Пять метров для бабушки
Законопроект «О внесении изменений в Закон «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет» был внесен в Законодательное собрание губернатором Санкт-Петербурга 20 июня 2006 года. Однако до сих законопроект на заседании Собрания не обсуждался даже в первом чтении, хотя все необходимые требования Регламента, включая рассмотрение его профильными комиссиями, давно выполнены.
Закон, в который вносятся изменения, устанавливает, что до принятия Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга минимальные размеры площадей земельных участков, в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ подлежащих государственному кадастровому учету, составляют: для индивидуального жилищного строительства, размещения индивидуального жилого дома 300 кв. метров, для ведения дачного хозяйства – 600 кв. метров, садоводства – 200 кв. метров, огородничества – 200 кв. метров, размещения индивидуальных гаражей – 18 кв. метров, объектов мелкорозничной торговли – 20 кв. метров.
Той же статьей (п. 1 ст. 33 ЗК РФ) определено, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Установление предельных размеров земельных участков для индивидуальных гаражей, и уж тем более объектов мелкорозничной торговли данными нормами не предусматривается.
Тем не менее, закон, принятый вопреки мнению специалистов о том, что формирование и кадастровый учет земельных участков в 18-20 кв. метров на территории Санкт-Петербурга прямо противоречит всему мировому и российскому опыту, установил минимальные размеры для размещения гаражей и объектов мелкорозничной торговли.
Не прошло и года, как губернатор внесла поправки в данный закон, предлагая уменьшить минимальный размер земельного участка для целей кадастрового учета под объекты мелкорозничной торговли до 5 кв. метров. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас закон не учитывает интересы субъектов малого предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли и населения, пользующегося их услугами. В Санкт-Петербурге отдельно стоящие объекты мелкорозничной торговли составляют около 70 процентов от их общего количества. Это киоски и торговое оборудование, размещенные на земельных участках площадью менее 20 кв. метров, в которых осуществляется торговля мороженым, периодической печатной продукцией, цветами и другими товарами. В период сезонной торговли, как правило, мелкорозничная торговая сеть увеличивается за счет объектов, реализующих бахчевые культуры, прохладительные напитки, овощи и фрукты, которые также размещаются на земельных участках площадью менее 20 кв. метров. Установленный размер участка для размещения объектов мелкорозничной торговли, подлежащий кадастровому учету, может привести к отказу в оформлении таких договоров аренды земельных участков. В этой связи и предлагается установить эту величину равной 5 кв. метрам.
Председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов пояснил, что данное положение законопроекта о минимальном размере земельного участка в 5 кв. метров касается объектов движимого имущества, временных сооружений. Кадастровый же учет – это необходимый элемент формирования объекта недвижимости, включающего, прежде всего, земельный участок и все, что находится на нем, то есть вторичные объекты недвижимости, имеющие признаки капитального сооружения (фундамент, инженерные коммуникации и т.п.). Сегодня исполнительная власть говорит: «Давайте оформим земельный участок площадью 5 кв. метров под временный объект розничной торговли, и можно будет сдавать его в аренду». Здесь явное противоречие, считает депутат. Земельный участок будет учитываться как объект недвижимости, а размещать на нем предлагается объект движимого имущества. Конечно, такие объекты торговли городу нужны. Только не надо их оформлять как объекты недвижимости и вносить в государственный земельный кадастр. Это дорогая и долгая процедура, которую должен будет оплатить предприниматель – владелец объекта мелкорозничной торговли.
В соответствии с законом «О создании и эксплуатации комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге» под объектом мелкорозничной торговли понимается отдельно стоящий киоск, ларек, павильон, лоток, открытый прилавок, тонар, тележка, автомашина, автоприцеп, палатка, контейнер или иное нестационарное (переносное) торговое оборудование, используемое для реализации товаров непосредственно потребителю.
Сложно представить, как администрация города будет проводить кадастровую съемку, формировать кадастровое дело и вносить в государственный кадастр пятиметровый земельный участок, например, под автомашиной, торгующей арбузами у станции метро, или гоняться за бабушкой, торгующей цветами с «иного нестационарного (переносного) торгового оборудования». Этак в попытках учета нашей земли мы можем зайти далеко, может быть, и места на кладбище (тоже около 5 кв. метров) будем вносить в кадастр недвижимости – это, в принципе, тоже временное пользование городской землей, отмечает г-н Амосов.
Комиссия предлагает в Правилах землепользования и застройки, проект которых сейчас изучают депутаты, сделать раздел, посвященный размещению объектов мелкорозничной торговли, временных объектов движимого имущества на территории земель общего пользования: на улицах, площадях, скверах и парках города. Но прежде надо понять, какие объекты этой торговли и как мы размещаем на территориях общего пользования. Сегодня, считает депутат, мы вообще не должны рассматривать поправки к закону. «На наше рассмотрение внесены Правила землепользования и застройки, где должны быть четко прописаны все параметры и характеристики земельных участков (территорий), включая территории (зоны), определяемые под размещение объектов мелкорозничной торговли. И только там мы должны определить их предельно допустимые размеры (минимальные и максимальные) и закрепить эти характеристики в виде городского закона. Только в этом случае мы можем избежать коррупции среди чиновников, определяющих, сколько именно метров занимает на сегодня ларек и надо ли его владельцам проходить процедуру государственного кадастрового учета», – отмечает депутат.
Автор: Евгений Герасимов
Закон, в который вносятся изменения, устанавливает, что до принятия Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга минимальные размеры площадей земельных участков, в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ подлежащих государственному кадастровому учету, составляют: для индивидуального жилищного строительства, размещения индивидуального жилого дома 300 кв. метров, для ведения дачного хозяйства – 600 кв. метров, садоводства – 200 кв. метров, огородничества – 200 кв. метров, размещения индивидуальных гаражей – 18 кв. метров, объектов мелкорозничной торговли – 20 кв. метров.
Той же статьей (п. 1 ст. 33 ЗК РФ) определено, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Установление предельных размеров земельных участков для индивидуальных гаражей, и уж тем более объектов мелкорозничной торговли данными нормами не предусматривается.
Тем не менее, закон, принятый вопреки мнению специалистов о том, что формирование и кадастровый учет земельных участков в 18-20 кв. метров на территории Санкт-Петербурга прямо противоречит всему мировому и российскому опыту, установил минимальные размеры для размещения гаражей и объектов мелкорозничной торговли.
Не прошло и года, как губернатор внесла поправки в данный закон, предлагая уменьшить минимальный размер земельного участка для целей кадастрового учета под объекты мелкорозничной торговли до 5 кв. метров. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас закон не учитывает интересы субъектов малого предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли и населения, пользующегося их услугами. В Санкт-Петербурге отдельно стоящие объекты мелкорозничной торговли составляют около 70 процентов от их общего количества. Это киоски и торговое оборудование, размещенные на земельных участках площадью менее 20 кв. метров, в которых осуществляется торговля мороженым, периодической печатной продукцией, цветами и другими товарами. В период сезонной торговли, как правило, мелкорозничная торговая сеть увеличивается за счет объектов, реализующих бахчевые культуры, прохладительные напитки, овощи и фрукты, которые также размещаются на земельных участках площадью менее 20 кв. метров. Установленный размер участка для размещения объектов мелкорозничной торговли, подлежащий кадастровому учету, может привести к отказу в оформлении таких договоров аренды земельных участков. В этой связи и предлагается установить эту величину равной 5 кв. метрам.
Председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов пояснил, что данное положение законопроекта о минимальном размере земельного участка в 5 кв. метров касается объектов движимого имущества, временных сооружений. Кадастровый же учет – это необходимый элемент формирования объекта недвижимости, включающего, прежде всего, земельный участок и все, что находится на нем, то есть вторичные объекты недвижимости, имеющие признаки капитального сооружения (фундамент, инженерные коммуникации и т.п.). Сегодня исполнительная власть говорит: «Давайте оформим земельный участок площадью 5 кв. метров под временный объект розничной торговли, и можно будет сдавать его в аренду». Здесь явное противоречие, считает депутат. Земельный участок будет учитываться как объект недвижимости, а размещать на нем предлагается объект движимого имущества. Конечно, такие объекты торговли городу нужны. Только не надо их оформлять как объекты недвижимости и вносить в государственный земельный кадастр. Это дорогая и долгая процедура, которую должен будет оплатить предприниматель – владелец объекта мелкорозничной торговли.
В соответствии с законом «О создании и эксплуатации комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге» под объектом мелкорозничной торговли понимается отдельно стоящий киоск, ларек, павильон, лоток, открытый прилавок, тонар, тележка, автомашина, автоприцеп, палатка, контейнер или иное нестационарное (переносное) торговое оборудование, используемое для реализации товаров непосредственно потребителю.
Сложно представить, как администрация города будет проводить кадастровую съемку, формировать кадастровое дело и вносить в государственный кадастр пятиметровый земельный участок, например, под автомашиной, торгующей арбузами у станции метро, или гоняться за бабушкой, торгующей цветами с «иного нестационарного (переносного) торгового оборудования». Этак в попытках учета нашей земли мы можем зайти далеко, может быть, и места на кладбище (тоже около 5 кв. метров) будем вносить в кадастр недвижимости – это, в принципе, тоже временное пользование городской землей, отмечает г-н Амосов.
Комиссия предлагает в Правилах землепользования и застройки, проект которых сейчас изучают депутаты, сделать раздел, посвященный размещению объектов мелкорозничной торговли, временных объектов движимого имущества на территории земель общего пользования: на улицах, площадях, скверах и парках города. Но прежде надо понять, какие объекты этой торговли и как мы размещаем на территориях общего пользования. Сегодня, считает депутат, мы вообще не должны рассматривать поправки к закону. «На наше рассмотрение внесены Правила землепользования и застройки, где должны быть четко прописаны все параметры и характеристики земельных участков (территорий), включая территории (зоны), определяемые под размещение объектов мелкорозничной торговли. И только там мы должны определить их предельно допустимые размеры (минимальные и максимальные) и закрепить эти характеристики в виде городского закона. Только в этом случае мы можем избежать коррупции среди чиновников, определяющих, сколько именно метров занимает на сегодня ларек и надо ли его владельцам проходить процедуру государственного кадастрового учета», – отмечает депутат.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти