентов, можно говорить – на 80. По плану ввода у нас должно быть сдано еще 2,5 млн кв. метров помимо того миллиона, который уже присутствует. Но не все инвесторы в срок выполняют свои обязательства, поэтому, как правило, какая-то часть будет перенесена на следующий год. 2,3 млн кв. метров жилья, без учета государственного, предполагается сдать в 2006 году. Это те метры, которые мы заявляли по приоритетному национальному проекту. Мы свои обязательства выполним и, возможно, даже перевыполним. Вот они и будут все полностью подключены. А 80 процентов – это от тех квадратных метров, что могли бы быть введены в текущем году, если бы все инвесторы выполнили свои обязательства. Так что Ленэнерго говорит правильно – все 100 процентов будут подключены.
Этот год, безусловно, очень напряженный. Предстоит ввести много объектов в IV квартале, большой объем бюджетных обязательств также запланирован на конец года, поэтому будем трудиться в поте лица, чтобы справиться. Более того, скажу, что нам по последним поправкам опять добавили объектов, обязали достроить и ввести.
– Больше ничем похвастаться не хотите?
– Можем похвастаться проблемами. Так, мы рассчитывали, что к середине года выйдем на нормальную, планомерную работу по подготовке документации к инвестиционным торгам. Нам депутаты «помогли» – включили в закон порядок подготовки документации инвестором. У нас такая практика уже была, депутаты один в один переписали это в закон, немножко кое-что напутали, заставили нас издавать дополнительно регламентирующие акты, и мы только сейчас выходим на конкурсную процедуру, хотя в апреле она у нас нормально функционировала. Правда, не давала результатов, потому что приходящие компании, которые брали участки на подготовку, не успевали их готовить из-за сложности, условно говоря, новизны подготовки градостроительной документации. У нас был отработан механизм: предпроектные планировки, кадастровый номер и т.д., но Градостроительный кодекс требует (и правильно делает) готовить документацию по планировке территории. Только на ее основе можно принимать обоснованное решение по проведению торгов. Мы пытались упростить эту процедуру, договорились с федеральными органами и вот только сейчас выходим на нормальную планомерную работу.
Кроме того, есть определенный дефицит земельных участков. Из-за этого вызван ажиотаж на приобретение права аренды участков для строительства жилья. Это нас очень сильно беспокоит. Посмотрите результаты последних торгов: шестикратное увеличение стоимости от начала стартовой цены. А между тем, продали то же самое, что не могли продать в прошлом году: квартал в СПЧ. С одной стороны, мы должны радоваться, что идет такое насыщение бюджета, что столько зарабатываем на продаже земли, но, с другой стороны, мы понимаем, что это ложится в стоимость квадратного метра. Это не радует по простой причине: доступность жилья падает. На каком-то ажиотажном спросе растет стоимость земельных участков. По нашему мнению, земля столько не стоит. Чтобы эту проблему разрядить, мы готовим участки по комплексному освоению. Это позволит выдать сразу большой объем площади на большой территории с разрешением инвесторам самостоятельно инженерно подготавливать территорию и выйти на строительство в короткий срок.
Мы усилили подразделение по подготовке планировочной документации, КГА нам помог все упорядочить, выпустить методическую документацию по планировке. В связи с этим рассчитываем, что в 2007 году проблем, связанных с подготовкой документации, не будет. Планируем на следующий год массовый вывод земельных участков по полному пакету.
– Спасибо за интересный разговор. Успехов Вам в освоении бюджетных миллиардов.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Бизнес пространство
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.