Петербург – форпост России

На минувшей неделе состоялось знаменательное событие: впервые Президент России Владимир Путин провел рабочее совещание в нашем городе. На нем рассматривалась генеральная схема развития Петербурга на ближайшие 5 лет. Особое внимание было уделено стратегическим проектам развития города, коих за последние два года появилось ровно 12 штук. Общая стоимость этих проектов по предварительным подсчетам составит около 400 млрд рублей.
Совещание проходило в новом ресурсном центре, в котором собирается вся информация по городу и в режиме он-лайн можно отследить любое происходящее событие. Присутствующим продемонстрировали то, что происходит на строительстве Морского пассажирского терминала. До совещания председатель Комитета по стратегическим инвестициям Максим Соколов провел для Президента РФ экскурсию по выставке важнейших проектов (об этом в следующем номере).
Открыла заседание губернатор Валентина Матвиенко. В очень быстром темпе она рассказала о ситуации в городе. «За счет капитализации ресурсов, внедрения новых технологий, привлечения инвестиций бюджет города по сравнению с 2003 годом вырос в три раза. Устойчивыми темпами растет ВРП. Только в этом году реальные денежные доходы петербуржцев выросли на 4,5 процента. Но самое большое удовлетворение приносит рост инвестиций. В прошлом году их объем вырос в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом, а в первом полугодии текущего года зафиксирован рост в 3,4 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. При этом, что меня особенно радует, более чем в два раза выросли инвестиции в производственную сферу».
Валентина Матвиенко акцентировала внимание на том, что инвестиционная привлекательность города не исчерпывается системой льгот для инвесторов, она заключается в прозрачности всех процедур, стабильной политической и экономической жизни. Напомнив, что в конце минувшего года был разработан и утвержден законом новый Генеральный план развития Санкт-Петербурга на период до 2025 года, она отметила, что в нем определены опорные точки транспортной инфраструктуры, инженерно-энергетического комплекса, производственных мощностей и жилищного строительства. «Мы относим их к разряду прорывных для городской экономики, – сказала губернатор, – для повышения качества жизни петербуржцев и развития стандартов». Прежде чем передать слово вице-губернаторам Александру Вахмистрову и Юрию Молчанову, губернатор заметила, что «представляемые ими проекты – не планы, не прожекты, они уже реализуются, причем часть – на основе государственно-частного партнерства».
Приоритет – ДОРОГАМ
Александр Вахмистров подробно остановился на четырех проектах. Отметив, что «Санкт-Петербург – крупнейший транспортный узел России (сегодня через город проходит 52 процента импортных грузов), он объяснил: «именно поэтому необходимо создать систему скоростных автомагистралей, взаимоувязанную с общей транспортной системой города».
Далее вице-губернатор остановился на том, что «строительство КАД было начато в 1998 году за счет средств городского бюджета и продвигалось без особых успехов и достижений». И только после вмешательства Президента произошли коренные изменения. «Сегодня по строительству КАД решены все вопросы по финансированию на 2007 год», – отметил Александр Вахмистров.
защитЯт от наводнений
Далее Александр Вахмистров перешел к Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Доработана программа завершения создания КЗС. Ее планируется реализовать в два этапа. На первом будет обеспечена функция защиты Санкт-Петербурга от наводнений, судоходство через судопропускные сооружения 1 и 2 и дорога на участке Горская-Котлин. На втором – внешнее электроснабжение, завершение строительства автодороги по гребню КЗС с развязками, полностью построен тоннель под судопропускным сооружением С1.
Финансирование работ осуществляется с привлечением средств Международных финансовых организаций и за счет средств федерального бюджета. Будет осуществлено устройство судоходных каналов, строительство дороги, модернизация систем предупреждения об угрозе наводнений. Таким образом, в 2008 году планируется решить главную задачу – Санкт-Петербург получит надежную защиту от наводнений.
Пионеры – в концессии
Но главным событием вице-губернатор назвал запуск строительства двух крупных дорожных объектов на концессионной основе – западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля. «ЗСД представляет собой платную автомагистраль скоростного движения на 8 полос. Расчетная скорость – 120 км/час, максимальная интенсивность до 140 тыс. автомобилей в сутки, общая протяженность магистрали 46,6 км», – представил проект Александр Вахмистров. В октябре 2005 года начато строительство первой очереди южного участка ЗСД. К настоящему моменту возведено 95 опор, смонтировано свыше 1000 тонн металлоконструкций, пролетных строений». По мнению вице-губернатора, «наиболее сложным является центральный участок. Он пересекает акваторию Финского залива и проходит вдоль Васильевского острова, где осуществляется намыв территорий для Морского пассажирского терминала и новых жилых и общественно-деловых зон. Здесь предполагается сооружение трех уникальных мостовых переходов через Морской канал и дельту Невы, а также строительство тоннеля по западной оконечности Васильевского острова. Срок окончания центрального участка – 2010-2011 годы».
ЖДЕМ распорЯжениЯ
Западный скоростной диаметр – один из первых в России инвестиционных проектов, который осуществляется на основе концессии и одобрен для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ. К финансированию проекта также будут привлечены средства бюджета Санкт-Петербурга и частных инвесторов, чья доля составит порядка 50 процентов. «У нас полностью подготовлена и согласована документация для объявления концессионного конкурса, – сказал г-н Вахмистров, – осталось получить распоряжение Правительства РФ». На этом месте губернатор Санкт-Петербурга попросила Президента посодействовать в издании данного распоряжения не позже 25 октября, так как конкурс планируется объявить на 31 октября, чтобы успеть выполнить все необходимые процедуры и на XI Международном Экономическом форуме торжественно подписать первое концессионное соглашение.
Тоннелю – быть
Вторым дорожным концессионным проектом в городе является Орловский тоннель. Цель его строительства – формирование первой в центральной части Санкт-Петербурга круглосуточной автодорожной связи правого и левого берегов реки Невы. Тоннель позволит увеличить время разводки невских мостов не менее чем на час в сутки для обеспечения растущего спроса на международные перевозки по трассе Волго-Балтийского водного пути (пропускная способность вырастет на 30-40 процентов), а также даст прямой выход из районов исторического центра города на Кольцевую автодорогу и дорожную сеть страны.
«Расчеты показывают, – отметил Александр Вахмистров, – что к 2010 году спрос на транспортное передвижение в тоннеле составит более 90 тыс. автомобилей в сутки». Длина тоннеля составит 1,7 км. Учитывая важность проекта строительства Орловского тоннеля для транспортной системы России, планируется его государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Предусматривается равное участие в финансировании проекта средств Инвестиционного фонда РФ, бюджета Санкт-Петербурга и частного инвестора. Доля каждого участника составит около 33 процентов.
стоЯт в оЧередИ
Подводя итог выступлению строительного вице-губернатора, Валентина Матвиенко заметила, что уже сегодня «есть много зарубежных инвесторов, желающих принять участие в проекте. Порядка шести крупнейших в области тоннельного строительства компаний, готовы предоставить свои решения и средства».
Далее слово было предоставлено вице-губернатору Юрию Молчанову. Основной акцент Юрий Молчанов сделал на развитии аэропорта «Пулково» – главных и единственных воздушных воротах Санкт-Петербурга.
В настоящее время завершается акционирование ФГУП Аэропорт «Пулково». Это делает его привлекательным объектом для инвестиций. В связи с чем правительство Санкт-Петербурга совместно с руководством аэропорта разработало план развития зоны «Пулково». Чтобы повысить инвестиционную привлекательность аэропорта, Валентина Матвиенко попросила Президента помочь в получении городом 49 процентов акций вновь образованного акционерного общества, на что Владимир Путин ответил: поговорим позже.
восстанет из вод
Далее Юрий Молчанов перешел к проекту Морского пассажирского терминала. Несмотря на то, что Санкт-Петербург является одним из наиболее привлекательных туристических центров на Балтике, в настоящее время объем туристических морских перевозок здесь значительно меньше, чем в других крупных портах Балтийского моря. Основная проблема – отсутствие современного морского пассажирского терминала.
Терминал разместится на намывных территориях в акватории Финского залива, в западной части Васильевского острова, где планируется построить 7 причалов, которые смогут принимать все виды современных пассажирских судов, в том числе длиной более 300 метров, и комплекс зданий и сооружений для приема и обслуживания туристов и автотранспорта. Первые круизные суда порт сможет принять уже в навигацию 2009 года.
Строительство терминала станет первым этапом уникального проекта по созданию крупнейшего в Европе района комплексной застройки на намывных территориях общей площадью 476 га, где разместится современный комплекс с общественно-деловой и жилой функциями. Таким образом, сформируется новый морской фасад Санкт-Петербурга. Западный скоростной диаметр обеспечит необходимые автодорожные связи намытой территории.
Общий объем инвестиций этого проекта составит 29 млрд рублей, из которых около 80 процентов – частные инвестиции.
наземное и подземное
Кроме аэропорта «Пулково» и морского терминала в городе планируется развивать и городской транспорт, в частности, продолжить строительство метро и начать возведение совершенно нового пассажирского транспорта – надземного экспресса. «До 2004 года, – напомнил вице-губернатор, – Санкт-Петербург был вынужден сосредоточить максимум внимания на ликвидации размыва на Выборгской линии метро. Сейчас город располагает ресурсами для осуществления работ по активному строительству новых линий».
Приоритетным направлением Юрий Молчанов назвал строительство Фрунзенского радиуса. В целом за следующие 6 лет предусматривается ввод в действие около 18 км линий и 10 станций метрополитена.
КольцеваЯ линиЯ
В связи с тем, что круговая линия метро так и не была построена в советские годы, а в нынешние времена возведение 1 километра тоннелей метро стоит около миллиарда рублей, строить под землей кольцевую сочли невыгодным. Ее решили заменить надземным трамваем, что более чем вдвое снижает затраты на строительство. Трасса надземного экспресса пройдет по эстакадам (на 80 процентов).
Первая линия надземного экспресса протяженностью 26,3 километра начнется из нового микрорайона «Балтийская жемчужина», соединит 5 районов города, конечные станции трех радиальных линий метрополитена и пригородные железнодорожные станции. Эта южная дуга будет введена в эксплуатацию двумя очередями до 2011 года. Общая протяженность трассы составит около 90 километров.
Греф согласен
Подведя итоги выступлений двух заместителей, Валентина Матвиенко напомнила о том, что существует еще много других проектов рангом пониже: перевод в промышленную зону Шушары Московской-Товарной и возведение на ее месте общественно деловой и жилищной застройки, строительство первой частной ТЭЦ, реконструкция Новой Голландии и т.д. Но главное – начата реализация программы реконструкции инженерно-энергетического комплекса. И в связи с этим появилась необходимость в увеличении поставок газа. «Последние 10 лет, – сказала губернатор, – Петербург не увеличивал потребление газа, несмотря на активное развитие. Но в связи с реконструкцией энергетического комплекса это становится необходимым». Владимир Путин попросил прокомментировать ситуацию министра экономики Германа Грефа.
«Что касается реализации представленных проектов, – сказал Герман Греф, – то качество их подготовки и готовность привлекать частные инвестиции не вызывает сомнения в том, что они будут претворены в жизнь. Безусловно, сегодня для Петербурга главная проблема – энергетика, реконструкция энергетического комплекса, и в связи с этим с 2006 по 2010 год потребление газа по Петербургу возрастет примерно в полтора раза, на 5 млрд кубов. Причем в правительстве есть понимание того, что это необходимо. Прокачка газа по сетям Петербурга ведется на предельной нагрузке. Нужно строить дополнительные сети. Это очень серьезное решение для Газпрома. Но строить придется. Очевидно, что по Северо-Западному региону до 2010 года увеличение потребления составит примерно 6 млрд кубов. Это серьезная проблема, самая ключевая и самая тяжелая в реализации».
Поддержал Германа Грефа министр транспорта Игорь Левитин. Он отметил, что на реконструкцию дорог в Санкт-Петербурге на ближайшие три года необходимо 74 млрд рублей. «И хотя это четвертая часть нашего бюджета на всю Россию, мы на это идем, – сказал министр. – потому что транспортная ситуация в Питере самая напряженная».
Главное слово
Черту под обсуждением подвел Владимир Путин. Он отметил, что Петербург играет в истории России особое значение и «такое же значение будет он играть и в будущем, это форпост страны на важнейшем участке, на важнейшем направлении. Не случайно Россия потратила столько ресурсов, положила столько людей, чтобы его удержать».
«В последние десятилетия, я не имею в виду только последние 15 лет, я говорю и о советских временах, он регулярно недофинансировался, – сказал Владимир Путин, – приходили в упадок и жилищное хозяйство, и инфраструктура, а между тем, это очень важное направление в нашей экономической и политической деятельности».
Говоря о представленных проектах, Президент отметил, что они задуманы, «чтобы вернуть городу значение, как форпосту страны». По словам Владимира Путина, в том, что «многие инвесторы – и отечественные, и зарубежные – действительно выбирают Петербург для размещения своего бизнеса, есть заслуга городской власти. Это говорит, в первую очередь, о том, что в городе создаются благоприятные условия». «Петербург показывает хорошие результаты. Но сегодня нам нельзя допускать срыв сроков договоренностей, – подчеркнул Владимир Путин. – Объекты Петербурга – наша визитная карточка инвестиционной привлекательности. Поэтому в городе следует не только тщательно контролировать реализацию проектов, но и обеспечить как ритмичное финансирование этих проектов, так и, конечно же, высокий уровень управления этими проектами. Я очень рассчитываю, что огромные финансовые ресурсы, которыми город располагает, будут реализованы самым наилучшим образом на пользу всей России».

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.